Социология молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Содержание

Введение
Молодежь в системе социальной стратификации.
1.Молодеж в социальной структуре общества.
2. Бедность и богатство среди молодежи.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

социология молодежи.docx

— 30.93 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

Введение

Молодежь в системе социальной стратификации.

1.Молодеж в социальной структуре общества.

2. Бедность и богатство  среди молодежи.

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Особенно остро  проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России. 

Социология молодежи -- отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи. 

Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми  социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и  здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени» села, семьи, труда, управления и пр. 

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте  всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано -- как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи. 

Молодежь в системе социальной стратификации. Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. 

Каждый знает, что юность - определенный этап созревания и развития человека, лежащий между  детством и взрослостью. Но каковы хронологические  границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства  к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы  этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в  отечественной психиатрии возраст  от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают  юношами. 

Возрастная терминология никогда не была однозначной. Так  же нечеткость граней характерна для  классической и средневековой латыни. 

Важная деталь: возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст  человека, сколько его общественное положение, социальный статус. 

Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных  языках. Умаление возрастного статуса  человека, обращение к нему как  к младшему («молодой человек», «парень» и т.д.) нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности. 

Это проявляется  и в периодизации жизненного пути. Представления о свойствах и  возможностях индивидов каждого  возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее - предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей  и т.п. Половозрастное разделение труда  во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы. 

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения  образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в  других - фактическими (например, средний  возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива. 

Что касается досуговой организации молодежи, то досуг воспринимается юношеством как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей. 

Около одной  трети старшеклассников отмечают, что  их любимое занятие на досуге -- «ничего неделание». 

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения -- наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. 

В книге «Социология  молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы: 

К первой относятся  специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как  общественной группы, ее роли и места  в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов  и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. 

Другую важную область социологического анализа  составляют такие проблемы, которые  являются общесоциологическими и в  то же время либо преимущественно  касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т.д.). 

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью  стиля жизни, поведения, групповых  норм, ценностей и стереотипов. 

Определяющей  характеристикой субкультуры молодежи в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). 

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует  четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Позиция  отчуждения просматривается как  в отношении к социуму, так  и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга. 

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни  общества, образно говоря, в позиции  «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок  минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая  неустойчивость молодых людей умело  используются политическими элитами  в борьбе за власть. 

Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма. 

Усугубляется  и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия -- от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям. 

Особенно явственно  это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в  узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть -- «папино». И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры -- культурное отчуждение. 

Молодежная субкультура  есть искаженное зеркало взрослого  мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения  в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических  групп населения России также  постоянно снижается. 

1.Молодеж в социальной структуре общества. Очень важно рассматривать проблемы молодежи в контексте такого многозначного социального явления, как преемственность поколений. 

Для анализа  этого явления в социологии используются предложения, в контексте которых  возможен различный подход к трактовке  понятия поколение и соответственно места молодежи в нем. 

В этой связи  можно привести пять значений поколения. 

Демографическое поколение, или когорта, означает совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения. В зависимости от уровня рождаемости, а также иных обстоятельств - военных конфликтов, репрессий, эпидемий, стихийных бедствий, эмиграций, поколение может быть большим или малым по численности, с преобладанием тех или иных социальных групп, мужчин или женщин. В нем бывают уничтожены слои, которые  могли бы внести вклад в развитие культуры. Так возникает «пропавшая генерация», не реализовавшая свои возможности. 

Антропологическое поколение указывает на происхождение  от общего предка и дает представление  о генеалогии семьи. В недалеком  прошлом генеалогия отвергалась  и рассматривалась как сословный  пережиток. Это привело к тому, что очень немногие семьи знают  свою историю, а дети редко могут  назвать своих предков, их занятия, представить их жизнь и судьбу. Сейчас интерес к этому возрастает, но, к сожалению, многие документы, письма, дневники, фотографии утрачены безвозвратно. Представить историю семьи как историю страны было бы необычайно важно для духовно-нравственной жизнедеятельности личности. 

Историческое  поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением  родителей и рождением их детей. Статистически этот период равен  приблизительно 20 - 25 годам. Это означает, что одновременно в обществе живут  четыре или даже пять поколений. В  зависимости от условий жизни, омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения средней продолжительности  жизни число поколений может  увеличиваться или сокращаться. 

Хронологическое поколение функционирует в такой  период времени, в течение которого живет и активно действует  данное поколение. Оно близко по значению к демографическому, но дает возможность представить судьбу именно данного поколения, пережившего на личном опыте уникальные, неповторимые события, оказавшие влияние на восприятие жизни, взаимодействие со сверстниками. Мемуары, эпистолярное наследие, фотографии дают возможность представить духовный мир и облик поколения. 

Символическое поколение означает общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав именно их свидетелями  и участниками событий, реформ, революций. 

Каждое поколение  создает устойчивую традицию, вызывает эмоциональную сопричастность в  отношении к жизни, может разделять  одни и те же переживания, интересы, цели, ценности и даже вкусы и  предпочтения. 

Информация о работе Социология молодежи