Социология насилия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Вот как определяет насилие известный российский философ А.А.Гусейнов в своей статье "Понятие насилия": "Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы. Однако не всякое применение силы можно именовать насилием; совершенно очевидно, что таковыми не являются, например, действия штангиста, поднимающего тяжелые гири, или шахтера, прорубающего тоннель в скалах. О насилии можно говорить тогда,

Содержание

1. Определение насилия.
2. Виды социального насилия
2.1. Дискриминация
2.2. Апартеид
2.3. Геноцид
3. Насилие в семье
3.1. Насилие над детьми.
3.2. Насилие женщин над мужчинами. Основная особенность насилия.

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     План. 

1. Определение насилия.

2. Виды  социального насилия

     2.1. Дискриминация

     2.2. Апартеид

     2.3. Геноцид

3. Насилие  в семье

    3.1. Насилие над детьми.

    3.2. Насилие женщин над мужчинами.  Основная особенность насилия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Определение насилия

 
Насилие - феномен сложный, многоаспектный. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими.

Вот как  определяет насилие известный российский философ А.А.Гусейнов в своей статье "Понятие насилия": "Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы. Однако не всякое применение силы можно именовать насилием; совершенно очевидно, что таковыми не являются, например, действия штангиста, поднимающего тяжелые гири, или шахтера, прорубающего тоннель в скалах. О насилии можно говорить тогда, когда сила переламывает силу. Но и здесь требуется уточнение. Не принято считать насильственными действия волка задравшего корову, или охотника, победившего в рукопашной схватке медведя. Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей; оно в этом смысле есть общественное отношение. Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве, иных формах культуры. В этом смысле оно всегда представляет собой нарушение некоего договора, нормы, правила, односторонний выход за принятые рамки коммуникации. Совершающий насилие в отношениях с теми, на кого направлены его насильственные действия, преступает некую черту, которую они ранее обязались не преступать; насилие есть преступление. Осуществляемое в форме насилия разрушение человеческой коммуникации не является тотальным. В процессе насилия одни индивиды (группы людей, сообщества) навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе. При этом предполагается, что первые лучше вторых, что они имеют право так поступать. Насилие - не просто разрыв интерсубъективной коммуникации, а такой разрыв, который осуществляется как бы по ее собственным законам; оно оправдывает себя тем, что якобы задает более высокую коммуникативную основу. В этом смысле насилие есть феномен культуры и истории. Так, например, оно, как правило, выступает под флагом идей общего блага и справедливости, так как именно эти идеи являются цементирующей основой человеческих отношений в рамках социальных и политических союзов.

Насилие представляет собой такой тип  человеческих, общественных отношений, в ходе которого одни индивиды и  группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю. Но как такое возможно? Ведь, говоря словами Гегеля, "свободная воля в себе и для себя принуждена быть не может" . Нельзя принудить того, кто не хочет, чтобы его принудили. Здесь мы подходим ко второму аспекту понятия насилия.

Насилие есть внешнее воздействие на человека, по преимуществу его физическое принуждение. Оно связано со специфическими средствами, представляющими собой прямую или косвенную угрозу жизни, предназначенными для ее разрушения и уничтожения. В известном смысле его даже можно отождествить с такими средствами, в частности и прежде всего с орудиями убийства. Пулей, конечно, можно убить не только человека, но и бешеную собаку, которая собирается броситься на человека. Тем не менее изобретены и существуют пули, как и все оружие, именно для убийства людей; в этом смысле их можно считать воплощенным насилием.

Соглашаясь, что есть средства, которые сами по себе являются знаком насилия и  в определенных случаях достаточны для его идентификации, следует подчеркнуть, что в целом без соотнесения с мотивами, целями определить насилие невозможно. Боль от скальпеля хирурга и боль от удара полицейской дубинкой - разные боли.

Мотивы  и цели в понятии насилия играют настолько большую роль, что в  определенных случаях в качестве насильственных могут выступать даже действия, направленные на поддержание жизни, например, принудительное кормление человека, объявившего голодовку. Насилие - внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью подчинить их воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие. Оно представляет собой узурпацию человеческой свободы в ее наличном бытии, внешнем выражении. Собственно говоря, механизм, технология насилия и состоят в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия.

Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений господства, власти. Власть есть господство одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям ее можно определить как принятие решения за другого. Она может иметь, по крайней мере, три существенно различных основания. Она может базироваться на реальном различии воль и тогда более зрелая воля естественным образом господствует над незрелой волей; такова власть родителей над детьми или образованных сословий над необразованными. Она может иметь своим источником предварительный более или менее ясно выраженный договор, когда индивиды сознательно и в целях общей выгоды отказываются от некоторых прав. передают решения по определенным вопросам определенным лицам: такова власть полководца, законно избранного правителя. Наконец, власть может основываться на прямом физическом принуждении - и тогда она выступает как насилие; такова власть оккупанта, насильника. Рассмотрение насилия как разновидности властных отношений позволяет отличать его от других форм принуждения - патерналистского и правового. Патерналистское и правовое принуждение характеризуются тем, что на них получено (или предполагается, что могло бы быть получено) согласие тех, против кого оно направлено. Поэтому сопряженное с ними внешнее воздействие (а оно неизбежно присутствует и в том и в другом случае) считается легитимным насилием; это своего рода частичное насилие, полунасилие. В отличие от них, насилие в собственном смысле слова есть действие, на которое в принципе не может быть получено согласие тех, против кого оно направлено.

Насилие следует отличать от природной агрессивности, воинственности, представленных в человеке в виде определенных инстинктов. Эти инстинкты, как и противоположные им инстинкты страха, могут играть свою роль и даже изощренно использоваться в практике насилия. Тем не менее само насилие есть нечто иное и отличается от них тем, что оно заявляет себя как акт сознательной воли, ищет для себя оправдывающие основания. В известной басне И. А. Крылова "Волк и ягненок" басенный волк, символизирующий человека, отличается от настоящего волка тем, что он не просто пожирает ягненка, руководствуясь чувством голода, но стремится еще придать делу "законный вид и толк".

От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А от собственно природной агрессивности оно отличается тем, что апеллирует к праву, справедливости, человеческим целям и ценностям. В этом смысле насилие можно охарактеризовать как право сильного или как возведение силы в закон человеческих отношений. Оно не является элементом естественного состояния, понимаемого вслед за Гоббсом в качестве гипотетической природной предпосылки общественной жизни. Его нельзя также считать элементом цивилизационно - нравственного существования. Насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человеческого разума…". Свою статью ученый заканчивает следующим выводом: " …Путь к добру лежит только через добро…Через насилие нельзя прийти к обществу без насилия. Аморальные средства не могут вести к морали так же, как богохульство не может приблизить к Богу…Насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом" (Л.Н.Толстой и современный мир: В 2-х ч.-Тула.1998).  

2. Виды социального  насилия

     2.1. Дискриминация

Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

Ограничение прав может быть подкреплено законодательством (правовая, де юре), принятой в стране религией, или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная, де факто). В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий, состояние здоровья, употребление (но не злоупотребление) наркотиков.

Резко негативное отношение к дискриминации  является одной из фундаментальных  особенностей ценностей Просвещения.

Определение и виды дискриминации

Вопрос  о том, что является, а что не является дискриминацией, достаточно запутан и не имеет однозначного решения. Традиционно под дискриминацией понимали ограничение прав по признакам, которые «не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место», но сама «приемлемость» не имеет точного определения. Обычно считается неприемлемым ограничение прав по признакам, которые объективно не влияют на способность человека к реализации этих прав. Так, раса, национальность, сексуальная ориентация, политические или религиозные убеждения, в значительной степени — пол — обычно не влияют непосредственно на способность человека к выполнению определённой работы, поэтому учёт их при решении вопроса о предоставлении работы не обоснован и может считаться дискриминацией.

С другой стороны, например, мужчины и женщины, в силу различной физиологии, могут быть более или менее пригодны для определённой работы: женщины в среднем физически слабее, а в случае наличия в производстве вредных факторов более подвержены опасности возникновения неблагоприятных последствий у потомства, но при этом лучше подходят для работ, требующих длительной концентрации внимания или предъявляющих повышенные требования к тактильной чувствительности. Вследствие этого ограничения на допуск к определённой работе по половому признаку могут не признаваться (и преобладающим мнением не признаются) дискриминацией. Точно так же ограничение прав детей, инвалидов, лиц с психическими нарушениями порой находит обоснование, отрицающее отнесение таких ограничений к дискриминации. Такое же мнение преобладает относительно повсеместной практики недопущения к управлению автотранспортом лиц с недостаточно острым зрением и слухом — эта практика основана на объективной ограниченности возможностей таких людей и направлена на обеспечение безопасности окружающих. Обычно такие спорные случаи отображены в законодательствах демократических государств, хотя абсолютно единогласного мнения по таким вопросам в среде специалистов права никогда не было.

Возрастную и половую дискриминацию чаще всего связывают с рынком труда. Так, на первом собеседовании кандидата в первую очередь отбирают по простым очевидным характеристикам: пол, возраст, национальность, наличие образования. Наличие возрастного потолка лучше всего прослеживается в сфере продаж. Так, по данным компании «Аванта Персонал», на рынке ТНП и IT-рынке доля трудоустроенных старше 45 лет составляет 0 и 5 % соответственно, на строительном рынке она достигает 20 % — максимальный показатель из всех проанализированных сфер рынка труда.

Положительная дискриминация

Существует  мнение о необходимости так называемой «положительной дискриминации» — предоставления традиционно ущемлённым слоям общества некоторых преимуществ. Но вопрос справедливости, законности и целесообразности положительной дискриминации не является окончательно решённым. В частности, обсуждение в Верховном Суде США правомочности законов, гарантирующих афроамериканцам льготные условия при поступлении в университеты, несмотря на худшие среднестатистические показатели абитуриентов чёрной расы, выявило среди членов Суда сторонников противоположных точек зрения на этот вопрос.

Противоположная точка зрения состоит в том, что  борьба с дискриминацией меньшинств и положительная дискриминация  в некоторых случаях приводит к обратной ситуации — дискриминации потомков прежних угнетателей (так, по отношению к Зимбабве после начала активной кампании за права чернокожих появился термин «чёрный расизм», под которым понимается агрессивное требование признания априорной правоты чернокожего в любом его конфликте с белым, однако ряд обозревателей подвергают сомнению распространённость этого явления). В государствах, где проблема дискриминации стоит особенно остро, в последнее время периодически проходят судебные процессы, на которых уже представители большинства пытаются отстаивать свои права, ущемлённые, по их мнению, с помощью законов и правил, призванных бороться с дискриминацией.

Однако, несмотря на утверждения белых расистов, в США сохраняется расовая  дискриминация в форме ущемления  прав афроамериканцев, при этом проводится политика десегрегации, смягчения дискриминации[.

Борьба с дискриминацией на международном уровне

ООН и  многие другие международные организации  ведут борьбу со всевозможными формами  дискриминации. В частности, провозглашены  специальные международные дни Международный день борьбы с гомофобией, Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Информация о работе Социология насилия