Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Понятие социологии личности...................................................................4
2. Типология личности....................................................................................7
3. Механизм регулирования поведения и социализации личности...........12
Заключение......................................................................................................15
Список используемой литературы................................................................16

Работа содержит 1 файл

контрол. социология.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    Содержание

                                                                                                             стр.

    Введение...........................................................................................................3

    1. Понятие  социологии личности...................................................................4

    2. Типология  личности....................................................................................7

    3. Механизм  регулирования поведения и социализации  личности...........12

    Заключение......................................................................................................15

    Список используемой литературы................................................................16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

     Введение

    В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

    В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

    Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным  условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

    Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, элементом социальной системы.  
 
 

    1. Понятие социологии  личности

    Социология  личности - специальная социологическая  теория, объектом изучения и анализа  которой является человек в его  социальном формировании, становлении и развитии в социальной, биосоциальной и экосоциальной среде.

    В социологии личность рассматривается  как человеческий индивид, приобретающий  в ходе социализации и включения  в систему социальных связей и  общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность, в т.ч. по утверждению своего положения среди других индивидов, в обществе, вырабатывающий индивидуальный, но социально-типический стиль поведения и мышления, систему взаимодействия с другими людьми.

    Социология  личности разрабатывает широкий  спектр вопросов о взаимосвязи личности с обществом, с социальными коллективами и группами, о межличностных отношениях (совместно с социальной психологией), условиях и процессе социализации человека, о закономерностях и тенденциях усвоения различных форм деятельности и общения, об объективных и субъективных факторах социальной и других форм адаптации, социальной мобильности и активности человека, формировании и развитии запросов, социальных ожиданий, интересов и потребностей, об условиях и перспективах социального развития людей в целом.

    Социологию  личности интересуют социальные детерминанты поведения и деятельности людей, социальные (в широком смысле) условия их бытия, на основе которых формируется и самосознание, и самоутверждение, и самореализация каждого человека. Социология личности, в отличие от психологии личности, изучает и специфические, особенные, и общие, типичные, условия жизни человека, его социальные функции и роли, характер выполнения которых и формирует определенные социальные типы личности. Изучение и общих, и особенных условий в комплексе с характеристикой типичных черт социального поведения, социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах (в т. ч. на уровне партий, наций, классов, профессиональных групп и т. и.) позволяет определять пути, по которым идет процесс социального признания личности, формирования ее социального авторитета, с одной стороны, а с другой - процесс формирования культа личности на разных уровнях социальной организации общества.

    В условиях социальных изменений перед  социологией личности встают особо  социально важные вопросы: найти  ответ, каковы рецидивы культа личности и в чем причины их возникновения и развития; как сформировался механизм антисоциализации личности, в результате действия которого разрастаются масштабы антиобщественного поведения, антисоциальной деятельности; почему у некоторой части населения, особенно молодежи, упал социальный престиж самоотверженных людей, людей высокой духовности и интеллигентности; почему негативные явления общественной жизни, тормозящие перестройку мышления и поведения, всей деятельности, не встречают поистине активного, решительного сопротивления; почему социальная трусость стала более распространенной, чем социальная смелость, и т. д.

    Необходимо  разграничивать интраиндивидуальный  и интериндивидуальный (межличностный) подходы к изучению личности (И.С. Кон). При первом подходе изучаются  типические черты, установки, свойства личности, при втором - закономерности межличностных отношений людей при выполнении ими различных социальных ролей. Интраиндивидуальный подход связан с социальной типологией личности, интериндивидуальный - с теорией социальных ролей. Как типологическая, так и ролевая теории занимают видное место в социологии личности. На основе же совмещенного комплексного подхода возможно социальное моделирование личности, которое должно опережать разработку прогнозов и моделей научно-технического прогресса (пока это не наблюдается).

    Придерживаясь общепринятой схемы уровней социальных систем, можно выделить следующие  проблемы социологии личности:

    1. На уровне общесоциологической  теории раскрываются социальная  сущность личности, ее взаимосвязь  с обществом, изучаются общие законы ее развития, формы и виды социальной деятельности; личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений; изучаются закономерности включения человека в общую социальную систему, овладения им различными формами общественного сознания и т. д.

    2. На частносоциологическом уровне (т.е. на уровне собственно специальной  социологической теории личности) изучаются социальное положение  личности (ее социальный статус), ее социальные роли, системы социальной  типизации, прослеживается пересечение различных типов социальных связей и отношений; выявляются влияния социальных факторов на всестороннее развитие личности, тенденции ее социальной активности, включенности в различные сферы деятельности; характеризуются социальные механизмы формирования личности (ее социализации, социальной и профессиональной адаптации, формирования ее ценностных ориентаций, интересов и потребностей и т. п.).

    3. На уровне эмпирических социологических  исследований проблемы личности  изучаются исходя из конкретных  эмпирических характеристик всех без исключения социальных процессов, в которые включаются люди в их жизнедеятельности, в системе их социального взаимодействия и всего многообразия социальных связей. Изучение проблем личности на этом уровне имеет важную особенность: личностные эмпирические характеристики обнаруживаются почти в любом конкретном социологическом исследовании, в т. ч. и тогда, когда оно имеет иное целевое назначение (напр., изучение текучести кадров, состояния морально-психологического климата и т. п.)

    Поэтому в сравнении с другими специальными социологическими теориями социология личности, развивая собственную методологию, методику, процедуры и технику  исследования, располагает и особенно широким междисциплинарным диапазоном, вбирая в себя и используя приемы и процедуры других специальных социологических теорий.

    2. Типология личности

    Каждое  общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом соответствующем  ему типе личности и потому предъявляет  свои требования к формированию социального  характера. Это находит своё воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. 
На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

    Социальное  поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей - и качественно - по характеру и  направленности этой активности, которая  может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во- первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов. 
Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко- культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.

    Так, М.Вебер за основу типизации берёт  специфику социального действия, более конкретно – степень  его рациональности, К.Маркс –  формационную и классовую принадлежность.

    Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».

    Значение  социального характера, считает  Фромм, состоит в том, что он позволяет  наиболее эффективно приспособиться к  требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный. 
Типы личности:

    1. Традиционалисты ориентированы  в основном на ценности долга,  порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств,  как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

    2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены  критическое отношение к традиционным  нормам, независимость и пренебрежение  авторитетам, установки на саморазвитие  во что бы то ни стало.

    3. Для фрустированного типа личности  характерны низкая самооценка, угнетение,  подавленное самочувствие, ощущение  себя как бы выброшенным из  потока жизни.

    4. Реалисты сочетают в себе стремление  к самореализации с развитым  чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

    5. Гедонистические материалы ориентированны  в первую очередь на получение  удовольствий «здесь и сейчас»,  и эта погоня за «наслаждениями  жизни» приобретает, прежде всего,  форму удовлетворения потребительских желаний.

    В социологии принято выделять также  модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает  в данном обществе. Идеальный тип  личности не привязан к конкретным условиям.Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. 
Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

2. Проблема  личности в социологии

    На  протяжении истории социологии было выработано множество концепций личности. Различия между ними связаны в основном с тем, какого подхода придерживались исследователи, рассматривали ли они общество в микросоциологической или макросоциологической перспективе.

    В марксистской теории личности главный  акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, продукт исторического развития, результата включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.В психоаналитической социологии предпринята попытка логически связать биологическое начало и социальное, обратив внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта. В этой теории взаимодействие личности и общества осмысливается как конфликт между стремлениями индивида, с одной стороны, и ограничениями и наказаниями за их нарушение, устанавливаемыми обществом, – с другой.

Информация о работе Социология личности