Социология молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.

Содержание

Введение 2
1. Социология молодежи. 5
2. Образование и культура молодежи. 8
3. Социализация молодежи. 12
Заключение. 15
Список использованной литературы. 17

Работа содержит 1 файл

социология молодежи.doc

— 126.50 Кб (Скачать)


 

Филиал

Негосударственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

в г.Орске

 

Факультет государственной службы и финансов

Специальность: «Финансы и кредит»

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

по дисциплине «___Социология »

 

тема: ___ « Социология молодежи »_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                             студентка _1_курса

                                                                                                                   Пестрова О.В.

№ зачетной книжки                                                                               12Ф08-6-Ор-с/з

 

 

Проверил:                                                                                                  преподаватель

                                                                                                                     Яскевич_Л.В.                                                                                                 

                                                                                                                    ( к.ф.н., доц.)

 

 

 

 

 

 

г. Орск, 2009 г.

Содержание

Введение                                                           2

1. Социология молодежи.                                5

2. Образование и культура молодежи.           8

3. Социализация молодежи.                            12

Заключение.                                                      15

Список использованной литературы.            17

 

 

Введение

 

Социология молодежи – это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

Социология может изучать общество в целом, но может сосредоточить свое внимание на изучении отдельных сторон, процессов, явлений жизнедеятельности общества, рассматривая их как части целого, т.е. в определенном социальном контексте. На этом основании выделяется общая (фундаментальная) социология и отраслевые социологии: экономическая социология, социология образования, социология семьи и брака, социология молодежи. Одна из важнейших сторон - познавательная функция.

Социология помогает привести в какую-то систему, соотнести между собой наши представления о мире, в котором мы живем, помогает систематизировать наши идеи об обществе и нашем месте в этом обществе. Тем самым социология помогает нам определиться со своими самооценками, желаниями, поступками. Это значит, что социология выполняет еще идеологическую и воспитательную функции. Все эти функции наука выполняет, опираясь на определенную структуру научного знания.
Структура социологического знания включает в себя два основных компонента.
Первый компонент - это знания. Наука существует, чтобы объяснять мир. На первом месте - знания об объекте. Это - классификации, типологии, модели, гипотезы, данные, в конечном счете, сводимые в теории.

Второй компонент структуры социологического знания - средства получения знания. Он включает в себя методику, то есть усвоение способов получения знаний, и технику социологического исследования, овладение процедурами, правилами применения этих методов или способов. Второй компонент тоже подчинен главной задаче любой науки - познанию объекта.

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные  объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь, образование, семья, браки, политика, а так же досуг молодежи. Находят своеобразное преломление в молодежной среде особенности, средства и методы воспитания, эффективность его форм, а так же развитие социальной и политической активности.

Социология молодежи, как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественном феномене;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества. Так же запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семейных отношений, возрастных кризисов и отношений между поколениями. В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества. Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических

условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

· возрастные границы молодежного возраста;

· специфика социального статуса;

· ролевые функции и особенности поведения;

· характеристики социально-демографической группы;

· социально-психологические характеристики;

· процесс социализации в конкретный исторический период;

· самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.

Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.

Мой интерес к проблематике молодежи можно объяснить тем, что моя дочь является одним из представителей настоящего поколения молодых людей переживающий современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций в современном российском обществе. Что оказывает противоречивое влияние на положение и развитие молодежи?  Какие проблемы могут реально встать на жизненном пути моего ребенка и ее сверстников.

Как отмечает профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам сегодня связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, музыку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не приемлемы ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития.

Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.

В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель выступает в лице  членов семьи, учителя или целого института - вуза изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

 

1.Социология молодежи.

 

Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

Молодежь – это не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение которой детерминировано социально-экономическим состоянием общества. Специфика заключается, прежде всего, в том, что молодежь в социальном и возрастном положении находится в переходном состоянии. Эта переходность определяет:
1. Необходимость изучения проблем молодежи как части всего общества;
2. Необходимость дифференцировать молодежь как слой по целому ряду признаков, основные из которых – возраст, пол, вид занятий и деятельности, социально-экономическое положение. Каждый знает, что юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен был участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколение молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера.
Удлинение юности имеет свои личные предпосылки: расширение сферы сознательного самоопределения и повышения его самостоятельности.

Информация о работе Социология молодежи