Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:27, реферат
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Введение................................................................................................................ 3
1 Социология Макса Вебера................................................................................ 5
1.1. Понимающая социология и теория социального действия....................... 5
1.2 Социология политической власти............................................................... 11
1.3. Социология религии..................................................................................... 15
Заключение........................................................................................................... 18
Список литературы.............................................................................................. 20
Таким
образом, стержнем веберовской «понимающей»
социологии является идея рациональности,
нашедшей свое конкретное и последовательное
выражение в современном ему
капиталистическом обществе с его
рациональным хозяйствованием (рационализации
труда, денежного обращения и
т.д.), рациональной политической властью
(рациональный тип господства и рациональная
бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
1.2 Социология политической власти
Власть
является одним из вечных и необходимых
компонентов человеческого
Важно отметить, что многое в концепции Вебера так или иначе сопрягается с марксистской социологией власти. В частности, анализируя отношения между управляющими и управляемым, он значительное место уделял проблемам социальной структуры и классового конфликта. Тип господства, считал Вебер, вытекает их отношений, которые складываются в экономической сфере. Вместе с тем он подчеркивал при этом значимость и других факторов: различий в статусе и престиже людей, их приверженности разным религиозным ценностям и т.д. Вебер уделял большое внимание конфликтам между группировками управляющих. Причины политических коллизий социолог усматривал в борьбе между партиями и бюрократическим аппаратом управления, чиновничеством.
Однако
Вебер разошелся с марксизмом
по вопросу путей и средств
движения к рациональной власти, да
и в определении ее сущности, имея
в виду идеальный, перспективный
тип политического управления. Если
Маркс разрешение социально –
политических катаклизмов во властной
сфере видел в революционном
преобразовании государственных структур
и функций таким образом, чтобы
в конечном счете утвердилось
неполитическое, безгосударственное управление
народа посредством самого народа,
то Вебер считал возможным в рамках
существующего
Так,
по Веберу штаб управления должен состоять
из чиновников, которые: лично свободны
и подчиняются только деловому служебному
долгу; имеют устойчивую служебную
иерархию и определенную служебную
компетенцию; работают в силу контракта,
на основе свободного выбора в соответствии
со специальной квалификацией; вознаграждаются
денежными окладами; рассматривают
свою службу как главную профессию;
предвидят свою карьеру – «повышение»
- или в соответствии со старшинством
по службе, или в соответствии со
способностями, независимо от суждения
начальника; подчиняются строгой
служебной дисциплине и контролю.
Разумеется, это – идеальный тип
формально – рационального
В
полном соответствии со своей методологией
Вебер анализирует легитимные типы
господства, где критерием для
конструирования идеальных
У
Вебера реализация идеи политической
рациональности связанна с разной степенью
участия людей в политической
жизни вообще и политической власти
в особенности. Он ставит вопрос о
том, что можно быть: а) «политиками
«по случаю» (участие в волеизъявлении);
б) «политиками «по
Весьма ценны и полезны рекомендации Вебера по вопросу о том, что сделать, чтобы государственная власть перестала быть основным источником благополучия, и, следовательно, самовоспроизводить коррупцию. «За счет политики как профессии живет тот, кто стремиться из нее сделать постоянный источник дохода, «для» политики – тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить «для» политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независим от доходов, которые может принести ему политика».
Данную
проблему Вебер не сводит к ее экономическому
аспекту. Страна, в которой утверждается
политический плюрализм, сталкивается
со сложностями, вызванными коррупцией
партийно-политического
Как
видно, проблема эта не специфически
российская, и, стало быть, можно
и нужно использовать веберовские
социологические рекомендации по ее
нейтрализации. Для этого надо признать,
что бюрократия, как функциональный
элемент управления, есть атрибут
государства, отделяющегося от господства
одной социально – политической
силы. Ориентация на этот идеальный
тип избавила бы от массовых иррациональных
перемен в государственных
1.3. Социология религии
Веберовская
социология религии подчинена исследованию
социального действия людей. М. Вебер
стремиться выявить связь между
религиозно – этическими принципами
и поведением индивидов, особенно их
экономической и политической деятельностью.
По его мнению, поведение людей
может быть принято лишь с учетом
их представлений о ценности религиозных
догм. В отличие от марксистов, ставивших
в качестве центрального вопрос о
происхождении религии и ее сущности,
Вебер делает акцент на основных видах
смыслов религиозных принципов,
которые обусловливают то или
иное поведение человека, наличие
в нем элементов
По
Веберу, наиболее рельефно рационалистическое
начало проявилось в конфуцианстве
в Китае, индуистской религии
и протестантстве. Для конфуцианства,
отмечает Вебер, главное – благополучная
земная жизнь, отсутствие веры в загробную
жизнь. Порядок и гармония – основные
принципы конфуцианства, применимые и
к человеку, и к государственному
устройству. Однако конфуцианство не
отвергало и магию, которая как
признавалось, имеет власть над злыми
духами. В этой связи Вебер показывает,
что в конфуцианстве
В Индии рационализация свершалась внутри ритуалистической религии и в рамках представлений о переселении душ. Однако, по мысли Вебера, обрядово – ритуальный консерватизм[2] в конечном счете не дал развития целерациональным действиям людей и стал препятствием для утверждения формально – рациональных основ хозяйствования и политической жизни.
Лишь
рационализм протестантской этики
прямо способствует рационализации
жизни экономической, инициируя
у людей стремление к прибыли,
рациональной дисциплине труда, что
нашло свое выражение в известном
тезисе Вебера об «адекватности духа
капитализма и духа протестантизма».
Суть протестантизма он излагает используя
текст «Вестминстерского
Анализируя
конкретную деятельность протестантских
сект, Вебер подчеркивает, что ими
в качестве наилучшего средства для
обретения внутренней уверенности
в спасении рассматривается неутомимая
деятельность в рамках своей профессии.
Кроме того, отмечает Вебер, рано или
поздно перед каждым верующим должен
был встать один и тот же вопрос,
оттесняющий на задний план все остальное:
избран ли я и как мне удостовериться
в своем избранничестве? На него
протестантская церковь отвечает в
том же ключе: именно аккуратный, постоянный
труд в мирской профессиональной
деятельности «дает уверенность
в своем избранничестве». Наконец,
Вебер указывает на соответствие
многих требований протестантской этики
определенным императивам рождающегося
духа капитализма: неутомимо трудиться
ради получения прибыли и следовать
аскетическому поведению. Это как
раз необходимое условие
Все
это, по мнению Вебера, позволяет сделать
обобщающий вывод о том, что поведение
человека зависит от его мировоззрения,
а интерес, который каждый испытывает
к той или иной деятельности, обусловлен
системой ценностей, которой человек
руководствуется.
Заключение
Как
видно, Макс Вебер был ученым очень
широкого социального кругозора. Он
оставил заметный след в развитии
очень многих аспектов социальной науки,
в частности социологии. Не являясь
сторонником марксистского
Во
всех исследованиях Вебер проводил
мысль о рациональности как определяющей
черте современной европейской
культуры. Рациональность противостоит
традиционному и
Идеи
Макса Вебера сегодня весьма модны
для современной