Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:34, контрольная работа
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.
Введение 2
1. Социология молодежи. 5
2. Образование и культура молодежи. 8
3. Социализация молодежи. 12
Заключение. 15
Список использованной литературы. 17
Социология молодежи формировалась и развивалась на базе демографического разделения возрастных когорт для исследования социально-демографической группы, которая находится в процессе социализации и подготовке к замещению уходящего поколения и воспроизводству социальной структуры общества. Возрастные рамки юности и молодости, специфика процесса социализации определяется конкретно-историческими условиями общества и его культурными традициями. В разных странах и культурах процесс социализации протекает неравномерно. Поэтому границы молодежного возраста в различные временные интервалы и при определенных социально-экономических условиях развития страны определяется по-разному. Например, в начале XX века этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а в настоящее время от 17 до 28-30 лет.
Молодежь - социально-демографическая группа, находящаяся в период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему, его обновления.
Виды зрелости бывают: социальная, интеллектуальная, физическая, эмоциональная, физиологическая.
Социальная зрелость - это ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивный подход к окружающему миру.
У молодежи существуют свои проблемы:
1. алкоголизм как следствие алкоголизма родителей - социальное сиротство детей, врожденные аномалии у детей алкоголиков, тем самым накопление деградирующих эффектов в популяции;
2. наркомания (подавляющее большинство наркоманов (до 70%) - молодые люди от 20 до 30 лет; большая часть молодежи, употребляющая "радикальные" наркотики, не доживает до зрелого возраста; наркомания имеет тяжелейшие социальные последствия - рост преступности, стремительный процесс деградации личности и потери трудоспособности)
3. преступность (в целом молодые люди от 14 до 29 лет совершают 57% всех зарегистрированных преступлений)
Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой, является «поколение». Далее идет «класс» и, наконец, молодая часть класса - молодежь.
Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.
Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.
Второй подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.
Третий подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, то есть конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.
Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:
а) учащиеся неполных и полных средних школ;
б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
в) в возрасте от 20до 24 лет;
г) от 25 до 30 лет.
Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.
Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят такие группы молодого населения, которые разделяются по месту в общественном труде:
- Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и ПТУ. Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
-Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.
-Особую группу молодежи составляют менеджеры, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.
-В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи -- научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов».
-- Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам. Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.
Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.
2. Образование молодежи и ее культурные ценности.
Молодежь признает важную роль высшего образования, которое выступает в качестве основы для будущей успешной жизни. Если в начале 90-х годов главным при достижении успеха считалось везение, стечение обстоятельств, умение рисковать, а уровень образования не рассматривался как фактор успеха, то в последнее время ситуация изменилась. В то же время резко снижается ориентация на профессиональное мастерство, растущее с повышением квалификации. Рыночные отношения создают возможности быстро обогащения независимо от уровня образования и квалификации.
Происходит снижение престижа традиционных инженерной, педагогической, медицинской профессий и усиление прагматических настроений. Развиваются ориентации в профессиональном и жизненном самоопределении на перспективу. Молодые люди часто выбирают профессию по причине престижности и высокой оплаты труда в ущерб собственным склонностям и
способностям. Отмечается стремление к трудоустройству в негосударственном секторе, смене профессиональной деятельности. В определенной мере сформировался социальный пессимизм молодежи, заключающийся в признании бесполезности своих усилий в интересной и содержательной, но мало оплачиваемой работе. Возрастает роль неформальных межличностных отношений в молодежной среде, растет роль референтных групп в социализации молодежи, и одновременно снижается роль традиционных институтов (семьи, системы образования, классической культуры, музыки). Противоречиво изменяется ценностное восприятие молодыми межпоколенческих взаимоотношений. С одной стороны, возрастает стремление к самостоятельности, автономности, независимости, а с другой растет значение родительской семьи, усиление зависимости от нее.
Усиливается аполитичность молодежи, сочетающаяся с нарастающим
негативизмом и социальным протестом. Среди мотивов отсутствия интереса к политической жизни – наличие других интересов; дефицит свободного
времени и загруженность учебой, работой; недоверие к политикам и политическим партиям; низкий уровень информированности о политических
процессах, событиях и явлениях; безразличие к политической и общественной жизни; субъективное отношение к политике как к «грязному делу»; социальная пассивность; наличие индивидуалистических ценностных ориентаций.
Социальное самоопределение есть определение своего положения в мире. Оно направленно не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.
В новое время возможности индивидуального выбора – профессии, мужа или жены, образа жизни – значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию самостоятельного социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого – усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выясняется, подходит она человеку или нет.
Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и заканчивая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько - нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, поселок городского типа, деревня); состав, структура и материальное положение семьи, его собственное социальное положение и вид занятий школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент ВУЗа.
Важнейшая проблема современного высшего образования – его эффективность, доступность и качественность для различных социально-
демографических групп молодежи. Образование - один из важнейших социальных институтов общества и динамичный фактор социальной мобильности молодежи. Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Одним из показателей уровня образования является численность студентов высших и средних специальных
учебных заведений России. Из источника Социальное положение и уровень жизни населения России. М. Госкомстат, 2002. виден рост численности студентов вузов и средних специальных учебных заведений (по годам)
годы | Численность студентов государственных высших и средних специальных учебных заведений (на начало учебного года) тыс. чел |
Всего студентов государственных учебных заведений | ||
высших | средних специальных | тыс.человек | % молодежи | |
1998/ 1999 | 3347 | 2052 | 5399 | 16,9 |
1999/ 2000 | 3728 | 2147 | 5875 | 18,1 |
2000/ 2001 | 4271 | 2309 | 6580 | 20,0 |
2001/ 2002 | 4797 | 2410 | 7207 | 21,6 |