Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:36, реферат
90-е годы характеризуются устойчивым исследовательским интересом к анализу различных аспектов предпринимательства. Причина очевидна — именно в этот период в нашей стране появляются политические, экономические и правовые предпосылки создания рыночных отношений, субъективной основой которых и является предпринимательство. Можно даже сказать, что данный объект стал модным. Но изучение предпринимательства — это не только и столько дань исследовательской моде, сколько требование общественной практики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ
Реферат
на тему «Социология предпринимательства»
Выполнила: Проверила:
студентка 3 курса Панькова О.В.
гр. 0502А
Сударева О.Ю.
Донецк 2011
Социология предпринимательства: сущность, функции, задачи
90-е годы характеризуются устойчивым исследовательским интересом к анализу различных аспектов предпринимательства. Причина очевидна — именно в этот период в нашей стране появляются политические, экономические и правовые предпосылки создания рыночных отношений, субъективной основой которых и является предпринимательство. Можно даже сказать, что данный объект стал модным. Но изучение предпринимательства — это не только и столько дань исследовательской моде, сколько требование общественной практики.
Предпринимательство является объектом междисциплинарных исследований. Кроме экономической науки, которая традиционно занимается анализом предпринимательской функции в экономической системе, различные аспекты предпринимательской деятельности изучаются психологами, конфликтологами, специалистами в сфере экономической антропологии. Социология предпринимательства является теорией среднего уровня в рамках экономической социологии, поэтому первоначально читалась как часть общего курса “Экономическая социология”. Впоследствии появились отдельные курсы социологии предпринимательства, хотя иногда они были совмещены с социологией менеджмента , что врядли правомерно, поскольку предметы социологии управления и социологии предпринимательства существенно отличаются. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что между этими дисциплинами имеются и точки соприкосновения. Во-первых, это понятие “интрапренерства (внутрифирменного предпринимательства). Но с позиций социологии предпринимательства, основная роль интрапренера заключается в формировании организационно-культурной среды (корпоративной культуры) создаваемой им фирмы, а не в выработке принципов эффективного управления ею. Во-вторых, социологию предпринимательства и социологию менеджмента сближают изменения в мотивации труда управляющих крупными корпорациями, которые отмечает один из наиболее видных представителей современной западной социологии предпринимательства А. Мартинелли.
В отличие от социологических концепций общетеоретического уровня, теории среднего уровня в социологии пребывают намного ближе к реалиям общественной жизни, к насущным проблемам современности. Ввиду того, что все они «отвечают» за определенные сферы социума, они способны быстро и четко реагировать на изменения в своих сферах, путем своего появления, изменения и, если надо, исчезновения.
Не исключение здесь и
такая специальная
Предпринимательство в нашей
стране даже не возродилось, оно фактически
формировалось с нуля, при полном
отсутствии собственного опыта и
теоретических знаний в данной области.
Но постепенно этот самый опыт стал
приходить, в первую очередь через
практику, а с ним появилась
и необходимость его
Научная база данной дисциплины изначально опиралась на результаты работы зарубежных авторов и исследователей, но постепенно, сначала в России, а затем и у нас, начала формироваться собственная совокупность научных знаний по этому вопросу в виде всевозрастающего объема исследовательских публикаций по данной проблематике.
Откуда же взялась социология предпринимательства в мировой практике? На какие вопросы она способна ответить? И чем может помочь современному обществу?
Как и множество других отраслевых социологических дисциплин, социология предпринимательства не является четко сформированной теорией. Причина тому то, что она возникла не из одного источника, а формировалась в рамках множества научных отраслей на протяжении длительного периода времени.
Первые попытки осмыслить
феномен предпринимательства
Известные экономисты, основатели
английской классической политэкономии
Адам Смит и Давид Риккардо также
не могли обойти данного вопроса.
В своем анализе экономической
структуры общества они рассматривали
предпринимателя как
Дальнейшее развитие теории
предпринимательства связанно с
анализом классовой структуры общества.
Здесь следует упомянуть имя
французского экономиста Альберта Тюрго.
При изучении особенностей субъектов
предпринимательской
В начале XX века вновь возникает необходимость в определении отличия между предпринимателем и капиталистом. Этим вопросом занимались Ф. Воппер, А. Маршалл, И. Мангольд.
Иное направление изучения
предпринимательства связанно с
социально-историческими и
Невооруженным взглядом видна
связь с теорией
Из всех управленческих подходов,
наиболее привлекателен ситуационный
подход, своей близостью к социально-
В отечественной науке изучением данной проблематики занимались еще в XIX веке (М. Туган-Барановский и С. Булгакова), однако возрождение внимания к предпринимательству замечается, с возрождением самого предпринимательства на рубеже 80-90-х годов.
То, что предпринимательство начало изучаться практически сразу после своего появления и интерес к нему не знал спадов и перерывов, свидетельствует о важности сего общественного явления на протяжении всей его истории.
В целом логика развития социологии предпринимательства еще раз доказывает междисциплинарный характер данной отрасли знания. Данной проблемой занимались и экономисты, и социологи, и культурологи, и философы. Это привело к множеству различных точек зрения на одни и те же вопросы, связанные с феноменом предпринимательства. Особенности социологического взгляда на это явление будут изложены далее.
Социология предпринимательства
- это междисциплинарная теория,
она прибывает на стыке нескольких
наук. Наиболее четко проявляется
ее связь с социологией и
Социология связанна с
предпринимательством как с социальным
феноменом. Изучает его как нестандартное
новаторское поведение и
Объектом социологии предпринимательства
является когорта предпринимателей,
как специфическая
В социологии существует два основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.
Функциональный подход, основанный
Йозефом Шумпетером, является наиболее
предпочтительным при проведении прикладных
социологических исследований и
сегодня, хотя, как отмечает В. В. Радаев,
довольно трудно реализуемым, поскольку
предпринимательская функция в
шумпетеровском понимании неустойчива
и ограничена по времени. Поэтому
с позиций функционального
Другой возможный подход
к анализу группы предпринимателей
-- структурный, который определяет
место предпринимателей в социально-экономической
структуре и в системе
Эти подходы выводят нас на один из важнейших вопросов социологии предпринимательства - кто есть предприниматель?
В социологическом аспекте
предпринимателя можно
Основные задачи социологии
предпринимательства видятся
Характерные черты экономического поведения предпринимателя
Характерные черты экономического
поведения предпринимателя
Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:
- энергичностью и
- компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;
- умением подбирать себе «
- умением рисковать;