Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа
Немецкий мыслитель Макс Вебер сыграл выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века. В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов.
Введение……………………………………………………………………………3-5
I. Социальная политика эмпирические исследования М.Вебера
Понимающая социология и теория социального действия……..…6-10
Принцип рациональности в Веберовской социологии ..…………11-14
Социология религии……………………………………....................15-17
II. Макс Вебер-классик Мировой социологии
2.1 М.Вебер и современность…………………. . ……………………18-20
2.2 Актуальность Веберовских идей в России……………………….21-25
Заключение…………………………………………………………………….26-27
Список литературы………………………………
Политический чиновник не должен делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик – как вождь, так и его свита, - бороться».
И еще один принципиальный момент. Рациональное политическое господство отнюдь не тождественно безвластию, тем более ее бессилию.
В
этой связи Вебер замечает, что
государство является институтом, обладающим
«монополией легитимного
Трудно не согласиться с этим утверждением. Без решительных действий по укреплению Российского государства в этом плане у нас не исчезнут сами по себе возникшие на «демократической волне» очевидные диспропорции в полномочиях центра и регионов, закрепленные в республиканских Конституциях.
Еще
большая проблема для современной России
– нелегитимные образования, в том числе
и вооруженные, лидеры которых, как правило,
прикрываясь патриотическими, национальными,
религиозными лозунгами, приносят в жертву
права, свободы и зачастую даже жизни других
людей. Сколько же еще нужно фактов, подтверждающих,
что там, где возникает несколько источников
«права» на насилие, нет и не может быть
ни политической рациональности, ни демократии,
ни элементарной справедливости? Однако,
кажется, режим В. Путина начал осознавать
эти опасности для судеб России и принимает
меры для рационализации властной вертикали.
Как видно, Макс Вебер был ученым очень широкого социального кругозора. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Не являясь сторонником марксистского подхода к решению проблем общества, он никогда не искажал и не упрощал это учение, подчеркивая, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и – при осторожном, свободном от догматизма, применении – останется на обозримое время творческим и плодотворным научным принципом».[4]
Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Центральная проблема Вебера – связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения индивидов. Занимаясь изучением религии, Вебер выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. По Веберу, религиозные ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. В политической социологии Вебер уделял внимание конфликту интересов различных группировок правящего класса; главный конфликт политической жизни современного государства, согласно Веберу, - в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.
Многие социологические понятия широко используются в средствах массовой информации и в научной среде.
Идеи
Макса Вебера сегодня весьма модны
для современной
Вебер является сегодня одним из наиболее цитируемых социологов всех времен и народов. Несмотря на то, что прошло уже девяносто два года после его смерти, интерес к его творчеству не ослабевает. Все это дает основание присоединиться к выводу, который делают сегодня многие социологи: Вебер — наш современник. Именно так назвал заключительный раздел своего очерка о нем один из блестящих его знатоков и интерпретаторов Р. Арон.
Это свидетельствует, что Макс
Вебер был выдающимся ученым.
Его социальные идеи, очевидно, имели
опережающий характер, если они
сегодня так востребованы
Мне хотелось бы завершить словами Арона, в которых, как мне кажется, схвачена суть творчества немецкого социолога. Он пишет, что социология Вебера принадлежит «человеку, который беспрестанно задавался важнейшими вопросами: «о взаимоотношении знания и веры, о науке и практической деятельности, о церкви и пророчестве, о бюрократии и харизматическом вожде, о рационализации и личной свободе; который благодаря своей исторической, можно сказать чудовищной, эрудиции искал в наследии всех цивилизаций ответы на свои собственные вопросы и оказывался в результате такого рода поисков (а они по своему характеру не могли быть завершенными в одиночестве) разрываемым сомнениями относительно выбора своей собственной судьбы»[5].
Список
литературы
1. Вебер М. Идея социализма // Журнал социологии и социальной антропологии. — Том II, 1999. — № 3.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология учебник для вузов / Под ред. проф. В.И.Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 432 с.
3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.,2001.
4. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия: критика социологии М. Вебера. Ростов-н/Д., 1988.А ческий анализ. М., 1999.
5. Ожиганов Э.Н. Политическая теория М. Вебера. Рига, 2000.
6.
Фролов С.С. Основы социологии: Учебное
пособие. – М.: Юристъ, 2003. – 344 с.
[1] Кравченко С.А. «Социология. Учебное пособие для ВУЗов», М.: «Экзамен», 2002
[2] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1995
[3] Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма//СоцИС №№8-10, 1999, стр. 32.
[4] Вебер М. Избранные произведения. М., 1995
[5] Зборовский Г.Е. История социологии. С.-162