Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:06, контрольная работа
Целью данной работы является понимание социологии как науки с позиции Макса Вебера.
Введение
Идейно-теоретические предпосылки становления социологии
Макса Вебера
Предмет и методы «понимающей социологии» М. Вебера
Политическая социология М. Вебера
4. Религия в социологии М. Вебера
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Макса Вебера
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Идея возникновения «социологии» как науки родилась во Франции в середине XVIII века. Франция перенесла за короткий срок 3 революции – это предпосылки для изучения общества и его изменения, если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.
Автором термина "социология" стал Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта – уподобить изучение общества изучению природы. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.
Социология становится областью научного знания и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования. Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность. Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?"
Макс Вебер (начало XX века),
немецкий социолог, сказал, что главная
задача социологии – отыскание смысла
человеческих действий. Макс Вебер
ввел проблематику социального действия.
Во-первых, важнейшим признаком
Труды М. Вебера охватывают различные области не только социологии, но также экономики, права, философии и сравнительной истории. Значительная часть его работ посвящена развитию современного капитализма. М. Вебер отвергал материалистическую концепцию истории и полагал классовые конфликты имеющими меньшее значение, чем считал К. Маркс. С очки зрения М. Вебера, для социальных изменений идеи и ценности имеют не меньшее значение, чем экономические условия.
Одной из наиболее постоянных тем в работах М. Вебера является исследование бюрократии. Он считал, что расцвет бюрократии – неизбежная черта нашей эпохи. Бюрократия делает возможной эффективную работу крупномасштабных организаций, но создает проблемы эффективному демократическому участию масс в жизни современных обществ.
Макс Вебер внес и значительный вклад во многие другие области, например, в исследования развития городов, правовых систем, типов экономики и природы классов. Он немало писал о всеобщем характере самой социологии. В вопросах о том, является ли социология наукой, М. Вебер был более осторожен, чем Дюркгейм или К. Маркс. Он считал, неверно думать, будто мы можем изучать жизнь людей, используя те же процедуры, что и применяемые в исследованиях физического мира. Мы наделяем смыслом и значением большую часть того, что мы делаем, и всякая дисциплина, имеющая дело с человеческим поведением, должна это учитывать.
Актуальность данной работы заключается в изучении социологических взглядов Макса Вебера, что представляет существенный интерес.
Целью данной работы является понимание социологии как науки с позиции Макса Вебера.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:
- определение направления
развития социально-научного
- рассмотрение религии как
- изучение влияния религии на общество и на его хозяйственную деятельность.
Предметом исследования данной работы являются основные положения социологии М. Вебера.
1. Идейно-теоретические
предпосылки становления
Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный Эмилем Дюркгеймом, который отстаивал необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений, на исследование их самих с помощью методов, характерных для естественных наук. Вебер видел слабость представителей этой позиции в том, что структуры всецело обуславливают поведение индивидов, из чего следовало, что исторические события рассматривались независимо от намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных событий. Вебер подчеркивал, что в отличие от неизбежных связей между явлениями неживой природы, в обществе действуют качественно иные причинные связи и для их познания нужна другая методология. При этом Веберу импонировала идея рационализма, которая обрела иное содержание и стала центральной в его взгляде на историю и будущее человеческих обществ.
Определенное влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская социология: ряд соображений К. Маркса об обществе как арене противоборствующих социальных групп. Вебер дал позитивную критику материалистического понимания истории, в которой социолог показал значимость идеальных факторов: религиозных, идейно – нравственных ориентиров для поведения людей. Он высказался за то, чтобы социология раскрывала всю сложную систему причинных связей социальной реальности, существующей не только объективно, но и создающейся субъективно благодаря мыслям и действиям индивидов.
Макс Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых - дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны.
В термин «понимание» Вебер вкладывает свой особый смысл. Это –рациональная процедура изучения действий социальных субъектов, а через них – изучение культуры конкретного общества. Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма – теоретической и методологической ориентации, предполагающей, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества.
Как считает социолог,
анализ и типизация социальных
действий людей является
1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;
2) ориентация на поведение других людей.
Вебер отмечает: «Действием
мы называем действие человека
(независимо от того, носит оно
внешний или внутренний
Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается, социальным действием не является. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, или непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке, политической акции, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием.
Социолог не считал действия социальными, если они являлись чисто подражательными, когда индивиды ориентируются на какое-либо природное явление (раскрытие зонтов множеством людей во время дождя) или когда они действуют как атомы толпы, что характерно для реактивного поведения (поведения как реакции на определенный стимул, например, «опасность»).
Эмоциональные излияния,
непроизвольные выкрики,
Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным.
Еще одно важное замечание, которое делает Вебер: предметом его концепции являются действия индивидов, а не коллективов. С точки зрения Вебера, нельзя, например, понять действие парламента или президентской администрации, фирмы или семьи, но можно и нужно стремиться к тому, чтобы интерпретировать действия составляющих их индивидов.
Вебер выделил четыре
типа социальных действий
1. Целерациональное, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Целерациональное поведение предполагает свободный и осознанный выбор цели: продвижение по службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Свобода означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны коллектива или толпы.
2. Ценностно-рациональное действие базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы или любую другую самодовлеющую ценность. Идеалы стоят выше сиюминутных целей, расчетов, соображений выгоды. Деловой успех отходит на второй план. Человек может даже не интересоваться мнением окружающих: осуждают они его или нет. Он думает только о высших ценностях, например, спасении души или чувстве долга. С ними он соизмеряет свои поступки.
3. Аффективное или реактивное действие, прежде всего эмоциональное, то есть обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательно. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели.
4. Традиционное, то есть основанное на длительной привычке. Его даже нельзя назвать сознательным, ибо в основе лежит притупленная реакция на привычные раздражения. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. В таких действиях почти нет размышлений о выборе средств их осуществления.
Описанные Вебером типы социального действия – это не просто методологический прием, удобный для объяснения. Вебер убежден, что рационализация рационального действия – это тенденция самого исторического процесса. Рационализация – это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно: античная наука, рациональное римское право.
3. Политическая социология М.Вебера.
Теория рационализации Вебера непосредственным образом связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социологии Вебера.
Власть является одним из вечных и необходимых компонентов человеческого бытия. Она существует в любой организованной общности людей. Среди многочисленных видов власти особое место занимает политическая власть, окончательно сложившаяся в классовом обществе.
Проблема власти вообще, политической власти в особенности, всегда привлекала внимание социологов. Но для творчества Вебера она, бесспорно, является ключевой. При анализе властной проблематики Вебер последовательно опирается на свою теорию социального действия. Как было отмечено выше, своего рода атрибутом социального действия Вебер считает «ориентацию на другого», которая предполагает взаимное ожидание соответствующего поведения всех участвующих в политических отношениях сторон. Это и обеспечивает легитимность господства: те, кто управляют, ожидают, что их командам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожидают определенного характера директив. Так возникает предпосылка-тенденция, обеспечивающая возможность максимально рационального поведения в политической сфере и позволяющая добиться предельной эффективности межчеловеческих взаимоотношений, имея в виду и управляющих, и управляемых.