Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:03, контрольная работа
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Введение
Молодежь в системе социальной стратификации.
1.Молодеж в социальной структуре общества.
2. Бедность и богатство среди молодежи.
Заключение
Список литературы
План:
Введение
Молодежь в системе социальной стратификации.
1.Молодеж в социальной структуре общества.
2. Бедность и богатство среди молодежи.
Заключение
Список
литературы
Введение
Одна из актуальных
отраслей современной социологии -
социология молодежи. Особенно остро
проблема молодежи и ее роли в общественной
жизни стоит в России.
Социология молодежи
-- отрасль социологической науки,
изучающая молодежь как социальную
общность, особенности социализации
и воспитания вступающих в жизнь поколений,
процесс социальной преемственности и
унаследования молодежью знаний и опыта
от старших поколений, особенности образа
жизни молодежи, формирование ее жизненных
планов и ценностных ориентаций, в том
числе профессиональных, социальную мобильность,
выполнение социальных ролей различными
группами молодежи.
Социология молодежи
очень тесно связана с
Поэтому проблемы
молодежи исследуются как в контексте
всего общества, его основных характеристик,
структурных сдвигов и
Молодежь
в системе социальной
стратификации. Сегодня ученые определяют
молодежь как социально-демографическую
группу общества, выделяемую на основе
совокупности характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных
теми или другими социально-психологическими
свойствами, которые определяются уровнем
социально-экономического, культурного
развития, особенностями социализации
в российском обществе.
Каждый знает,
что юность - определенный этап созревания
и развития человека, лежащий между
детством и взрослостью. Но каковы хронологические
границы и содержательные признаки
этого периода? Переход от детства
к взрослости обычно подразделяется
на два этапа: подростковый возраст
(отрочество) и юность (ранняя и поздняя).
Однако хронологические границы
этих возрастов часто определяются
совершенно по-разному, например, в
отечественной психиатрии возраст
от 14 до 18 лет называется подростковым,
в психологии же 16-18-летних считают
юношами.
Возрастная терминология
никогда не была однозначной. Так
же нечеткость граней характерна для
классической и средневековой латыни.
Важная деталь:
возрастные категории во многих, если
не во всех языках первоначально обозначали
не столько хронологический
Связь возрастных
категорий с социальным статусом
сохраняется и в современных
языках. Умаление возрастного статуса
человека, обращение к нему как
к младшему («молодой человек», «парень»
и т.д.) нередко содержит в себе
оттенок пренебрежения или
Это проявляется
и в периодизации жизненного пути.
Представления о свойствах и
возможностях индивидов каждого
возраста тесно связаны с существующей
в обществе возрастной стратификацией.
Хронологический возраст, а точнее
- предполагаемый им уровень развития
индивида, прямо или косвенно отражает
его общественное положение, характер
деятельности, диапазон социальных ролей
и т.п. Половозрастное разделение труда
во многом определяет социальное положение,
самосознание и уровень притязаний
членов соответствующей возрастной
группы.
Возраст служит
критерием занятия или
Что касается досуговой
организации молодежи, то досуг воспринимается
юношеством как основная сфера жизнедеятельности,
и от удовлетворенности им зависит общая
удовлетворенность жизнью молодого человека.
Общее образование для школьника и профессиональное
для студента как бы отходят на другой
план перед реализацией экономических
(«зарабатывать деньги») и досуговых («интересно
провести свободное время») потребностей.
Около одной
трети старшеклассников отмечают, что
их любимое занятие на досуге -- «ничего
неделание».
Данные исследований
показывают, что досуговая самореализация
молодежи осуществляется вне учреждений
культуры и относительно заметно обусловлена
воздействием одного лишь телевидения
-- наиболее влиятельного институционального
источника не только эстетического, но
и в целом социализирующего воздействия.
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор
и т. п.) большинством молодых людей воспринимается
как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного
содержания в процесс социализации в большинстве
случаев ограничиваются приобщением к
православию, между тем как народные традиции,
безусловно, не ограничиваются одними
лишь религиозными ценностями.
В книге «Социология
молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского
молодежные проблемы подразделяются на
две группы:
К первой относятся
специфически молодежные социальные проблемы:
определение сущности молодежи как
общественной группы, ее роли и места
в воспроизводстве общества; установление
критериев ее возрастных границ; изучение
запросов, потребностей, интересов
и способов деятельности молодого поколения;
исследование специфики процесса социализации
молодых людей, их социально-профессиональной
ориентации и адаптации в коллективе,
анализ социальных аспектов деятельности
неформальных объединений и движений
молодежи.
Другую важную
область социологического анализа
составляют такие проблемы, которые
являются общесоциологическими и в
то же время либо преимущественно
касаются молодежи (проблемы образования,
семьи, брака), либо находят специфическое
проявление в молодежной среде (особенности
воспитания молодежи, эффективность его
различных форм, средств и методов, развитие
социальной и политической активности
молодежи и т.д.).
Под молодежной
субкультурой понимается культура определенного
молодого поколения, обладающего общностью
стиля жизни, поведения, групповых
норм, ценностей и стереотипов.
Определяющей
характеристикой субкультуры
Так, у немалого
числа молодых людей
Социальное отчуждение
проявляется чаще всего в апатии,
безразличии к политической жизни
общества, образно говоря, в позиции
«стороннего наблюдателя». На уровне
самоидентификации проявление каких-либо
определенных политических установок
минимально. Вместе с тем эмоциональность,
легковерность и
Существует мнение,
что аполитичность молодежи закономерный
результат чрезмерной идеологизации
воспитания прошлых лет, а активная политизированность
граничит с социологией. Вряд ли можно
согласиться с подобной позицией: если
в стабильном обществе приоритеты частной
жизни закономерны и естественны, то в
ситуации системного кризиса социальная
индифферентность молодых чревата необратимыми
последствиями для будущего страны. Не
менее тревожно и то, что политизация отдельных
групп молодежи приобретает черты политического
и национального экстремизма.
Усугубляется
и межгенерационное отчуждение, включающее
широкий спектр неприятия -- от разрушения
внутрисемейных контактов (по критериям
взаимопонимания и взаимного доверия)
до противопоставления «нас» (как ценностного,
так и деятельностного) всем предшествующим,
«советским» поколениям.
Особенно явственно
это противопоставление прослеживается
на уровне собственно культурных (в
узком смысле) стереотипов молодежи:
есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше»
общение, а есть -- «папино». И здесь
обнаруживается третий (наряду с социальным
и межгенерационным) аспект отчуждения
молодежной субкультуры -- культурное
отчуждение.
Молодежная субкультура
есть искаженное зеркало взрослого
мира вещей, отношений и ценностей.
Рассчитывать на эффективную культурную
самореализацию молодого поколения
в больном обществе не приходится,
тем более что и культурный
уровень других возрастных и социально-демографических
групп населения России также
постоянно снижается.
1.Молодеж
в социальной структуре
общества. Очень важно рассматривать
проблемы молодежи в контексте такого
многозначного социального явления, как
преемственность поколений.
Для анализа
этого явления в социологии используются
предложения, в контексте которых
возможен различный подход к трактовке
понятия поколение и
В этой связи
можно привести пять значений поколения.
Демографическое
поколение, или когорта, означает совокупность
сверстников, родившихся приблизительно
в одно время и образующих возрастной
слой населения. В зависимости от
уровня рождаемости, а также иных
обстоятельств - военных конфликтов,
репрессий, эпидемий, стихийных бедствий,
эмиграций, поколение может быть
большим или малым по численности,
с преобладанием тех или иных
социальных групп, мужчин или женщин.
В нем бывают уничтожены слои, которые
могли бы внести вклад в развитие
культуры. Так возникает «пропавшая
генерация», не реализовавшая свои
возможности.
Антропологическое
поколение указывает на происхождение
от общего предка и дает представление
о генеалогии семьи. В недалеком
прошлом генеалогия отвергалась
и рассматривалась как
Историческое
поколение охватывает отрезок времени,
равный интервалу между рождением
родителей и рождением их детей.
Статистически этот период равен
приблизительно 20 - 25 годам. Это означает,
что одновременно в обществе живут
четыре или даже пять поколений. В
зависимости от условий жизни, омоложения
семьи, генетической предрасположенности,
увеличения средней продолжительности
жизни число поколений может
увеличиваться или сокращаться.
Хронологическое
поколение функционирует в
Символическое
поколение означает общность современников,
жизнь которых совпала с особым
периодом истории, сделав именно их свидетелями
и участниками событий, реформ, революций.
Каждое поколение
создает устойчивую традицию, вызывает
эмоциональную сопричастность в
отношении к жизни, может разделять
одни и те же переживания, интересы,
цели, ценности и даже вкусы и
предпочтения.