Социология насилия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Вот как определяет насилие известный российский философ А.А.Гусейнов в своей статье "Понятие насилия": "Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы. Однако не всякое применение силы можно именовать насилием; совершенно очевидно, что таковыми не являются, например, действия штангиста, поднимающего тяжелые гири, или шахтера, прорубающего тоннель в скалах. О насилии можно говорить тогда,

Содержание

1. Определение насилия.
2. Виды социального насилия
2.1. Дискриминация
2.2. Апартеид
2.3. Геноцид
3. Насилие в семье
3.1. Насилие над детьми.
3.2. Насилие женщин над мужчинами. Основная особенность насилия.

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Примеры

В качестве примера религиозной дискриминации  можно привести отношение к кошерности у определённых социальных групп :

Кошерный  телефон стал своеобразным значком  принадлежности к ультрарелигиозной  общине. Газеты религиозных евреев не публикует объявлений с некошерными  номерами телефонов. Свахи отказываются найти пару молодому еврею, если его  телефонный номер некошерен. Одним из условий принятия ребенка в религиозную школу становится кошерность телефонных номеров его родителей. 

2.2. Апартеид

Апартеид - обозначает в первую очередь политику расовой сегрегации, проводившуюся Национальной партией в ЮАР и Намибии.

Преступление  апартеида криминализировано договором  о создании МУС (Римским статутом).

Сегрегация

Сегрегация  — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации (отделение группы по расовому или этническому признаку). Различается сегрегация де-юре и де-факто. Сегрегация де-юре, или административная сегрегация, была очень распространена в средние века и новое время в германских и англосаксонских странах, а также их колониях (Германия, США, Британская империя, ЮАР, Ирландия, Прибалтика и т.д.), но практически исчезла после успехов, достигнутых движением за права человека во второй половине XX века и ныне встречается крайне редко. Однако в большинстве стран, где некогда существовала административная сегрегация, она до сих пор поддерживается де-факто по расовым, языковым, национальным, религиозным признакам и не только на бытовом уровне, приобретая новые, более изощрённые формы (практика красной черты). Так, в США до сих пор успешно поддерживается система сегрегации учебных заведений (см. Исторические чёрные высшие учебные заведения), спальных районов, торговых центров, различных учреждений и т.д.. Возникают новые феномены: гиперсегрегация, ресегрегация и т.д.

ЮАР

Сегрегация в ЮАР началась с приходом к власти Националистической партии в 1948 и провозглашением апартеида официальной государственной политикой. «Небелое» население принудительно переселялись в бантустаны.

США

Два столетия в США существовала расовая сегрегация и политико-социальная дискриминация, пока второго июля 1964, президентом Линдоном Б. Джонсоном, не был принят закон о гражданских правах, ставящий сегрегацию вне закона. Вопреки широко распространенному мнению, сегрегация как государственная политика была распространена и за пределами Юга США, а в сфере частной жизни — на всей территории США.

Израиль

Архиепископ Кейптаунский Десмонд Туту обвинил  Израиль в политике апартеида, указывая на различные ситуации унижения жителей  так называемых "оккупированных территорий". Организация «Международная амнистия» в 2003 году требовала от Кнессета отвергнуть проект закона, запрещающего палестинским супругам израильских граждан (жителям враждебного Израилю территориального образования) проживать на территории самого государства Израиль.

Другие государства

Законы, аналогичные южноафриканским и  американским, существовали до 1965 года в Австралии. В мягких формах расового апартеида обвиняются, в числе других государств, Франция и Бразилия. Относительно Кубы речь идёт о туристическом апартеиде: местные жители лишены права пользоваться сервисами, которые доступны посещающим страну иностранцам. В Китае развита крестьянская сегрегация: усложнённая система регистрации не позволяет сельским жителям селиться в городах. Саудовскую Аравию обвиняют в апартеиде как по половому, так и по религиозному признаку: «неверные» не допускаются в некоторые районы страны — в частности, Мекку. Особое место занимают независимые республики, образовавшиеся после распада СССР, в первую очередь Прибалтика. При общей направленности политической верхушки данных стран в сторону Запада, им достался значительный остаток русскоязычного населения (до распада в Литве ~9%, Латвии ~40%, Эстонии до 60%). С целью не допустить влияния данного населения на дальнейшую политику в Эстонии и Латвии сразу, а в Литве (в связи с незначительностью процентного соотношения) уже после паспортизации страны, был принят комплекс мер фактически исключающих выдачу гражданства лицам, не имеющим родословной на их территории до 1939-40 годов. Кроме того, при приёме в ВУЗы активно использовались дополнительные экзамены по "культуре речи" (а не государственному языку) и другие приёмы. Впоследствии, когда было доказано, что сдача таких экзаменов крайне затруднительна даже для жителей у которых государственный язык является родным, столь явные способы борьбы с неугодным населением ушли в прошлое. Тем не менее ситуация остаётся очень напряжённой, стать первым лицом крупной компании или пробиться в большую политику и задержаться на таком посту с "русским прошлым" фактически невозможно. Отдельные элементы сегрегации присутствуют практически во всех государствах мира. Скажем, в России иностранцы отбывают наказание в пенитенциарных учреждениях, отличных от тех, в которых содержатся россияне.

2.3. Геноцид

Геноцид — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
  • принудительной передачи детей;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

С 1948 геноцид  признаётся в ООН международным  преступлением.

В истории  человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав.

История термина

Сам термин «геноцид» был впервые введён в обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 г. («Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него») как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Поэтому для предотвращения юридических и логических коллизий применение термина некоторыми юристами считается оправданным только по отношению к событиям после 1948 г. «Юрисконсульты утверждают, что Конвенция не содержит положений, которые допускали бы его ретроактивное применение. Напротив, говорят они, Конвенция однозначно исходит из того, что цель её — возложить обязательства только на государства-участники и только на будущее.» С другой стороны, «Статья 28 Венской конвенции о праве договоров, на которую они ссылаются в подтверждение тезиса, что „международное право вообще запрещает ретроактивное применение договоров“, вовсе не исключает обратное действие договоров, а только обуславливает это наличием желания сторон договора. Венская конвенция о праве договоров вступила в силу 27 января 1980 г., то есть уже после вступления в силу Конвенции о геноциде. Поэтому, если следовать логике юрисконсультов, она не применима к более ранней Конвенции о геноциде.»

Первая  редакция «Конвенции…» также включала в определение и политические убийства, но СССР и некоторые другие страны не согласились считать действия, направленные против групп, идентифицированных по политическим или социальным признакам, геноцидом. Поэтому по политическим и дипломатическим соображениям эти группы были исключены из «Конвенции…».

Признание и ответственность

Геноцид признан международным преступлением. В частности, в Российской Федерации  предусмотрена уголовная ответственность за геноцид как за преступление против мира и безопасности человечества (ст.357 Уголовного кодекса).

Тем не менее, признание факта геноцида на международном уровне само по себе зачастую является проблематичным. Во многих случаях власть, которой инкриминируется акт геноцида, не желает признавать его; обратное происходит лишь в редких случаях, и то весьма часто акт геноцида признаётся уже преемниками власти, его совершившей. Нередки случаи, когда геноцид признаётся лишь отдельными третьими государствами.

Примеры

Наиболее  известными фактами геноцида в XX веке являются:

  • Убийства и депортация армян в Османской империи в 1895—1923 (см.: Геноцид армян).
  • Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.
  • Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича.
  • Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 197579 в Камбодже трёх миллионов камбоджийцев (оно часто называется геноцидом, хотя национальность жертв не имела определяющего значения, если не говорить об отдельных национальных меньшинствах).
  • Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака — в частности, в процессе операции Анфаль 19871989.
  • Геноцид в Руанде 1994 г. — массовая резня в Руанде, в результате которой представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.

Существует  также мнение, что к актам геноцида можно отнести Красный Террор, действия советского руководства, приведшие к массовым жертвам во время голода в Поволжье в 1921-1922 и на Украине в 1932—1933; а также массовые убийства на этнической почве и этнические чистки, совершавшиеся в ходе армяно-азербайджанского, чеченского конфликтов, а также этнических столкновений в Таджикистане в период после распада СССР. 

3. Насилие в семье 

   Агрессия  является одной из примитивных стратегий  поведения. Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего.  В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в  силу своей примитивности - она не требует от субъекта почти ничего, кроме энергозатрат,   необходимых   для   деструкции   ситуации.   Поэтому первоначально агрессия проявляется как конкретно-ситуативная форма поведения, источниками которого непосредственно выступают внешние обстоятельства.

   От  других стратегий активного разрешения неудовлетворяющих ситуаций агрессия отличается рядом признаков.

   Во-первых, агрессия всегда социально адресована: вне системы взаимоотношений между индивидами агрессия не существует даже на уровне животных.

   Во-вторых, она проявляется как деструктивное воздействие на внешние по отношению к субъекту факторы, в то время как сам субъект и его оценка ситуации остаются неизменными. Все другие стратегии поведения включают изменение либо самого субъекта, либо его отношения к ситуации.

   В-третьих, агрессия обнаруживается как экспансия, расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции ситуации.

   Таким образом, под агрессией понимается социально адресованная активность, направленная на коррекцию (изменение или сохранение) ситуации

при сохранении постоянного к ней  отношения и имеющая целью  расширение

возможностей  удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции депривирующих факторов.

   По  мнению Берковца на проявления агрессии и насилия в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на то, кто из супругов должен занимать главенствующее место в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть.

   Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, что мужья бьют своих

жен главным образом исходя из своих устойчивых представлений о том, что таким,  образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую роль в семье. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции обществе.

Информация о работе Социология насилия