Социология образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

Как особая дисциплина социология образования сформировалась на рубеже XIX—XX веков. Она относится к тем дисциплинам, которые сформировались и институционализировались позже, когда накопленный груз практических дел и проблем стал требовать своего социологического осмысления. По сути дела, социология образования и сегодня находится в стадии становления. Слишком уж различны привлекаемые в ней теории для выработки рутинизированного образа объекта и норм его исследования.

Содержание

Введение

Предмет социологии образования.
Социальные функции образования.
Негативные процессы и проблемы образования в современном российском обществе, пути их преодоления.
Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

sposoby-polucheniya-zdorovogo-semennogo-materiala.pdf

— 471.88 Кб (Скачать)

    Конституция говорит о равенстве религиозных  объединений перед законом (ст. 14, п. 2). Равенство перед законом  всегда понималось как равенство  в ответственности, но не как равенство  между собой. Именно так понимать конституционную норму нам помогает "Закон о свободе совести и религиозных объединениях", в преамбуле которого признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон подчеркивает, что становление и развитие духовности и культуры всей России связано с Православием. Далее говорится об уважении к другим конфессиям, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. "Закон о свободе совести и религиозных объединениях" принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, то есть, одобрен всей многонациональной и многоконфессиональной Россией, признавшей особую роль Православия в своей истории. Следует помнить, что государство Российское с первого дня своего существования было государством православным.

    Закон вводит представление о двух уровнях  рассмотрения духовных и культурных проблем.

    1. Уровень всей России, где Православие  признается государствообразующей  и культурообразующей конфессией (этот уровень принято называть  федеральным). Надо сказать, что Закон совершенно справедливо подчеркивает, что Православие не является национальной верой, как часто это желают представить. Православная культура как результат проявления православной духовной жизни является одной из мировых культур, которую принято называть восточно-христианской, или византийской. Русская православная культура является наследницей и продолжательницей византийской. Не освоив этого уровня культуры, невозможно войти в современное цивилизованное общество, которое по сути своей продолжает оставаться христианским.

    В "Законе об образовании" одним  из принципов государственной политики названо единство федерального культурного  и образовательного пространства (ст. 2, п. 2). Православная культура всегда обеспечивала это единство на пространстве всей России - этот факт признан в современном законодательстве. Освоение православной культуры и в дальнейшем поможет всем народностям, независимо от их конфессиональной принадлежности (не отказываясь от своих национальных и религиозных традиций), войти в цивилизованное общество, а значит обрести возможность дальнейшего образования и профессионального становления.

    2. Уровень регионов России. На этом  уровне следует говорить не  только о Православии, но и  о других конфессиях как части  исторического наследия. Закон совершенно справедливо выводит нас за рамки споров о вере и оценки конфессий по значимости их в мире. Закон вводит только один критерий - роль конфессии в истории государства и конкретного народа, оставленное ею наследие в этой истории. Становится понятным, почему многие конфессии просто не названы в Законе и не имеют права претендовать на какую-либо роль в жизни общества и народа, а значит, и не могут быть представлены ни в каких формах в образовательном и культурном пространстве России (речь не идет о свободе совести отдельного человека). Данный подход позволяет понять, почему в Законе не представлены католики: исторический вклад католицизма в историю России - это тысяча лет агрессии католицизма против Православия и России, поэтому депутаты не посмели даже назвать эту конфессию, несмотря на ее значимость для других стран. В "Законе об образовании" данный уровень нашел свое отражение в принципах государственной политики в области образования, согласно которому система образования обязана защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства (ст. 2, п. 2).

    Анализ  имеющегося законодательства в области  свободы совести и образования  показывает, что Российская концепция духовно-нравственного становления должна быть основана на православных традициях, что даст возможность сохранить единое культурное и образовательное пространство, в рамках которого возможно проявление и развитие национальных культур. Надо сказать, что в этом современное Российское законодательство продолжает традиции дореволюционного законодательства.

    При решении спорных вопросов следует  обратиться к пункту 3 статьи второй "Федерального закона о свободе  совести и религиозных объединениях", в которой читаем, что "ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской федерации".

    Следует добавить, что в федеральном Законе РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" принятым Государственной Думой 19 июля 1996 года и одобренного Советом Федерации 7 августа 1996 года в статье 8 "Высшее учебное заведение, его задачи и  структура" названы основные задачи высшего учебного заведения. Такими задачами являются:

    • удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и  нравственном развитии посредством  получения высшего и (или) послевузовского  профессионального образования;

    • развитие наук и искусств посредством  научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном  процессе;

    • формирование у обучающихся гражданской  позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

    • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей  общества;

    • распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

    Выполнение  этих задач связано с изменение  содержания образования, особенно в  области национально-регионального  компонента, возвращение к изучению православной традиции, так как Россия и европейский мир живут в  условиях христианской цивилизации, возвращение в образовательное пространство высших учебных заведений воспитательных функций. В "Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы" признается наличие малоизученных проблем, связанных с воспитательными функциями всех уровней современного профессионального образования.

    Учитывая, что государственная политика в  области высшего и послевузовского  профессионального образования  основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", признается принцип  непрерывности и преемственности процесса образования (Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Ст. 2, п.1) все вышеизложенные проблемы относятся и к системе высшего профессионального образования. 
 
 
 
 

      Заключение

      В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

      Изменилось  содержание образования. Сокращены  часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит, личностного роста.

         Необходима такая система образования,  которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений. Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Социология  в России. Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополненное

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. Под ред. проф. В.И. Добренькова (1998)

3.  Кравченко А.И. - Социология. Общий курс. – М., 2002.–640 с.

4. Новикова С.С. - История развития социологии  в России. Учебное пособие.

Информация о работе Социология образования