Социология Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Макс Вебер создал много научных трудов, создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, а также заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать очень трудно.
Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.

Содержание

Введение 3
Биография 4
Научная деятельность 4
«Понимающая социология». Теория социального действия 6
Методология социального познания М. Вебера 9
«Протестантская этика и дух капитализма» 12
Социология власти 14
Заключение 17
Библиографический список 18


Работа содержит 1 файл

к.р. по социологии.docx

— 35.39 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Введение 3

Биография 4

Научная деятельность 4

«Понимающая социология». Теория социального действия 6

Методология социального познания М. Вебера 9

«Протестантская этика и дух  капитализма» 12

Социология  власти 14

Заключение 17

Библиографический список 18 
 

 

Введение

     Макс  Вебер – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о  профессии как призвании.

     В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии - сделать максимально  понятным то, что не было таковым  в самой реальности, выявить смысл  того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать  исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был  в самом опыте реальной жизни.

       Творческое наследие Вебера огромно.  Он внес вклад в теорию и  методологию, заложил основы отраслевых  направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

     Макс  Вебер создал много научных трудов, создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, а также заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать очень трудно.

     Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой  социологии вплоть до Первой мировой  войны.

 

Биография

      Максимилиан Карл Эмиль Вебер родился 21 апреля 1864 в городе Эрфурт, в Тюрингии, в образованной аристократической семье.

      В 1892—1894 годах приват-доцент, а затем  экстраординарный профессор в Берлинском университете, в 1894—1896 годах — профессор  национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года — в Гейдельбергском, с 1919 года — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор  национальной экономики в Венском  университете. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских  переговорах.

           Основную часть  своей жизни он отдал научной  работе, в том числе и форме  проведения эмпирических социологических исследований. Второй, очевидно, не полностью реализованной страстью Вебера была политика, где он нередко участвовал в качестве эксперта. Комментаторы отмечают, что ко всему, чем бы ни приходилось заниматься Веберу, он относился с высочайшей мерой ответственности. Наделенный ясным мышлением, глубоким интеллектом и честностью, он не переставал задавать себе вопросы: при каких условиях историческая и социологическая наука могут быть объективными, какие условия позволили бы политической деятельности  соответствовать своему предназначению?

      Макс  Вебер умер 14 июня в возрасте 56 лет  от испанки (пандемия гриппа).

Научная деятельность

        Макс Вебер испытал на себе  влияние ряда мыслителей, определивших  его методологические и мировоззренческие  установки. В сфере теории познания  сильное воздействие на него  оказали идеи неокантианства. На формирование мышления Вебера повлияли работы К. Маркса, стимулировавшие интерес к проблемам возникновения и развития капитализма. В мировоззренческом плане Вебера, с одной стороны, особенно привлекал И. Кант своим этическим пафосом, а с другой, Макиавелли – политическим реализмом. Именно тяготение к этим двум разнонаправленным установкам определило драматизм веберовского мировосприятия и напряженность его нравственных исканий.

      Вебер был энциклопедически образованным ученым. Его труды охватывают различные  области не только социологии, но и  экономики, права, философии и сравнительной истории.

     Основные  теоретические работы Вебера: «Биржа и ее значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и  профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская  этика и дух капитализма». 

 

«Понимающая социология». Теория социального действия

      Свою  концепцию Вебер называл «понимающей  социологией». Социология анализирует  социальное действие и пытается объяснить  его причину. Понимание означает познание социального действия через  его субъективно подразумеваемый  смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят  своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё  многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников  Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его  терминах, к наукам о культуре, которые  как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

     Все научные категории — только конструкции  нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому  им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт  взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как  мотивированные, имеющие смысл и  ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью  расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

     Таким образом, Вебер выделяет 2 признака социального действия:

  • осмысленный характер;
  • ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

     Основные  категории понимающей социологии —  это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая  становится действием, если действующий  связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно  говорить тогда, когда действие соотносится  с действиями других людей и ориентируется  на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

     Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая  затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

     Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности  и осмысляемости:

  • целерациональное – когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
  • ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
  • традиционное – определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
  • аффективное – определяется эмоциями.

     Социальное  отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия  как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. 

 

Методология социального познания М. Вебера

     На  состояние гносеологических поисков  в конце XIX века большое влияние оказали две идеи, сформировавшиеся в лоне неокантианства. Первая из них – идея необходимости различения наук о природе и наук о культуре. Вторая идея – это требование понимания в истолковании и объяснении феноменов культуры.

     Обе эти идеи были направлены против позитивизма  в социальном познании и ставили  вопрос о необходимости разработки особой методологии социального  познания. Они были восприняты Вебером  и истолкованы как императив  к разработке антисциентистской  методологии социального познания.

     Веберовская концепция методологии социального познания сводится к следующим основным положениям.

  1. Невозможность завершения познания. С точки зрения духа науки, это требование представляется само собой разумеющимся. Но в социологии долго господствовали иные представления. Современник Вебера Дюркгейм мечтал о времени, когда построение здания социологической науки будет завершено. Вот почему Веберу пришлось настойчиво подчеркивать, что никакие научные выводы не могут быть окончательными, что «система в науках о культуре даже просто в качестве окончательной и объективно значимой фиксированной систематизации проблем и областей знания, которыми должны заниматься эти науки, – бессмыслица».
  2. Принцип понимания в социальном познании. Социология по Веберу, должна быть «понимающей», поскольку изучает действия людей, вкладывающих в свое поведение определенный смысл. Одной из аналитических процедур, облегчающих социальному исследователю решение задачи понимания, является предложенная Вебером классификация видов социального действия, подразделявшая их на  целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные(о чем было рассмотрено выше).
  3. «Отнесение к ценностям». Речь идет о невозможности обойтись в социальном познании без выстраивания некой ценностной вертикали, без четкого различия того, что желательно, справедливо и конструктивно, а что представляет собой регресс и дегуманизацию. Отвергая возможность решения этой задачи путем апелляции к вечным идеалам Истины, Добра и Красоты, Вебер предлагает решать ее путем соотнесения  изучаемых явлений с «интересом эпохи», другими словами, с историческим контекстом изучаемых событий. Настаивая на необходимости «отнесения к ценностям», Вебер в то же время считает, что социальное познание должно быть «свободным от оценок», т.е. не должно использоваться исследователем для защиты и пропаганды своих политических взглядов и моральных убеждений. Преподаватель, в частности говорит Вебер, не должен в аудитории заниматься политикой или пропагандой своих моральных убеждений.
  4. Разработка идеальных типов. В своей исследовательской практике М. Вебер активно применял процедуру разработки идеальных типов. Необходимость использования этой процедуры он обосновывает непреодолимой смутностью и многозначностью социальной реальности, что вынуждает социального аналитика подходить к ее познанию по возможности с более четкими познавательными конструкциями. Уточняя и конкретизируя свое понимание таких многозначных понятий, как капитализм, средневековый город, бюрократия, легитимное господство, протестантская этика и другие, Вебер добивался значительно большей ясности их понимания, что и позволяло ему повышать результативность своей исследовательской деятельности. Вебер очень сдержанно оценивал гносеологический статус идеальных типов – они всего лишь источник для выдвижения гипотез об исследуемой реальности.
  5. Необходимость совершенствования качественного анализа социальной реальности, обеспечения условий ее количественного анализа на основе использования возможно более тонких методов сбора и обработки эмпирической информации.

Информация о работе Социология Макса Вебера