Социология организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Чертами науки Спенсера являются идеи прогресса, эволюционизма; и дальнейшее развитие позитивизма Конта.

Содержание

. Эволюционная социология Г. Спенсера.
2. Социальные институты общества.
3. Управление как социальная технология.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

 

Функция (от латинского - исполнение, осуществление) социального  института – это та польза, которую  он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Совокупность всех социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

 

Социологи разных направлений  стремятся классифицировать эти функции, представить их в виде определённой упорядоченной системы. Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделяют несколько основных функции социальных институтов.

 

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

 

Не менее важной является функция  социализации людей, осуществляемая практически  всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

 

Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например: установление, наведение и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.

 

Некоторые институты выполняют  функцию стабилизации общественного  порядка, другие поддерживают и развивают культуру общества. Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:

 

1) Репродукция - Воспроизводство  членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является  семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство, образование, культура.

2) Производство и распределение.  Обеспечиваются экономически - социальными  институтами управления и контроля  — органы власти.

3) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и контроля  осуществляются через систему  социальных норм и предписаний,  реализующих соответствующие типы  поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования  власти и доступа к ней – политические институты

6) Коммуникации между членами общества – культурные, образовательные.

7) Защита членов общества от  физической опасности – военные,  правовые, медицинские институты.

 

Каждый социальный институт может  иметь ряд подфункций, которые  выполняет данный институт и не может  быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.

 

Кроме этого каждый институт может  выполнять и несколько функций  одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социальных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи выполняет несколько функций сразу, как отмечалось это раннее.

 

Функции, выполнявшиеся одним институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Так, например функцией воспитания вместе с семьей осуществляли раньше церковь, а сейчас школы, государство и другие социальные институты. Кроме этого во времена собирателей и охотников семья еще занималась функцией добывания средств существования, в настоящее же время эту функцию выполняет институт производства и индустрии.

 

Кроме выше изложенных функций существуют явные и латентные функции социальных институтов. Эти функции представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.

 

Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально  заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются необходимыми, более формализованными и подконтрольными обществу.

 

Латентные функции институтов – те, которые скрытые, не заявленые. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение.

 

Отсюда можно сделать  вывод, что явные функции свидетельствуют  о том, чего хотели добиться люди в  рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.

 

Деятельность института  считается функциональной, если она  способствует сохранению общества. Если какой-либо институт своей деятельностью  наносит обществу вред, имеет место дисфункция института.

 

2.3 Дисфункции социального института

 

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Т.е. если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, то это называется дисфункцией института.

 

Одним из явных выражений  дисфункции социального института  является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

 

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к  жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

 

Рассматривая дисфункцию социального института можно  привести такой пример: институт образования - готовит всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей  задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь необразованных людей, дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Если происходит нарастание дисфункции, то это может привести к дезорганизации общества.

 

 

 

3. Управление как социальная  технология

 

В настоящее время  научные сведения об управлении организациями  необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и  т.д. Но, в первую очередь, они нужны  профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и учреждений.          Это вызвано тем, что современные организации невозможны без особого вида деятельности – управленческой, направленной на преобразование различных сторон организационной жизни. С правильной организацией управления связаны, прежде всего, нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности организации. Разработка проблем социологии управления ускоряет профессиональный рост руководителей разных звеньев.

 

Как предмет исследования управление организацией обладает большой привлекательностью, так как организация, по выражению отечественного социолога Фролова С.С., наше общество в миниатюре. Кризис, в котором оказалось наше Отечество в последние пятнадцать лет, поразил большинство организационных систем страны. В их числе оказались даже высокоэффективные организации, бывшие предметом национальной гордости. Постепенное восстановление и обновление экономики настоятельно требует внедрения новых методов, форм и технологий управления. Кроме того, экономическое выживание и развитие частного предпринимательства, негосударственного сектора, а также функционирование бюджетных организаций в новых условиях делает возможным и необходимым творческое экспериментирование в области структурирования и управления организациями.

 

Простое перенесение  на российскую почву управленческого  опыта экономически развитых государств невозможно. Но возможно осмысление научного багажа и приложение знаний о процессах  управления к российской действительности.

 

С особой остротой стоит  задача поиска новых подходов, которые  позволили бы расширить возможности  отечественной социологии управления при анализе и решении реальных организационных проблем.

 

В работе рассмотрены  некоторые социологические аспекты управления организацией. Не претендуя на широкий охват данной темы (что и невозможно в узких рамках реферата), освещаются, в основном, организационные аспекты управления и рассматривается управление как социальная технология. В тексте отражены современные представления об элементах гуманитарной технологии: мотивации и стимулировании трудовой деятельности, конфликтах и управлении ими в организации, функционально-ролевых аспектах управленческого общения.

 

          Определение понятия социальные  технологии

Если исходить из определения  технологии, данной инженерной мыслью, то под ней понимается совокупность приемов и способов получения, обработки  или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий. Технологией  принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики. Для нормального хода производства необходима строгая последовательность технологических операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах.

В ходе научно-технической  и информационной революции значительные изменения связаны с разработкой  и внедрением новых технологий: биотехнических, безотходных, энергосберегающих и  т.д. Новый шаг в развитии научно-технического прогресса на основе внедрения «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.

 

Что касается социальных технологий, то они представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата. При этом речь идет о специфических социальных средствах. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры.

 

Вместе с тем в  социологической литературе имеется  и расширительная трактовка социальной технологии, когда она практически  идентифицируется с управлением  и в нее включаются проблемы планирования, проектирования, экспериментирования и другие элементы управленческого цикла.

 

В общем, трактовка социальных технологий наиболее близка к объяснению понятия организация в том  смысле, в котором употребляет  его часть социологов, имея в виду процесс практической реализации того, что проработано на предшествующих ступенях управления — планировании, проектировании и программировании, т.е. в процессе управления наступает такая стадия, когда нужно претворить в жизнь, организовать процесс объективизации материальных или духовных идей.

 

Однако не все процессы организации подвергаются жесткой  регламентации, алгоритмизации — в  процессе управления в действиях  руководителя и каждого причастного  к управлению всегда присутствует элемент  импровизации, творчества и даже интуиции. Иногда работу организатора-руководителя сравнивают не только с наукой, но и искусством. Но это не отменяет того, что в этом широком поле поиска рациональной организации управления присутствует (или должна присутствовать) жесткая программа осуществления ряда последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Именно социальная технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их, а также применять в аналогичных обстоятельствах в других социальных институтах и процессах.

Информация о работе Социология организации