Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:44, контрольная работа
Тема "Социологии религии" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Религия как социальное явление". Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы религии определяют несомненную новизну данного исследования.
Введение
1. Религия как социальное явление
2. Уровни социального изучения религий. Научное изучение религии
3. Современная религиозная ситуация в Казахстане
Заключение
Литература
Алматинский университет энергетики и связи
Кафедра социальных дисциплин
Семестровая работа № 2
Социология религии
по дисциплине «Социология»
Выполнила: ст. гр. БВТ-12-2
Кирзнева М.Р.
Проверил: Апашов С.Б.
Алматы, 2013
Содержание
Введение
1. Религия как социальное явление
2. Уровни социального изучения религий. Научное изучение религии
3. Современная религиозная ситуация в Казахстане
Заключение
Литература
Введение
Тема "Социологии религии"
изучается на стыке сразу нескольких
взаимосвязанных дисциплин. Для
современного состояния науки характерен
переход к глобальному
Также хочу отметить, что на протяжении последних десяти-пятнадцати лет довольно часто проводились опросы, цель которых - выявления характера религиозного мировоззрения наших соотечественников. Такая заинтересованность социологов в изучении данной тематике, можно обосновать прежде всего тем, что религия - это одна из основных составляющих жизни каждого индивида. Это потребность индивида жить в «духовной защищенности». Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину). Поэтому религия в нашем обществе играет не последнюю роль в его формировании, это как бы связующее звено между личной жизнью индивида и общества в целом. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Социологии религии" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
1. Религия как социальное явление
Социология рассматривает религию в ее отношении к обществу, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь социальных.
Могут быть разными оценки
и объяснения роли религии в создании,
поддержании и изменении
В результате социологического
анализа религия предстает как
социальный феномен. Образ религии,
создаваемый социологией, определяется
преследуемыми ею целями познания социальных
явлений и возможностями, «разрешающей
способностью» применяемых ею методов.
Этот образ отличается от того, каким
видит и изображает религию психолог,
философ или историк. Это похоже
на то, как если бы портрет одного
и того же человека писали художники,
представляющие разные школы. Определение
религии, которое дает или может
дать социология, не должно рассматриваться
как исчерпывающее и
Трудность определения религии
как социального феномена заключается
в том, что на этом уровне религия
рассматривается как социальное
поведение, т. е. как определенный образ
действий, связанный с определенными
формами организации и
Социолог должен рассматривать любую религию, в том числе самую примитивную, не как ложную или истинную, а как выражение социальной жизни, как именно социальный феномен. В определении религии, которое дал Дюркгейм, центральным является тезис о том, что религия имеет дело со «священными вещами» — с вещами, которые находятся по ту сторону всего мирского, по ту сторону «профанных» дел и забот обычного человеческого существования.
Дюркгейм обратил внимание
на очистительные обряды и изменения
в состоянии человека, которые
во многих культурах считаются
Это ощущение отличается от всего, что переживает человек в своей обычной, повседневной жизни, имея дело с тем, что его в этой жизни окружает.
Согласно Дюркгейму, не все, что вызывает благоговение, и не всякий опыт «священного» является религией. Он различает магию и религию. Религия есть коллективная деятельность, в которую вовлечена социальная группа: «во всей истории мы не найдем ни одной религии без церкви». Под «церковью» Дюркгейм имеет в виду всякую общность, существующую на религиозной основе.
Связь со священным, таким
образом, принципиально, по самой сути
своей является социальным феноменом,
ее субъектом является группа, это
феномен коллективного
Дюркгеймовское определение религии предполагает дуалистический взгляд на мир: жизнь имеет религиозную и нерелигиозную стороны. Нет религии и нет общества, утверждал Дюркгейм, которые не знали бы и не осуществляли в своей практике этого разделения мира на две разные части — священное и профанное.
Однако этому противоречит тот факт, что все же есть люди, которые иначе воспринимают мир, в других категориях организуют свой опыт и деятельность. Это может быть либо тотально религиозное восприятие мира, в котором общество в целом отождествляется с «церковью», либо последовательно секулярный взгляд на мир.
М. Вебер, например, не стремился к выработке какого-то законченного определения религиозного феномена. Он полагал, что любая дефиниция достаточно условна и не способна выразить суть дела. Для него главное заключалось в том, что индивиды действуют, сообразуясь с избираемыми ими методами достижения преследуемых ими целей. Эти цели, по Веберу, могут быть сами по себе секулярными — богатство, престиж и т. д. Хотя в исследовании смысловой основы человеческой деятельности Вебер видел задачу социологии религии, он не отожествлял эти «смыслы» полностью с религиозными понятиями. Он видел, что для современного общества характерны как раз именно не религиозные «смыслы», т. е. Вебер, в противоположность некоторым последующим социологам, не рассматривал наиболее общие культурные ориентации современного общества как совпадающие с определением «религиозного».
Религия или религиозность, не является непременным спутником всякой ограниченности наших сил и знаний. Известно, например, что в жизни эскимосов куда больше опасных случайностей, чем у туземцев Меланезии, и, тем не менее, у них значительно меньше магических обрядов. Между тем, индейские племена Калифорнии, живущие в условие благоприятнейшего климата и обилия пищи, регламентируют свою жизнь колоссальным количеством табу. Можно привести и факты более общего порядка. Не всегда наиболее страдающий слой населения обнаруживает большую религиозность: в современном буржуазном обществе пролетариат религиозен не более, а менее, чем буржуазные классы, да и в античных государствах отнюдь не рабы оказывались наиболее религиозными. Война, принося неисчислимые страдания огромным массам населения, не всегда и не всюду стимулирует религиозные настроения. Более того, за последнее столетие рост причиненных войнами страданий и опасностей был едва ли не прямо пропорционален упадку влияния религиозных систем. Функции религии правомерно рассматривать в сопоставлении не с какими бы то ни было «естественными» потребностями человека, но с потребностями исторически конкретных социальных систем. Как показывают факты, самые нелепые и внутренне противоречивые мифологические конструкции, самые «дикие» ритуальные действия нередко представляются людям нужными, поскольку существует не зависящая от их воли и сознания общественная потребность в данном типе религии. И наоборот, эти конструкции в том же массовом сознании, в конце концов, рушатся, поскольку таковая потребность отмирает.
В общественной жизни мы
встречаемся с двумя типами деятельности:
а) с воспроизводством материальных
предпосылок, или жизненных средств
существования общества, и б) с
воспроизводством самого способа общения,
общественной «формы» материальной
деятельности. Совокупность этих видов
социальной деятельности составляет регулятивную
систему, «управляющий механизм» данного
общественного организма. Историческое
значение и исторические судьбы религии
как социального института
Возникновение «священных»
регуляторов социальной деятельности
можно рассматривать как один
из моментов разложения «исходного»
механизма социального
«Религия — душа бездушного мира» (Маркс).
Религия, таким образом, включает верования (мифы), т. е. веру, которая помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь; вера сама по себе есть индивидуальный феномен, который включает доверие к какому-то объекту, событию, принципу или существу как воплощению ценности и источнику смысла жизни; религия предполагает, следовательно, общность верований, разделяемых верующими, общий для них миф, который вписывает общие культурные ценности в определенную историческую действительность.
2. Уровни социального
изучения религии. Научное
На рубеже ХХ-ХХI веков во всем мире наблюдается необычный интерес к религии, к мистике, к чудесам, паранормальным явлениям, а также массовая, хотя и весьма поверхностная осведомленность в учениях, которые на протяжении тысячелетий считались эзотерическими.
В современной социологии
религии можно выделить два уровня
изучения религиозных феноменов: теоретический
и эмпирический. На теоретическом
уровне дом служения Богу рассматривается
как общественная подсистема и изучается
ее взаимодействие с другими социальными
структурами. На эмпирическом уровне изучается
религиозность отдельных
Методами эмпирического анализа являются: наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, анализ содержания документов, изучение школьной документации, методы измерений, статистический анализ, социометрические, вспомогательные психо-физиологические методы.
На протяжении последних 20 лет довольно часто проводились опросы, цель которых выявления характера религиозного мировоззрения людей.
Вывод одного опроса, проведенными
английскими исследователями
Итак, многообразие эмпирического материала, многообразие выделяемых эмпирических сторон для исследования и многообразие при творческом создании метода - все это обуславливает многообразие содержания, получаемого эмпирическими методами.
Суть теоретических методов,
по мнению Б.Т. Лихачева, в "приведении
в систему эмпирического и
обобщенного материала с
Связующим звеном между теоретическим
и эмпирическим социологическим
исследованием выступает
С конца 80-x годов ХХ века ситуация во взаимоотношениях светских и религиозных институтов стала радикально меняться в пользу становления равноправного взаимодействия. Это потребовало пересмотра концептуальных положений социологии религии, которая нуждается в разработке новых теоретических подходов. В предлагаемой многими учеными моделью используются и новые (в том числе и «хорошо забытые старые») теорико-методологические подходы, и методы заимствованные из смежных областей научного знания, и методологические комбинации, охватывающие разные аспекты проблемы и дающие ее «объемное», стереоскопическое видение и решение.