Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Понятие социологии личности...................................................................4
2. Типология личности....................................................................................7
3. Механизм регулирования поведения и социализации личности...........12
Заключение......................................................................................................15
Список используемой литературы................................................................16

Работа содержит 1 файл

контрол. социология.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    Фрейд противопоставляет принцип реальности и принцип удовольствия как два  основных движущих механизма в психике  человека. Принцип реальности состоит  в том, что далеко не все желания  по объективным причинам могут быть удовлетворены немедленно. Принцип удовольствия связан с действием психических инстанций. Оно, содержащее интенсивные желания, требует от человека (от Я) немедленного их удовлетворения. Сверх-Я, то есть совокупность ценностей, норм, идеалов, полученных человеком от окружения, требует от Я, чтобы его действия соответствовали нормам; нарушение их приводит к наказанию или потере любви и уважения со стороны значимых других. Сверх-Я воплощает в себе социальный контроль, а потому эту инстанцию нельзя полностью отождествлять с желанием. Но противоречия между желаниями и требованиями Сверх-Я в общем нет, так как при условии обладания Сверх-Я положительно оцениваемыми чертами человек может надеяться на одобрение со стороны окружения, а следовательно, его стремление быть уважаемым и любимым будут удовлетворены. Кроме того, сам факт достижения идеала или приближения к нему может стать источником очень интенсивного удовольствия вне соотнесения с ожидаемой оценкой других людей (хотя в основе этого удовольствия все равно лежит детский опыт, а именно, одобрение родителей или лиц, заменявших их).

    Значительным  влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г.Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

    По  мнению Кули, одного из основателей  микросоциологического подхода  к обществу, отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения первого лица, выступает некий характерный тип чувства, который можно назвать «чувством моего» или «чувством присвоения». Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате исследований он пришел к выводу, что становление концепции собственного Я, во-первых, предполагает длительный и противоречивый процесс, а во-вторых, не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения.

    Из  понятия самости следует концепция зеркального «Я». Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Существует, по меньшей мере, два восприятия «Я»: это восприятие «Я» через самого себя и восприятие «Я» как бы в отражении других. Другими словами, для индивида важно не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие.

    Идеи  Кули получили развитие в творчестве Дж. Г. Мида, который разработал теорию, при помощи которой можно описать и объяснить то, как индивид воспринимает других личностей. Результатом исследований Мида стала концепция «обобщенного другого», дополняющая теорию зеркального «Я», согласно которой «обобщенный другой» – это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой группой, формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны. Другими словами, индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Осознание «обобщенного другого» предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: «принятие роли» и «исполнение роли».

    Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б.Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона, Скиннер исследует поведение организма и формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б.Скиннера. На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.

    Диспозиционная  теория позволяет установить связи  между социологическим и социально-психологическим  поведением личности. Концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности была сформулирована известным социологом В.А.Ядовым. Ключевым понятием выступает «диспозиция», или установка, в самом широком ее смысле. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Диспозиционная концепция дает возможность объяснить поведение и деятельность индивида в различных социальных средах и социальных системах.

    Личность можно рассматривать как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Скорее, наоборот, «бунтарь» в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности. 
 

    3. Механизм регулирования  поведения и социализации  личности

    Среди основных механизмов социального поведения  личности различают социализацию и  социальную адаптацию. Социализация - процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств  индивида, в ходе которого в результате воздействия общества происходит становление конкретно-исторического типа личности и воспроизводство человека как активного субъекта деятельности, обладающего определенной социально-классовой направленностью, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Основное содержание этого процесса - с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, а с другой - их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественно-историческая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводит себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности. В классовом обществе социальный опыт всегда опосредован классовыми отношениями. Отсюда очевидно, что характер процесса социализации обусловлен прежде всего социально-экономическими отношениями и его содержание зависит от социально-экономического строя, а также уровня исторического развития общества.

Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной  социологической литературе в социализации выделяют три периода - дотрудовой, трудовой, после-трудовой и четыре стадии - ранняя (от рождения до поступления в школу), обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования), социальная зрелость (основная, охватывающая период активной трудовой и общественно-политической деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разделение на определенные периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социологии ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста и др. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы социальных институтов: институты первоначального развития природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности.

    Социальная  адаптация - активное освоение личностью  или группой новой для нее  социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, т.к. постоянно  происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих. Можно выделить два вида адаптационных процессов. Первый вид составляют процессы, связанные с резкой сменой социальной среды. К таким адаптационным процессам относятся, например, адаптация сельского жителя в городе и наоборот, адаптация в иной культурной среде, необходимость которой возникает в результате социального перемещения (например, поступление рабочего в вуз) или территориального перемещения (смена места жительства), адаптация в иной национальной среде, производственная адаптация в результате смены места работы…

    Второй  вид социальной адаптации - это адаптация  к изменившимся социальным условиям. Так, принятие тех или иных решений, изменений в законодательстве ведут  к необходимости согласовывать с ними интересы и поведение различных социальных групп и личностей. Кроме того, социальная адаптация в обществе несет отпечаток того исторического этапа, который переживает общество в данный исторический момент. Так, период перестройки отличается резким усилением интенсивности адаптационных процессов.

    Соответственно  изменяются и критерии адаптированности, в их содержании увеличивается доля общесоциального. В то же время в  такие периоды наблюдается массовое существование различных форм пассивного приспособления к социальной действительности, начиная от конформизма и кончая уходом от участия в решении социальных проблем в сферу сугубо личных интересов. Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы - семья, производственный коллектив, друзья, соседи по дому и др. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды. 

 

     Заключение

    Исходя  из вышеизложенного, сделаем краткие  выводы.

    Социология  личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.

    Социология  стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.

    Социология  личности сосредоточена на трех основных проблемах:

    1) изучение личности как социальной  системы, элемента социальных  общностей и институтов;

    2) изучение личности как объекта  социальных отношений (воздействие  общества на личность, в том  числе и в процессе ее социализации, воспитания);

    3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

      Основными механизмами социального поведения личности является социализация и социальная адаптация.

    Социализация  представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, которые происходят постоянно. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.  
 

    Список  используемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. / Г.М.Андреева. –      М.: Аспект Пресс, 2001 г.
  2. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. /          А.И. Кравченко. - М.: ЛОГОС, 2002.
  3. Смирнов П.И. Социология личности: Учеб. пособие. / П.И.Смирнов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
  4. Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н., Юнити – Москва, 2002 г.
  5. Социология: Учебник/ Н.Г. Багдасарьян, М.А.Козлова, Н.Р.Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 г.

Информация о работе Социология личности