Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:42, контрольная работа
Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества, член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества "Земля и Воля" в 1876 г.; при распадении общества в 1879 г. на группы "Черный передел" и "Народная Воля" примкнул к последней и с тех пор был до самой смерти теоретическим главой народовольцев, редактируя главный орган партии "Вестник Народной Воли" с 1883 по 1886 г. В 1873 г. эмигрировал за границу. В 1874 году эмигрировал в Северную Америку, стремясь организовать там земледельческую колонию.
1 Понятие социологии П.Л. Лаврова. Ее задачи и методы.
2 Проблемы изучаемые социологией с точки зрения П.Л. Лаврова 2.1 Начало солидарности.
2.2 Основные формы солидарности в мире людей и их генетический порядок
2.3 Сознательная солидарность. Исторические и неисторические народы. Понятие и роль интеллигенции.
2.4 Теория факторов П.Л. Лаврова.
2.5 Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и предел их развития.
3 Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г. Аше
Кафедра
«Общенаучные и экономические дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине Социология
на тему:
Социология П.Л. Лаврова
Аша – 2011
План
1 Понятие социологии П.Л. Лаврова. Ее задачи и методы.
2 Проблемы изучаемые
социологией с точки зрения
П.Л. Лаврова
2.2 Основные формы солидарности в мире людей и их генетический порядок
2.3 Сознательная солидарность. Исторические и неисторические народы. Понятие и роль интеллигенции.
2.4 Теория факторов П.Л. Лаврова.
2.5 Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и предел их развития.
3 Заключение
Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества, член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества "Земля и Воля" в 1876 г.; при распадении общества в 1879 г. на группы "Черный передел" и "Народная Воля" примкнул к последней и с тех пор был до самой смерти теоретическим главой народовольцев, редактируя главный орган партии "Вестник Народной Воли" с 1883 по 1886 г. В 1873 г. эмигрировал за границу. В 1874 году эмигрировал в Северную Америку, стремясь организовать там земледельческую колонию. После неудачи этой попытки в 90-ых годах переселился в Англию, где принял участие в издании листков Вольной русской прессы народнического направления "Вперед". Перу Лаврова принадлежат выдающиеся сочинения, из которых некоторые, как "Исторические письма", оказали большое влияние на русскую революционную интеллигенцию 70-х и 80-х гг., положив начало русской социологической школе. Крупнейшее сочинение П. Лаврова "Парижская Коммуна" является одной из лучших книг по этому вопросу в мировой
литературе.
1 Понятие
социологии П.Л. Лаврова. Ее
задачи и методы
Ключ к пониманию социологических взглядов Петра Лавровича кроется в его определении социологии, как науки. Здесь “альфа и омега”, “начало и конец” всей его социологической теории. Чуть не все его работы были ничем иным, как развитием, развертыванием этого определения, а его практическая работа – осуществлением соответственных теоретических положений, вытекавших из последнего. Спрашивается, как же он определял социологию? Какую область явлений он считал предметом изучения последней? Какие задачи он ей ставил? Как решал вопрос относительно методов изучения социологических явлений? Как рисовал архитектонику всей социологической науки? Какие отделы последней он разрабатывал и, наконец, насколько последовательно в частных вопросах проводил свое решение данного основного вопроса? Из одной этой постановки вопросов мы видим, что характеристика взглядов Петра Лавровича на этот счет должна сразу ввести нас в самый центр его социологии, в ту доминирующую обсервационную точку, откуда открываются перспективы на все теоретическое поле работ Лаврова. Понятие социологии Лаврова определенно. Оно стереотипно повторяется им во множестве работ. Вот оно вкратце.
- “Социология изучает и
Таков объект социологии. Спрашивается
теперь, что же нужно понимать
под явлением солидарности. Вопрос
этот приходится ставить
Таким образом, согласно
Условие солидарного взаимодействия отличает общество от простого скопления особей, не составляющего тем самым непосредственно социологического явления, а условие сознательности особей исключает из области социологии формы солидарности или солидарного общения несознательных организмов, иными словами, указывает пограничную линию социальных и биологических явлений, или социологии и биологии “Скопления существ, в которых самые явления сознания еще не определились, не уяснились и недостаточно дифференцировались, точно так же, как скопления или сближения более развитых особей, не проявляющие следов общественной солидарности и не позволяющие ей развиться, можно в наше время отнести к зоологии или антропологии, но не к социологии. Общество началось лишь там, где особь, способная уже сказать себе “я” и все с большей ясностью представляющая себе это “я”, сказала также “мы”, во имя привычки, во имя интереса, во имя аффекта или во имя убеждения. Поэтому приходится распространять термины и законы социологии на мир животных лишь с тою же осторожностью, какая требуется при распространении на них законов психологии. Общение подлежало также закону эволюции, и зародышное общежитие приходится признать на весьма низкой ступени организмов, но это зародышное общежитие настолько же не походит на общество сознательных особей, насколько оплодотворенное яйцо животного не походит на зрелого животного”. Собр. соч., вып. II, 90-91..
Таков в основных чертах
Спрашивается теперь, с каких
же точек зрения явления
Ответ на эти вопросы приводит прежде всего к делению социологии на теоретическую и практическую, иными словами, к определению ее теоретических и практических задач.
К любому явлению мыслитель
может подходить с двух точек
зрения: во-первых, с точки зрения
сущего (теоретической), во-вторых, с
точки зрения должного (практической).
В первом случае он изучает
интересующие его явления
Лавров ставил социологии обе
эти задачи. Больше того: он сливал
их воедино и считал
1) “в оценке сравнительной
2) “в признании того или другого элемента культуры здоровым или патологическим для определенной эпохи”
3)
общая возможность иметь место
в данную эпоху” (хотя они и
не имели места в силу
Чисто субъективные процессы (например, психические) можно изучать объективно; и обратно, “явления вполне объективные (например, исторические и социологические) для научного их понимания требуют от исследователя определенной ступени общего личного развития, след., чисто субъективных условий, без которых это понимание невозможно” Задачи понимания истории, 79-84.
Итак, резюмируем сказанное.
1) социология есть наука о
2) социология ставит себе как чисто теоретические задачи, сводящиеся к познанию очерченных явлений, так и задачи практические, состоящие в выработке идеальных форм общежития, в указании средств, наиболее успешно осуществляющих их в жизни, и в самом осуществлении этих идеалов. Правда – Истина и Правда – Справедливость неразрывны. Поскольку в области первой неизбежен и законен чисто объективный метод познания, постольку в области второй столь же неизбежен и законен субъективный метод оценки -явлений в ряде случаев, указанных выше.
Таковы вкратце взгляды
2 Проблемы, изучаемые социологией с точки
зрения П. Л. Лаврова
Указанным определением
1) где, когда и при каких
условиях возникают явления