Социология массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Если представить все типы коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидуумов - членов различных социальных структур.
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие массовой коммуникации…………………………………….4
2. Функции массовой коммуникации. Общая классификация……...…4
3. Функции массовой коммуникации по Г. Лассуэллу,
Б. Катля и А. Каде……………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………….....9
Список литературы……………………………………………………..10

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 56.00 Кб (Скачать)


10

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..3

1. Понятие массовой коммуникации…………………………………….4

2. Функции массовой коммуникации. Общая классификация……...…4

3. Функции массовой коммуникации по Г. Лассуэллу,

     Б. Катля и А. Каде……………………………………………………..6

Заключение…………………………………………………………….....9

Список литературы……………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Если представить все типы коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидуумов - членов различных социальных структур.

В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации.

Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.

Суть процесса массовой коммуникации заключается в целесообразно организованном систематическом распространении особым образом подготовленных сообщений – информаций среди рассредоточенных аудиторий (печать, радио, телевидение).

В ходе массовой коммуникации распространяются сообщения, содержащие информацию, которая четко ориентирована на утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм данного общества или какой-либо его части с целью оказания идеологического влияния на настроения, мнения, оценки, решение и поведение значительных масс людей.

 

 

 

 

 

1. Понятие массовой коммуникации

 

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

- наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

- социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

 

 

2. Функции массовой коммуникации. Общая классификация

 

Основные функции массовой коммуникации в обществе:

I. Информационная функция:

- информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

- информационное обеспечение инновационных процессов;

 

II. Функция социальной связи:

- интерпретация происходящего;

- поддержка существующих норм и властных отношений;

- социализация;

- координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия;

III. Функция обеспечения преемственности:

- выражение образцов доминирующей культуры, "узнавание" субкультур, новых культурных направлений;

- поддержание общности социальных ценностей;

IV. Рекреативная функция:

- создание возможностей для отдыха и развлечения;

снижение социальной напряженности;

V. Функция мобилизации:

- организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения:

1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;

2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;

3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;

4) функция социализации личности - воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

 

 

3. Функции массовой коммуникации по Г. Лассуэллу,

Б. Катля и А. Каде

 

По поводу функций массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции:

1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;

2) корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь;

3) передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию - развлекательную. В начале 80-х годов специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл прокомментировал эти функции и предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще - политических, реже - религиозных. По-видимому, эта функция, которую можно квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе.

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу - ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.

С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

С учетом приведенных выше характеристик и основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к тому, что это - мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

Существуют еще несколько подходов к определению функций массовой коммуникации.

Современные французские ученые Б. Катля и А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации:

              - функция антенны - снабжение общества различного рода информацией;

              - функция усилителя - преувеличение фактов, драматизация событий;

              - функция фокуса - средства массовой информации являются фокусом изменения социокультурных течений;

              - функция призмы - формирование новых моделей поведения;

              - функция эхо - средства массовой информации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка.

    Известный отечественный психолог А. А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:

              - оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;

              - функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;

  • - функция социального контроля посредством социальных норм;
  • - функция социализации личности.
  •  
  • Заключение

 

Массовая коммуникация заключается в целесообразно организованном систематическом распространении особым образом подготовленных сообщений – информаций среди рассредоточенных аудиторий (печать, радио, телевидение). В ходе массовой коммуникации распространяются сообщения, содержащие информацию, которая четко ориентирована на утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм данного общества или какой-либо его части с целью оказания идеологического влияния на настроения, мнения, оценки, решение и поведение значительных масс людей.

Функции массовой коммуникации, реализуемые коммуникатором, —   это влияние на аудиторию посредством ее целенаправленного информирования для осуществления задач социальной системы.

В входе исследования мы выяснили, что есть несколько подходов к определению функций массовой коммуникации.

В общей классификации ученые выделяют: информационную функцию, функцию социальной связи, функция обеспечения преемственности, функцию мобилизации, рекреативную функцию.

Некоторые ученые выделяют функцию антенны, фокуса, призмы (Б. Катля и А. Каде); функцию контакта, функцию социального контроля ( А.А. Леонтьев).

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью/ Теория и практика. – М., 2008. – С.- 24,25.

2.      Кондратьев Э.В. Массовая коммуникация. Учебное пособие для высшей школы. – М., 2006. – С.- 44.

3.      Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. – М., 2009. – С.- 85,87.

4.      Шубин В.И. Теория массовой коммуникации. – М., 2005. – С.- 36-37

 



Информация о работе Социология массовой коммуникации