8
страха
перед местью магических сил или
властителя, надежды на потустороннее
или посюстороннее вознаграждение
- и вместе с тем самые разнообразные
интересы. К этому мы сейчас вернемся.
Но если пытаться выяснить, на чем основана
«легитимность» такой покорности, тогда,
конечно, столкнешься с указанными
тремя ее идеальными типами. А эти
представления о легитимности и
их внутреннее обоснование имеют
большое значение для структуры
господства. Правда, идеальные типы
редко встречаются в действительности.
Но сегодня мы не можем позволить
себе детальный анализ крайне запутанных
изменений, переходов и комбинаций
этих идеальных типов: это относится
к проблемам «общего учения о
государстве». В данном случае нас интересует
прежде всего второй из них: господство,
основанное на преданности тех, кто подчиняется
чисто личной ха-ризме вождя, ибо здесь
коренится мысль о призвании (Beruf) в его
высшем выражении. Преданность харизме
пророка, или вождя на войне, или выдающегося
демагога в народном собрании (Ekklesia) или
в парламенте как раз и означает, что человек
подобного типа считается внутренне «признанным»
руководителем людей, что последние подчиняются
ему не в силу обычая или установления,
но потому, что верят в него. Правда, сам
вождь живет своим делом, «жаждет свершить
свой труд», если только он не ограниченный
и тщеславный выскочка. Именно к личности
вождя и ее качествам относится преданность
его сторонников: апостолов, последователей,
только ему преданных партийных приверженцев.
В двух важнейших в прошлом фигурах: с
одной стороны, мага и пророка, с другой
- избранного князя-военачальника, главаря
банды, кондотьера - вождизм как явление
встречается во все исторические эпохи
и во всех регионах. Но особенностью Запада,
что для нас более важно, является политический
вождизм сначала в образе свободного «демагога»,
существовавшего на почве города-государства,
характерного только для Запада, и прежде
всего для средиземноморской культуры,
а затем в образе парламентского «партийного
вождя», выросшего на почве конституционного
государства, укорененного тоже лишь на
Западе. Конечно, главными фигурами в механизме
политической борьбы не были одни только
политики в силу их призвания в собственном
смысле этого слова. Но в высшей степени
решающую роль здесь играет тот род вспомогательных
средств, которые находятся в их распоряжении.
Как политически господствующие силы
начинают утверждаться в своем государстве?
Данный вопрос относится ко всякого рода
господству, т.е. и к политическому господству
во всех его формах:
9
традиционной,
легальной и харизматической. Любое
господство как форма власти, требующая
постоянного управления, нуждается, с
одной стороны, в установке человеческого
поведения на подчинение господам, притязающим
быть носителями легитимного насилия,
а с другой стороны - посредством этого
подчинения - в распоряжении теми вещами,
которые в случае необходимости привлекаются
для применения физического насилия: личным
штабом управления и материальными средствами
управления. Штаб управления, представляющий
во внешнем проявлении предприятие политического
господства, как и всякое другое предприятие,
прикован к властелину, конечно, не одним
лишь представлением о легитимности, о
котором только что шла речь. Его подчинение
вызвано двумя средствами, апеллирующими
к личному интересу: материальным вознаграждением
и оказанием почестей.
Политическая
система общества
1. Совокупность
политических действий и взаимодействий
людей, опосредованных политическими
отношениями между ними, составляет
содержание политических процессов.
К политическим
процессам относятся:
•
борьба разных сил за политическую
власть;
•
процесс осуществления власти;
•
борьба народов за независимость, за
демократию и др.
Объективная
сторона политических процессов
- любой процесс объективно (вне
зависимости от сознания участников)
обусловлен:
•
экономическими отношениями;
•
расстановкой социально-классовых
сил;
•
местом участников в системе политических
отношений;
•
политическими интересами социальных
групп и индивидов.
Субъективная сторона политических процессов
- политическое сознание и воля участников.
10
Политическое сознание стимулирует
их, влияет на их динамику и последовательность.
Таким образом, складываются
представления о том, что политические
процессы складываются из политического
поведения и деятельности людей,
что характер политических процессов
зависит от объективных политических
интересов участников и их
целей, которые они сознательно
реализуют.
Процессы могут иметь характер:
•
борьбы;
•
приспособления к социально-политическим
реалиям;
•
соперничества (или сотрудничества)
с политическими силами;
а также:
•
конструктивный (созидательный) характер;
•
деструктивный (разрушающий) характер.
Список
литературы:
1. Вебер
М. Избранные сочинения. М., 1990.
2. Политическая
социологияТ :2002г. Тощенко Ж. Т.