Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:40, контрольная работа
Макс Вебер создал много научных трудов, создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, а также заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать очень трудно.
Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.
Введение 3
Биография 4
Научная деятельность 4
«Понимающая социология». Теория социального действия 6
Методология социального познания М. Вебера 9
«Протестантская этика и дух капитализма» 12
Социология власти 14
Заключение 17
Библиографический список 18
Оглавление
Введение 3
Биография 4
Научная деятельность 4
«Понимающая социология». Теория социального действия 6
Методология социального познания М. Вебера 9
«Протестантская этика и дух капитализма» 12
Социология власти 14
Заключение 17
Библиографический
список 18
Макс Вебер – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Творческое наследие Вебера
Макс Вебер создал много научных трудов, создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, а также заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать очень трудно.
Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.
Максимилиан Карл Эмиль Вебер родился 21 апреля 1864 в городе Эрфурт, в Тюрингии, в образованной аристократической семье.
В 1892—1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлинском университете, в 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года — в Гейдельбергском, с 1919 года — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
Основную часть своей жизни он отдал научной работе, в том числе и форме проведения эмпирических социологических исследований. Второй, очевидно, не полностью реализованной страстью Вебера была политика, где он нередко участвовал в качестве эксперта. Комментаторы отмечают, что ко всему, чем бы ни приходилось заниматься Веберу, он относился с высочайшей мерой ответственности. Наделенный ясным мышлением, глубоким интеллектом и честностью, он не переставал задавать себе вопросы: при каких условиях историческая и социологическая наука могут быть объективными, какие условия позволили бы политической деятельности соответствовать своему предназначению?
Макс Вебер умер 14 июня в возрасте 56 лет от испанки (пандемия гриппа).
Макс Вебер испытал на себе
влияние ряда мыслителей, определивших
его методологические и
Вебер был энциклопедически образованным ученым. Его труды охватывают различные области не только социологии, но и экономики, права, философии и сравнительной истории.
Основные
теоретические работы Вебера: «Биржа
и ее значение», «История хозяйства»,
«Наука как призвание и профессия»,
«Политика как призвание и
профессия», «О некоторых категориях
понимающей социологии», «Протестантская
этика и дух капитализма».
Свою
концепцию Вебер называл «
Все
научные категории — только конструкции
нашего мышления. «Общество», «государство»,
«институт» — это просто слова, поэтому
им не следует приписывать
Таким образом, Вебер выделяет 2 признака социального действия:
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
Социальное
отношение по Веберу является системой
социальных действий, к социальным
отношениям относятся такие понятия
как борьба, любовь, дружба, конкуренция,
обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое
индивидом как обязательное, обретает
статус законного социального порядка.
В соответствии с видами социальных действий
выделяются четыре типа законного (легитимного)
порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный
и легальный.
На состояние гносеологических поисков в конце XIX века большое влияние оказали две идеи, сформировавшиеся в лоне неокантианства. Первая из них – идея необходимости различения наук о природе и наук о культуре. Вторая идея – это требование понимания в истолковании и объяснении феноменов культуры.
Обе
эти идеи были направлены против позитивизма
в социальном познании и ставили
вопрос о необходимости разработки
особой методологии социального
познания. Они были восприняты Вебером
и истолкованы как императив
к разработке антисциентистской
методологии социального
Веберовская концепция методологии социального познания сводится к следующим основным положениям.