Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основы марксистской социологии конца XIX – начала XX веков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать истоки возникновения социологии марксизма, его школы;
2. Проанализировать диалектический материализм как основное направление марксистской социологии;
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основы социологии марксизма
1.1. Предпосылки возникновения марксистской социологии …………….. 4
1.2. Основные школы марксистской социологии ………………………….. 7
1.3. Диалектический материализм как основное направление марксистской социологии ……………………………………………………………………... 10
2. Основы социологии неомарксизма
2.1. Становление неомарксистской социологии ………………………….. 15
2.2. Франкфуртская школа как ядро неомарксистской социологии …….. 17
2.3. Проблема гуманизма как центральная тема неомарксистской социологии ……………………………………………………………………... 20
3. Сопоставительная характеристика марксистской и неомарксистской социологической мысли ……………………………………………………….. 24
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Библиографический список …………………………………………………… 31
1.3.
Диалектический материализм
как основное направление
марксистской социологии
Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, - это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества.
К. Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, - способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в пла-не признания решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отно-шений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния людей отражение, прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен. «Способ производства материальной жизни, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», - писал В. И. Ленин.2
Пожалуй, никакое другое положение, как это (и в прошлом, и ныне), не подвергается самой интенсивной критике, что К. Маркс исходит из экономического детерминизма, то есть объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.
Можно
соглашаться или нет с
К. Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего в материальной жизни. «На известной ступени своего развития, - пишет он, - материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными».3
Следуя логике К. Маркса, движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция – есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты – соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.
Такой
взгляд на общество вошел в историю
общественной мысли как диалектический
материализм. Он был применен Марксом
к конкретному анализу
Итак, по К. Марксу, на определенном уровне развития производительных сил буржуазные отношения становятся препятствием на пути прогресса, которое устраняется в результате социальной революции. Вместе с тем, в последние годы жизни К. Маркс искал и альтернативные варианты, имеющие прямое отношение к социологическому анализу возникающих новых реалий капиталистического строя.
Так в третьем томе «Капитала» он отмечал серьезные трансформации в самом способе производства капиталистического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые выдержки, которые так и не были подвергнуты серьезному научному анализу в догматических версиях марксизма.
1. «Колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капиталиста. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными».
2. «Капитал, который сам по себе покоится на общественном способе производства и предполагает концентрацию средств производства и рабочей силы, получает здесь непосредственную форму общественного капитала (капитала непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному капиталу, а его предприятия выступают как общественные предприятия в противоположность частным предприятиям. Это – упразднение капитала как частной собственности в рамках самого капиталистического способа производства».
3. «Превращение действительно функционирующего капиталиста в простого управляющего, распоряжающегося чужими капиталами».5
Проблемы эти К. Маркс успел лишь наметить. Но даже одно их упоминание свидетельствует, что социолог осознал возникновение качественно нового общества, к которому нельзя некритически применять характеристики традиционного капитализма.
Отнюдь не случайно уже после смерти У. Маркса Ф. Энгельс с особой силой подчеркивал, что в социологии марксизма ценны не те или иные отдельно взятые положения, а диалектико-материалистический – подход к анализу общества.
Таким
образом, К. Маркс устанавливает довольно
однозначную и убедительно трактуемую
связь между экономической жизнью общества
и всеми другими социальными институтами.
Со времен К. Маркса в социологии само
понятие «материализм» имеет специфический
смысл отношения к тем теориям, в которых
базовой причиной всех социальных явлений
выступают экономические отношения.
2. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
НЕОМАРКСИЗМА
Неомарксизм,
или «западный марксизм», зародившийся
в Западной Европе и распространившийся
несколько позднее в США, представляет
собою в первую очередь критическое
переосмысление социологических идей
К. Маркса Бернштейном и Каутским, Коршем
и Колетти, Лукачем и Грамши и других. Рассмотрим
основные этапы становление неомарксистской
социологической мысли.
2.1.
Становление неомарксистской
социологии
«Западный марксизм» обладает несомненной эвристической ценностью, хотя до последнего времени он, как известно, с порога отвергался догматически ориентированными «марксистами» сталинской школы. В обход тупиковой, «столбовой дороги» официального марксизма, имевшего сторонников и на Западе, сформировалась критическая позиция как в отношении сталинской ортодоксии, породившей тоталитарные режимы, разные по форме, но мало чем отличающиеся по своей антигуманной сущности. Объектом критики стала и сама марксистская теория (за ее «экономический детерминизм», «механистичность», о чем мы писали в первой главе курсовой работы).
Речь шла не об ошибках экономического детерминизма в собственно экономической сфере, а о неправомерности такого подхода в области культуры. «Критическая теория» основывалась на марксистской же традиции, но на работах молодого Маркса, в частности изданных в 1932 году «Экономическо-философских рукописях».
Если марксистская концепция нацелена в первую очередь на экономические проблемы, попадая «в тенета экономического детерминизма», «критическая школа» ориентирована на социокультурные проблемы: на исследование культурных феноменов как отражения реальности современного западного общества. «Критическая школа» концентрирует внимание на подавлении личности окружающей ее и господствующей над ней культурной средой.
В этом плане очевидно влияние на критическую школу не только со стороны К. Маркса, но и Вебера, рассматривавшего рациональность в качестве доминанты развития современного мира. Т. Шройдер, например, заявлял, что человек в современней обществе подавлен скорее «рациональностью», чем экономическим или социальным принуждением. «Критическая теория» исследует веберовское различение между формальной рациональностью и содержательной рациональностью, или разумом. Формальная рациональность ассоциируется с «технократическим мышлением», цель которого далека от освобождения людей. Его задача – найти наиболее действенные средства для осуществления любых целей, важных с точки зрения тех, кто обладает властью. Технократическому мышлению противостоит разум, предполагающий оценку средств с высоты общечеловеческих ценностей: справедливости, мира, счастья и так далее. С точки зрения «критической теории», скажем, нацизм вообще, а концлагеря в особенности, есть пример формальной рациональности в ее смертельной битве с разумом: «Освенцим был сферой рационального, но неразумного». 6
По мысли Т. Шройдера, несмотря на кажущуюся рациональность современной жизни, в действительности она глубоко иррациональна. Разве не иррационально то, что так называемый рациональный мир разрушает индивидуальность человека, его потребности и способности, что только через войны достигается мир, что рядом с богатством и роскошью уживается нищета и эксплуатация? Современная технология также являет собой пример формальной рациональности. Именно технология, по мнению Г. Маркузе, завела современное общество в тупик тоталитаризма. Технология не может быть нейтральной, она скорее выступает как средство установления власти одних людей над другими, служит подавлению индивидуальности.7
Проблемы,
поставленные неомарксистами, относились
не только к западному обществу, но и ко
всему современному «рациональному» миру,
включая и социалистическое общество.
Дефицит позитивного содержания, который
ощущали и сами представители «критической
теории», затрудняет рассмотрение ее как
законченной социологической концепции.
Но в ее рамках был высказан ряд идей, вошедших
в качестве существенных элементов в структуру
современной социологической мысли или
заложивших основы новых ее направлений,
таких, как современная социология культуры.
2.2.
Франкфуртская школа
как ядро неомарксистской
социологии
Настоящим ядром неомарксизма – и в организационно-практическом и в идейно-практическом планах – явилась Франкфуртская школа, которая сложилась в конце 20 – начале 30-х годов на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В ее состав вошли М. Хоркхоркхаймер, Т.В. Адорно, Ф. Поллок, Г. Маркузе, Э. Фромм и другие. После ВОВ, они продолжили свою работу в Институте, где вокруг них сформировалось новое поколение сторонников «неомарксизма» - А. Шмидт, Ю. Хабермас, А. Валмер и другие. Различные варианты этого течения сложились и в других странах – Франции, Италии, США, Англии, Венгрии, Чехословакии.
Франкфуртская школа сыграла очень большую – в некоторых отношениях решающую роль, в разработке и распространении неомарксистского комплекса идей. Неомарксисты Франкфуртской школы имели едва ли не самые прочные позиции, позволившие им оказать более глубокое воздействие на социально-философскую и литературно-художественную жизнь Западной Германии, чем это удалось их коллегам в других странах.
Первое, что предлагают сделать неомарксисты – это отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической революции и могильщика капитализма. Это суждение Маркузе обосновывает тем, что важнейшей особенностью высокоразвитого индустриального общества является восполнение рабочим классом этого общества, в результате манипулирования потребностями и сознанием рабочих масс со стороны господствующих классов. Маркузе выдвинул понятие «одномерного человека» - личности, ориентирующейся на деформированные современным капитализмом потребности, конформиста, утратившего критическое отношение к действительности. При господстве «одномерного сознания» «одномерный человек» этого общества не способен ни выработать, ни даже воспринять то революционное социалистическое сознание, которое, согласно, марксизма-ленинизма, является непременным условием и предпосылкой пролетарской социалистической революции.