Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основы марксистской социологии конца XIX – начала XX веков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать истоки возникновения социологии марксизма, его школы;
2. Проанализировать диалектический материализм как основное направление марксистской социологии;
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основы социологии марксизма
1.1. Предпосылки возникновения марксистской социологии …………….. 4
1.2. Основные школы марксистской социологии ………………………….. 7
1.3. Диалектический материализм как основное направление марксистской социологии ……………………………………………………………………... 10
2. Основы социологии неомарксизма
2.1. Становление неомарксистской социологии ………………………….. 15
2.2. Франкфуртская школа как ядро неомарксистской социологии …….. 17
2.3. Проблема гуманизма как центральная тема неомарксистской социологии ……………………………………………………………………... 20
3. Сопоставительная характеристика марксистской и неомарксистской социологической мысли ……………………………………………………….. 24
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Библиографический список …………………………………………………… 31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основы социологии марксизма
1.1. Предпосылки возникновения марксистской социологии …………….. 4
1.2. Основные школы марксистской социологии ………………………….. 7
1.3. Диалектический материализм как основное направление марксистской социологии ……………………………………………………………………... 10
2. Основы социологии неомарксизма
2.1. Становление неомарксистской социологии ………………………….. 15
2.2. Франкфуртская школа как ядро неомарксистской социологии …….. 17
2.3. Проблема гуманизма как центральная тема неомарксистской социологии ……………………………………………………………………... 20
3. Сопоставительная характеристика марксистской и неомарксистской социологической мысли ……………………………………………………….. 24
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Библиографический
список ……………………………………………………
31
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время социология марксизма
подвергается основательной и порой
справедливой критике. Но как бы мы
к ней ни относились, она является
одной из самых влиятельных
Цель курсовой работы: изучить основы марксистской социологии конца XIX – начала XX веков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать истоки возникновения социологии марксизма, его школы;
2.
Проанализировать
3.
Охарактеризовать становление
4. Рассмотреть проблема гуманизму как центральную тему неомарксистской социологии;
5. Сопоставить основные постулаты марксистской и неомарксистской социологической мысли.
Структура работы: курсовая работа состоит из трех глав, в первой из которых рассматриваются основы марксистской социологии, во второй дается описание неомарксистской социологии, третья глава основана на сопоставительной характеристике марксизма и неомарксизма.
1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
МАРКСИЗМА
Социология марксизма – это теория социального развития общества, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине – второй половине XIX века. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства. Это, прежде всего, материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.
Для
понимания концепции марксистской
социологии рассмотрим причины появления
социологии марксизма.
1.1.
Предпосылки возникновения
марксистской социологии
На становление социологии марксизма в той или иной степени, во-первых, оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей предшествующего периода, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и другие. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материалистических основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.
Вникая в ближайшие причины, положившие начало разработке социологии в так называемом материалистическом направлении, мы можем разделить их на две категории: 1) причины общего и необходимого характера и 2) причины частичные, более случайные.
К разряду первых следует отнести следующие три благоприятные условия:
1. Высокая степень развития, достигнутая экономическими отношениями за последнее столетие, и значение, которое они приобрели во всех областях общественной жизни. Расцвет этот совпал с заметным упадком таких господствующих прежде факторов эволюции, как религия и метафизическое учение, а также с крайней специализацией научных исследований. Не будучи объединены соответствующей философией, отдельные науки не могли открыто притязать на роль верховных руководительниц общественного прогресса; они влияли и действовали только, так сказать, за кулисами истории.
2. Глубокие, хотя на первый, поверхностный взгляд и незаметные перемены, происшедшие в основных нравственных началах, в этических обобщениях, от новых, установившихся между людьми отношений, смутно выразившихся, например, в известной трехчленной формуле французской революции: свобода, равенство, братство. Этический процесс резко сказался в падении прежних, христианских, аскетических идеалов бедности, воздержания, лишений всякого рода и в замене их противоположными идеалами материалистического довольства, земного блаженства и счастья.
3.
Быстрые успехи как наук о
явлениях мира неорганического
и органического, наиболее
Действительно,
свое внутреннее обоснование современная
философия, как в позитивизме, так
в эволюционизме и
Если же принять во внимание, что на общий характер практической деятельности человека непосредственно влияет не специальное знание, а выразительница его, философия, то нельзя удивляться тому, что деятельность эта расположила умы к восприятию и усвоению социологических теорий преимущественно материалистического и сенсуалистического характера. Теми же влияниями объясняются и первоначальное смешение социологии с политической экономией (которая, кстати сказать, дала марксизму, чуть ли не две трети его содержания), и относительный успех биологической, антропогеографической и, в особенности, этнологической школ в социологии. Учение К. Маркса явилось логическим заключением всего предыдущего развития, выводом из совокупности распространенных в его время научных истин и заблуждений. Таким образом, вопрос о внутренней ценности экономического материализма неизбежно превращается в вопрос о ценности его теоретических, философских и социологических предпосылок.
Частные и уже более случайные причины, обусловившие сильный и быстрый рост экономического материализма, весьма многочисленны.1
Марксистская
социология остается одной из наиболее
влиятельных в настоящее время.
Она противостоит многим классическим
и современным социологическим
теориям. Исторический материализм
привел к появлению множества
различных объяснительных версий исторического
процесса, к формированию значительной
совокупности достаточно плодотворных
исследовательских программ. Многие из
них демонстрируют всевозрастающие возможности
в понимании социальных феноменов. В своей
претензии описывать социальную жизнь
как тотальность марксизма, видимо, не
имеет себе равных и в конце XX столетия.
1.2.
Основные школы
марксистской социологии
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса, как система взглядов о революционной борьбе рабочего класса против капитализма в целях построения коммунизма, нашло в XX веке своих ревностных сторонников и продолжателей.
1. Марксизм в XX веке обычно называют ленинским этапом. Данное обстоятельство подчеркивается названием «марксизм-ленинское учение». Действительно, В. И. Ленин (1870-1924) постоянно говорил о своей верности марксистскому анализу исторического процесса. Вместе с тем, он, как и все его последователи, неизменно подчеркивал необходимость творческой разработки теории К. Маркса в неразрывной связи с насущными практическими задачами, которые выдвигает история перед рабочим классом и коммунистической политической партией Рассматривая учение марксизма в качестве методологии познания и изменения социальной действительности, В. И. Ленин и его соратники исходили из всех основных его принципов как единственно верной революционной теории трудящихся масс. Наиглавнейшим из этих принципов В. И. Ленин рассматривал материалистический подход к действительности, который представляет собой: максимально полный охват событий, исключающий односторонность; изучение тех явлений и процессов, которые имеют особую важность для деятельности широких трудящихся масс: необходимость при изучении любых процессов вскрывать материальную основу – производственные, экономические отношения; уметь видеть за движением отдельных людей и небольших коллективов положение и интересы больших общественных групп – классов; понимать и оценивать развитие союза с их позиций.
2. Демократический социализм. Один из лидеров и теоретиков Социнтерна (Социалистического интернационала) – Майкл Харрингтон (1928-1989), отвергая «несоциалистический социализм», который сложился в СССР и других странах Восточной Европы, защищал основы демократического социализма, который принципиально сочетаем с властью народа и демократическим контролем во всех сферах жизни. Ратуя за «новое» прочтение К. Маркса, американский мыслитель считает, что лейтмотив марксистского освобождения труда как обеспечения долга всеобщего освобождения, остался. Более того, такое освобождение, по мнению Харрингтона, представляется сегодня самым важным условием сохранения среды обитания человечества. Свобода для теоретиков Социнтерна – это принятие повышенной ответственности за судьбу мира.
3. Еврокоммунизм. Идеологи еврокоммунизма (А. Лебль,Фетчер и другие) в поисках новых форм марксизма пересмотрели тезис Маркса о всемирно-исторической роли пролетариата как могильщика капитализма. Обосновывая положение о депролетаризации современного населения, об утрате пролетариатом революционной роли, идеологи евророкоммунизма отводили главенствующую роль в общественном развитии интеллигенции. Важным моментом идеологии еврокоммунизма следует считать и теорию плюрализма и полицентризма марксизма. Еврокоммунисты доказывали, что марксистское учение не должно иметь какого-либо единого центра, выступающего единственным пророком социализма. Они полагали, что марксизм должен самостоятельно разрабатываться там, где он применяется.
4. Национально-освободительные политической партии Африки и Азии тоже часто объявляли себя марксистскими. Одним из выдающихся представителей этого направления движения в Африке был Франц Фанон (1925-1962). Вместе с национализмом во взглядах Ф. Фанона имеет место отчетливо выраженное антиимпериалистическое содержание, где главным является борьба за освобождение от империалистического гнета, за утверждение человеческого достоинства, попираемого колониализмом. Ф. Фанон выступает сторонником ориентации на социализм, открывающей, как он полагал, широкие возможности для создания новой системы ценностей, в которой человек, свободный эксплуатации, от расовых предрассудков становится социально активным творцом истории.
5. К марксизму относили свое учение и маоисты. Вообще маоизм претендовал на роль единственно верного учения о национально-освободительном движении и построении социализма в промышленно отсталых странах. Маоизм постоянно подчеркивал, что учитывает национальние особенности общественного развития – китайскую специфику борьбы. Для маоизма особенно характерны идеи о централизации и авторитаризме управления, о приоритете политики над экономикой, абсолютизации роли армии в жизни федерации, о делении всех стран на бедных и богатых и их современной борьбе.
Таким образом, в рамках марксистского направления общественной мысли возникло и развивалось несколько конкурирующих друг с другом за идейное влияние и лидерство течений. При всех идейно-политических разногласиях, они были в целом едины в своих представлениях о сущности и роли человека в обществе. Всемерная политизация учения К. Маркса и Ф. Энгельса, свойственная В. И. Ленину и его последователям, была характерна и для теоретиков Социнтерна, еврокоммунизма, революционной власти народа, маоизма. Эти направления не признавались как подлинно марксистские на том основании, что в большинстве своем они отрицали положение о диктатуре пролетариата, которое В. И. Ленин, и его последователи считали стержневым положением теории и практики марксизма. В свою очередь, сами теоретики, «отлученные» ленинистами от марксизма, критиковали КПСС и мировое коммунистическое движение за приверженность догматическому марксизму и ленинским принципам.