Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:27, реферат
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Введение................................................................................................................ 3
1 Социология Макса Вебера................................................................................ 5
1.1. Понимающая социология и теория социального действия....................... 5
1.2 Социология политической власти............................................................... 11
1.3. Социология религии..................................................................................... 15
Заключение........................................................................................................... 18
Список литературы.............................................................................................. 20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Владимирский
государственный университет
Кафедра
социологии
Реферат
по дисциплине: «Социология»
на тему:
«Социология
М. Вебера»
Приняла:
Нечаева
И.И.
Владимир 2011
Содержание
Введение......................
1
Социология Макса Вебера.......
1.1.
Понимающая социология и
1.2
Социология политической
1.3.
Социология религии............
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.
Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.
Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».
Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.
Благодаря
М. Веберу, а также его коллегам
немецкая школа доминировала в мировой
социологии вплоть до Первой мировой
войны.
1. Социология Макса Вебера
1.1. Понимающая социология и теория социального действия
М.
Вебер основоположник «понимающей»
социологии и теории социального
действия, применивший ее принципы
к экономической истории, к исследованию
политической власти, религии, права. Главной
идеей веберовской социологии является
обоснование возможности
Методологические принципы веберовской социологии тесно связанны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века – позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.
Особо
отмечается влияние баденской школы
неокантианства, прежде всего воззрений
одного из ее основоположников Г. Риккерта,
согласно которым взаимосвязь бытия
и сознания строится на основе определенного
отношения субъекта к ценности. Как
и Риккерт, Вебер разграничивает
отношение к ценности и оценку,
из чего следует, что наука должна
быть свободна от оценочных суждений
субъективного толка. Но это не означает,
что ученый должен отказаться от собственных
пристрастий; просто они не должны вторгаться
в научные разработки. В отличие
от Риккерта, рассматривающего ценности
и их иерархию как нечто надысторическое,
Вебер полагает, что ценность детерминирована
характером исторической эпохи, определяющей
общую линию прогресса
Итак, по Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности идеально – типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий».
Согласно
Веберу, идеальный тип как
Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально – типического – прием, позволяющий понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. И еще: идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это оригинальная точка зрения, исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую причинность, необходимо перво-наперво выстроить идеально – типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием. Через конструирование идеально – типического исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории.
Социология,
по Веберу, является «понимающей», поскольку
изучает поведение личности, вкладывающей
в свои действия определенный смысл.
Действие человека обретает характер
социального действия, если в нем
присутствуют два момента: субъективная
мотивация индивида и ориентация
на другого (других). Понимающие мотивации,
«субъективно подразумеваемого смысла»
и отнесение его к поведению
других людей – необходимые моменты
собственно социологического исследования,
отмечает Вебер, приводя для иллюстрации
своих соображений пример человека,
рубящего дрова. Так, можно рассматривать
рубку дров лишь как физический факт
– наблюдатель понимает не рубщика,
а то, что дрова рубятся. Можно
рассматривать рубщика как
И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей».
«Понимание»
никогда не может быть полным и
всегда приблизительно. Оно приблизительно
даже в ситуациях непосредственного
взаимодействия людей. Но социолог стремиться
понять социальную жизнь ее участников,
когда они отдалены, причем не только
в пространстве, но и во времени:
он анализирует мир своих
Чтобы
ответить на эти вопросы и разрешить
поставленные проблемы, Вебер прибегает
к конструированию идеально –
типической модели действия индивида,
в которой смысл действия и
смысл действующего совпадают, для
чего вводиться понятие «
Строго
говоря, лишь первые два типа действия
полностью относятся к