Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 18:18, контрольная работа
Как особая дисциплина социология образования сформировалась на рубеже XIX—XX веков. Она относится к тем дисциплинам, которые сформировались и институционализировались позже, когда накопленный груз практических дел и проблем стал требовать своего социологического осмысления. По сути дела, социология образования и сегодня находится в стадии становления. Слишком уж различны привлекаемые в ней теории для выработки рутинизированного образа объекта и норм его исследования.
Введение
Предмет социологии образования.
Социальные функции образования.
Негативные процессы и проблемы образования в современном российском обществе, пути их преодоления.
Заключение
Литература
Обстоятельный социологический анализ уровня образования молодых людей позволил обнаружить, что кругозор многих из них характеризуется поверхностным знанием, не затрагивающим глубинные пласты сознания. Вот почему социология стала констатировать появление групп людей, которые получили образование, но не имеют соответствующего культурного потенциала.
Вырос целый отряд «серых специалистов», у которых низкий профессиональный уровень в большинстве случаев соседствовал с низким уровнем общей культуры. Бремя таких специалистов резко уменьшало интеллектуальные потенциальные возможности общества, деформировало духовный мир страны, пагубно влияло на компетентность различного ранга руководителей. В этих условиях нелепо выглядели количественные показатели выпуска специалистов, которые часто не соответствовали предъявляемым к ним требованиям, причем само народное хозяйство не нуждалось в таком их количестве. Все это привело к оголтелым формам технократизма, не желающего ни с чем считаться, кроме количественных показателей.
Долгое
время из образования, особенно из школы,
выжигали дифференциацию. Практика подтвердила,
что единообразная школа
Тем
не менее, социологический анализ проблем
развития образования подтверждает, что
народное образование выступает как интегральная,
обобщающая ценность духовной культуры.
Наряду с политической и правовой культурой
образование формирует эстетические и
нравственные черты личности в неразрывной
связи с жизнью общества.
2. Социальные функции системы образования
Ранее говорилось о том, что образование
связано со всеми сферами общественной
жизни. Реализуется эта связь непосредственно
через личность, включенную в экономические,
политические, духовные, иные социальные
связи. Образование является единственной
специализированной подсистемой общества,
целевая функция которой совпадает с целью
общества. Если различные сферы и отрасли
хозяйства производят определенную материальную
и духовную продукцию, а также услуги для
человека, то система образования «производит»
самого человека, воздействуя на его интеллектуальное,
нравственное, эстетическое и физическое
развитие. Это определяет ведущую социальную
функцию образования — гуманистическую.
Гуманизация — объективная потребность
общественного развития, основной вектор
которого — направленность на (человека.
Глобальный технократизм как метод мышления
и принцип деятельности индустриального
общества дегуманизировал социальные
отношения, поменял местами цели и средства.
В нашем обществе человек, провозглашавшийся
как высшая цель, на деле был превращен
в «трудовой ресурс». Это нашло отражение
в системе образования, где школа свою
главную функцию видела в «подготовке
к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась
трудовая деятельность. Ценность личности
как неповторимой индивидуальности, самоцели
общественного развития была отодвинута
на дальний план. Ценился прежде всего
«работник». А поскольку работника можно
заменить, отсюда возник антигуманный
тезис о том, что «незаменимых людей нет».
В сущности получалось, что жизнь ребенка,
подростка — это еще не полноценная жизнь,
а только подготовка к жизни, жизнь начинается
с вступления в трудовую деятельность.
А что же с завершением ее? Не случайно
в общественном сознании складывалось
отношение к старикам, инвалидом как к
неполноценным членам общества. К сожалению,
в настоящее время ситуация в этом плане
не улучшилась, приходится говорить о
нарастании дегуманизации общества как
реальном процессе, где утратилась уже
и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую функцию,
следует сказать о том, что это понятие
наполняется новым содержанием. Гуманизм
в его классическом, антропоцентристском
понимании в современных условиях ограничен
и недостаточен, не соответствует концепции
устойчивого развития, выживания человечества.
Сегодня человек рассматривается как
открытая система с позиций ведущей идеи
конца второго тысячелетия — идеи коэволюции.
Человек не центр Вселенной, но частица
Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно
говорить о неогуманизме. Если обратиться
к различным звеньям системы образования,
то с наибольшей полнотой неогуманистическая
функция призвана реализовываться в системе
дошкольного воспитания и в общеобразовательной
школе, причем в наибольшей степени —
в младших классах. Именно здесь закладываются
основы интеллектуального, нравственного,
физического потенциала личности. Как
показывают последние исследования психологов
и генетиков, интеллект человека на 90%
сформирован уже к 9-летнему возрасту.
Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой
пирамиды». Как раз эти звенья в самой
системе образования рассматриваются
как неосновные, а на первый план (по значимости,
финансированию и т. д.) выходят профессиональное,
среднее и высшее образование. В результате
социальные потери общества велики и невосполнимы.
Для решения проблемы необходимы: преодоление
предметоцентристского подхода в образовании,
прежде всего в общеобразовательной школе;
гуманитаризация и гуманизация образования,
включающие наряду с изменением содержания
образования и изменение отношений в системе
учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).
Формирование образовательных общностей,
связанных включенностью в образовательные
процессы и ценностным отношением к образованию,
и их воспроизводство.
Гомогенизация общества через
организованную социализацию индивидов
— привитие сходных социальных характеристик
во имя целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее
количество достижимых статусов обусловлено
образованием, все более зримой становится
и такая функция образования, как активизация
социальных перемещений. Образование
во всем мире закономерно становится главным
каналом социальных перемещений, как правило
восходящих, ведущих индивидов к более
сложным видам труда, большим доходам
и престижу. Благодаря им классовая структура
становится более открытой, социальная
жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные
различия в развитии разных социальных
групп реально смягчаются.
Социальная селекция. В образовании индивиды
разводятся по потокам, предопределяющим
их будущий статус. Формальное обоснование
этого — уровень способностей, для выявления
которого используются тесты. Но тесты
содержат определенный культурный контекст,
понимание которого зависит от соотношения
доминантной культуры (на которой построены
тесты) и культурных особенностей микросреды
первичной социализации обучаемого. Чем
больше дистанция между этими культурными
типами, тем меньше внимания от учителя
получает ученик и тем вероятнее, что он
не справится с тестом. Образовательная
карьера индивида, таким образом, во многом
обусловлена социальным положением его
родителей.
Воспроизводство тех социальных классов,
групп и слоев, принадлежность к которым
обусловлена образовательными сертификатами.
Школа дает индивидам неодинаковое образование,
неравное развитие способностей и навыков,
что подтверждается, как правило, сертификатами
установленных образцов и является условием
занятия соответствующих мест в системах
разделения труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей, социальная поддержка
учащихся на период пребывания их в стенах
образовательного учреждения. Ради нее
создаются специализированные организационные
и ролевые структуры, напоминающие семейную
обстановку. В выполнении этой функции
образование и особенно допрофессиональная
школа воспроизводит культурные стереотипы
и ролевую дифференциацию, присущие семье.
3.
Негативные процессы
и проблемы образования
в современном
российском обществе,
пути их преодоления.
Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием трех программ: "Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы", "Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования.
"Программа развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства". Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
В
"Программе патриотического
Федеральная целевая программа "Молодежь России" среди основных целей называет духовно-нравственное воспитание молодежи, среди задач - создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, при этом уточняется, что особую роль играет изучение отечественной истории и культуры.
В Концепции национальной безопасности подписанной президентом России 10 января 2000 года отмечено, что обеспечение национальной безопасности РФ "включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения".
Анализ
названных программ показывает, что
Государство сформулировало заказ
на разработку концепции духовно-
Данную задачу предстоит решать в современном правовом пространстве России. Учитывая, что проблему духовно-нравственного воспитания невозможно решить вне религиозной традиции, являющейся основой культуры и народных ценностей и воззрений, рассмотрим, какое влияние оказывает традиция на процесс развития и духовного становления человека и какие возможности предоставляет законодательство в области практической деятельности.
Противоречия в современной системе образования и пути их разрешенияСовременная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.
Основными
сферами жизни растущего
Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:
1.Противоречие
между традиционным
2.Противоречие
между семейным воспитанием,
3.Противоречие
между идеализированными
4.Противоречие
между гуманистической (
5.Противоречие
между процессом
Юридические основы духовно-нравственного становления детей и молодежи на основе отечественных традиций в системе образования России
Следует сразу оговориться, что такие понятия как "воспитание", "духовность", "духовно-нравственное становление" в существующем законодательстве практически отсутствуют. Мы попытаемся выяснить, какие возможности представлены для возвращения в образовательное пространство традиционной культуры, народных и религиозных воззрении, национальных и региональных особенностей, которые являются содержанием, средством и условием духовно-нравственного становления личности.
Присутствие
элементов религиозного содержания
в различных изучаемых
В статье 13 Конституции мы читаем, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". На что государству опереться? Остается единственная основа, определяющая жизнь народа, - традиция.
Следует заметить, что понятие "религиозное объединение" даже в малой мере не отражает сущности Православной Церкви, которая является Телом Христовым на земле, народом Божьим. С этой точки зрения большевистская формулировка об отделении Церкви от государства рассматривается как отделение государства от своего собственного народа. Если в 1918 году преследовалась именно эта цель, то мы надеемся, что в наше время законодатели и правительство ставят себе другие задачи.