Социология П.Л. Лаврова

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества, член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества "Земля и Воля" в 1876 г.; при распадении общества в 1879 г. на группы "Черный передел" и "Народная Воля" примкнул к последней и с тех пор был до самой смерти теоретическим главой народовольцев, редактируя главный орган партии "Вестник Народной Воли" с 1883 по 1886 г. В 1873 г. эмигрировал за границу. В 1874 году эмигрировал в Северную Америку, стремясь организовать там земледельческую колонию.

Содержание

1 Понятие социологии П.Л. Лаврова. Ее задачи и методы.
2 Проблемы изучаемые социологией с точки зрения П.Л. Лаврова 2.1 Начало солидарности.
2.2 Основные формы солидарности в мире людей и их генетический порядок
2.3 Сознательная солидарность. Исторические и неисторические народы. Понятие и роль интеллигенции.
2.4 Теория факторов П.Л. Лаврова.
2.5 Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и предел их развития.
3 Заключение

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ ЛАВРОВА final.docx

— 39.93 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет» (НИУ) в г. Аше

Кафедра «Общенаучные и экономические дисциплины» 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине Социология

на тему: Социология П.Л. Лаврова 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Выполнил: И.Н. Смирнов

                                                                             Студент II курса группы ЗМ-203  

                                                                                            Сдал

                                                                             ____________ И.Н. Смирнов

                                                                                            «_____»________________2011г. 

                                                                                                    

                                                                                             Принял

                                                                               ___________В.И. Казакова

                                                                             «_____»_________________2011г. 
 

                                                                  Работа защищена с оценкой

                                                                  _________________________

                                                                                             «_____»_______________2011г.

                                                                                _____________ В.И. Казакова 
 
 
 

Аша – 2011

     План

1 Понятие социологии  П.Л. Лаврова. Ее задачи и  методы.

2 Проблемы изучаемые  социологией с точки зрения  П.Л. Лаврова                          2.1 Начало солидарности.

2.2 Основные формы солидарности в мире людей и их генетический порядок

2.3 Сознательная солидарность. Исторические и неисторические народы. Понятие и роль интеллигенции.

2.4 Теория факторов  П.Л. Лаврова.

2.5 Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и предел их развития.

3 Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Лавров  Петр Лаврович (1823-1900) - один из виднейших  вождей и теоретиков революционного народничества, член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества "Земля и Воля" в 1876 г.; при распадении общества в 1879 г. на группы "Черный передел" и "Народная Воля" примкнул к последней и с тех пор был до самой смерти теоретическим главой народовольцев, редактируя главный орган партии "Вестник Народной Воли" с 1883 по 1886 г. В 1873 г. эмигрировал за границу. В 1874 году эмигрировал в Северную Америку, стремясь организовать там земледельческую колонию. После неудачи этой попытки в 90-ых годах переселился в Англию, где принял участие в издании листков Вольной русской прессы народнического направления "Вперед". Перу Лаврова принадлежат выдающиеся сочинения, из которых некоторые, как "Исторические письма", оказали большое влияние на русскую революционную интеллигенцию 70-х и 80-х гг., положив начало русской социологической школе. Крупнейшее сочинение П. Лаврова "Парижская Коммуна" является одной из лучших книг по этому вопросу в мировой

литературе. 

1 Понятие  социологии П.Л. Лаврова. Ее  задачи и методы 

     Ключ  к пониманию социологических  взглядов Петра Лавровича кроется  в его определении социологии, как науки. Здесь “альфа и омега”, “начало и конец” всей его социологической  теории. Чуть не все его работы были ничем иным, как развитием, развертыванием этого определения, а его практическая работа – осуществлением соответственных  теоретических положений, вытекавших из последнего. Спрашивается, как же он определял социологию? Какую область  явлений он считал предметом изучения последней? Какие задачи он ей ставил? Как решал вопрос относительно методов  изучения социологических явлений? Как рисовал архитектонику всей социологической науки? Какие отделы последней он разрабатывал и, наконец, насколько последовательно в частных вопросах проводил свое решение данного основного вопроса? Из одной этой постановки вопросов мы видим, что характеристика взглядов Петра Лавровича на этот счет должна сразу ввести нас в самый центр его социологии, в ту доминирующую обсервационную точку, откуда открываются перспективы на все теоретическое поле работ Лаврова. Понятие социологии Лаврова определенно. Оно стереотипно повторяется им во множестве работ. Вот оно вкратце.

      - “Социология изучает и группирует  повторяющиеся факты солидарности  между особями человеческого  общества и стремится открыть  ее законы”. “Она ставит себе  теоретическую задачу понять  формы солидарности и процессов,  совершающихся при количественном  изменении этих форм”. Важнейшие моменты в истории мысли. М. 1903, 978-80, 990. “Социология есть учение о формах солидарности созидательных особей, об условиях скрепления и ослабления этой солидарности при различной степени развития этих особей и форм общежития”. Сообразно с этим определением, и само понятие общества для П. Л. дано только там, где дана солидарность. “Люди образуют общество, когда они оказываются солидарными в своих привычках, аффектах, убеждениях, интересах. Вне этой солидарности в сознательных актах для нас нет общества, а есть скопление особей”. Лавров. Опыт истории мысли, т. I. ч.1;-75-76, 82, 265-266. “Сущность общества заключается в его солидарности, ею лишь отличается действительное общество от скопления особей”. Лавров. Собрание сочинений. II. 1918, вып. VII, 75. “только солидарность сознания, как общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, есть солидарность общественная, дающая почву для развития социологии как науки общественных явлений, которая изучает условия этой солидарности, генезис ее форм и пытается установить законы, обусловливающие ее проявление”. Собр. соч. вып. II, 90. “Сущность понятия об обществе - есть его солидарность. Социологию дозволительно понимать исключительно, как науку солидарности сознательных особей, в установлении, усилении, ослаблении и разрушении этой солидарности”. С.С. Арнольди (Лавров). Задачи понимания истории. СПб. 1903, 119.

       Таков объект социологии. Спрашивается  теперь, что же нужно понимать  под явлением солидарности. Вопрос  этот приходится ставить потому, что термин “солидарность” принадлежит  к числу самых избитых и неопределенных. Лавров дает ответ и на этот вопрос: “Общественная солидарность есть сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей” Историч. письма. 45. Иначе это “общность привычек, интересов, аффектов или убеждений” Собр. соч. II, 90..

       Таким образом, согласно Лаврову,  социология есть наука о солидарности  сознательных особей, или о солидарных  формах их взаимодействия Собр. соч., VIII, 133..

       Условие солидарного взаимодействия отличает общество от простого скопления особей, не составляющего тем самым непосредственно социологического явления, а условие сознательности особей исключает из области социологии формы солидарности или солидарного общения несознательных организмов, иными словами, указывает пограничную линию социальных и биологических явлений, или социологии и биологии “Скопления существ, в которых самые явления сознания еще не определились, не уяснились и недостаточно дифференцировались, точно так же, как скопления или сближения более развитых особей, не проявляющие следов общественной солидарности и не позволяющие ей развиться, можно в наше время отнести к зоологии или антропологии, но не к социологии. Общество началось лишь там, где особь, способная уже сказать себе “я” и все с большей ясностью представляющая себе это “я”, сказала также “мы”, во имя привычки, во имя интереса, во имя аффекта или во имя убеждения. Поэтому приходится распространять термины и законы социологии на мир животных лишь с тою же осторожностью, какая требуется при распространении на них законов психологии. Общение подлежало также закону эволюции, и зародышное общежитие приходится признать на весьма низкой ступени организмов, но это зародышное общежитие настолько же не походит на общество сознательных особей, насколько оплодотворенное яйцо животного не походит на зрелого животного”. Собр. соч., вып. II, 90-91..

       Таков в основных чертах предмет  изучения социологии по Лаврову.

       Спрашивается теперь, с каких  же точек зрения явления солидарности  изучаются этой дисциплиной? Какие  задания в этом отношении она  ставит? Какими методами она их  изучает?

       Ответ на эти вопросы приводит прежде всего к делению социологии на теоретическую и практическую, иными словами, к определению ее теоретических и практических задач.

       К любому явлению мыслитель  может подходить с двух точек  зрения: во-первых, с точки зрения  сущего (теоретической), во-вторых, с  точки зрения должного (практической). В первом случае он изучает  интересующие его явления такими, каковы они есть. Он ничего не порицает и ничего не восхваляет – он наблюдает, изучает, исследует явления, оставляя в стороне всякие оценки. Такова основная задача всякой науки. Во втором случае он подходит к явлениям совершенно иначе, имея определенный идеал должного или определенную цель. Здесь он выступает как субъект оценивающий. Он рассматривает, какие явления и процессы согласуются с этим идеалом, какие ему противоречат, каковы те средства, которые легче и успешнее всего ведут к реализации идеала в жизни, какие условия препятствуют этой реализации. Все согласное с идеалом или целью, все ведущее к их осуществлению – будет фактом положительным, “,благом”; все несогласное с ними или мешающее их осуществлению будет явлением отрицательным, “злом”.

       Лавров ставил социологии обе  эти задачи. Больше того: он сливал  их воедино и считал неразрывными. Правда – Истина, с его точки  зрения, неотделима от Правды  – Справедливости. “Именно здесь  (в социологии) приходится констатировать  характеристическую особенность  учения о солидарности, или социологии, от всех других наук. Она не  только ставит себе теоретическую  задачу понять формы солидарности  или процессов, совершающихся  при количественном и качественном  изменении этих форм, но столь же неизбежно и практическую задачу осуществить эти понятия формы, во-первых, в той мере, в какой их объективное понимание делает это осуществление возможным, во-вторых, и в той, в какой они составляют субъективный элемент убеждений данной личности, усвоившей социологическое понимание. Пред развитым человеком убеждение, им усвоенное, ставит непобедимую дилемму: или ты не понял и не стремишься понять истины социологии, или общей целью твоей жизни и деятельности должно быть осуществление или подготовление тех форм солидарности, для которых ты принял объективно, что их осуществление или подготовление возможно. Понимание задач социологии не только теоретически уясняющими, но и практически обязательными обусловливает возможность суда над собственными действиями”. Раз дело обстоит так, то неизбежным выводом отсюда является так называемый “субъективный метод”, как метод дополнительный к объективному, столь же неизбежный, как первый, столь же законный и столь же плодотворный. “Объективность”, обязательная для научности исторического (и социологического) труда в одной его части, сменяется столь же неизбежною, а потому столь же научною субъективностью в другой его части. Было бы недостойно ученого исказить текст Маркса или варварства “кровавой недели”, или даже намеренно умолчать о них в виду извращения фактов; но никакие усилия быть беспристрастным не могут устранить эту неизбежность для историка оценить субъективно сравнительную важность того или другого из этих фактов, хотя бы тем приемом, что историк уделяет одному из них более места, чем другому, упоминая о них”. Эта субъективность неизбежна, по меньшей мере, в трех областях:

      1) “в оценке сравнительной важности  того или иного явления или  элемента культуры”,

      2) “в признании того или другого  элемента культуры здоровым или патологическим для определенной эпохи”

     3) общая возможность иметь место  в данную эпоху” (хотя они и  не имели места в силу случайных  причин)

       Чисто субъективные процессы (например, психические) можно изучать объективно; и обратно, “явления вполне объективные (например, исторические и социологические) для научного их понимания требуют от исследователя определенной ступени общего личного развития, след., чисто субъективных условий, без которых это понимание невозможно” Задачи понимания истории, 79-84.

       Итак, резюмируем сказанное. Согласно  концепции П. Л. Лаврова:

      1) социология есть наука о солидарности  сознательных особей, ее формах, фазисах ее развития и условиях, укрепляющих, ослабляющих и изменяющих  солидарность;

      2) социология ставит себе как  чисто теоретические задачи, сводящиеся к познанию очерченных явлений, так и задачи практические, состоящие в выработке идеальных форм общежития, в указании средств, наиболее успешно осуществляющих их в жизни, и в самом осуществлении этих идеалов. Правда – Истина и Правда – Справедливость неразрывны. Поскольку в области первой неизбежен и законен чисто объективный метод познания, постольку в области второй столь же неизбежен и законен субъективный метод оценки -явлений в ряде случаев, указанных выше.

       Таковы вкратце взгляды Лаврова  на предмет, задачи и методы  социологии. Пойдем дальше и посмотрим,  как развернул Лавров это определение  в целую систему социологической  науки. 

      2 Проблемы, изучаемые социологией с точки зрения П. Л. Лаврова 

       Указанным определением предрешались  характер и система социологии  П. Л. Лаврова с одной стороны,  с другой – те основные проблемы, которые должны были концентрировать  на себе его внимание. Раз задачей  социологии является изучение  солидарности, то развертывание  социологической теории,- конкретное  построение здания социологической  науки – должно было сводиться  к разрешению следующих проблем:

      1) где, когда и при каких  условиях возникают явления солидарности:

Информация о работе Социология П.Л. Лаврова