Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, контрольная работа
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Введение...........................................................................................................3
1. Понятие социологии личности...................................................................4
2. Типология личности....................................................................................7
3. Механизм регулирования поведения и социализации личности...........12
Заключение......................................................................................................15
Список используемой литературы................................................................16
Содержание
Введение......................
1. Понятие
социологии личности......................
2. Типология
личности......................
3. Механизм
регулирования поведения и
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
Введение
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.
Включение
человека в общество осуществляется
через различные социальные общности,
которые каждая конкретная личность
персонифицирует: социальные группы, социальные
институты, социальные организации и системы
принятых в обществе норм и ценностей.
В силу этого человек оказывается включенным
во множество социальных систем, каждая
из которых оказывает на него систематизированное
воздействие. Человек становится, таким
образом, элементом социальной системы.
1. Понятие социологии личности
Социология личности - специальная социологическая теория, объектом изучения и анализа которой является человек в его социальном формировании, становлении и развитии в социальной, биосоциальной и экосоциальной среде.
В социологии личность рассматривается как человеческий индивид, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность, в т.ч. по утверждению своего положения среди других индивидов, в обществе, вырабатывающий индивидуальный, но социально-типический стиль поведения и мышления, систему взаимодействия с другими людьми.
Социология личности разрабатывает широкий спектр вопросов о взаимосвязи личности с обществом, с социальными коллективами и группами, о межличностных отношениях (совместно с социальной психологией), условиях и процессе социализации человека, о закономерностях и тенденциях усвоения различных форм деятельности и общения, об объективных и субъективных факторах социальной и других форм адаптации, социальной мобильности и активности человека, формировании и развитии запросов, социальных ожиданий, интересов и потребностей, об условиях и перспективах социального развития людей в целом.
Социологию личности интересуют социальные детерминанты поведения и деятельности людей, социальные (в широком смысле) условия их бытия, на основе которых формируется и самосознание, и самоутверждение, и самореализация каждого человека. Социология личности, в отличие от психологии личности, изучает и специфические, особенные, и общие, типичные, условия жизни человека, его социальные функции и роли, характер выполнения которых и формирует определенные социальные типы личности. Изучение и общих, и особенных условий в комплексе с характеристикой типичных черт социального поведения, социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах (в т. ч. на уровне партий, наций, классов, профессиональных групп и т. и.) позволяет определять пути, по которым идет процесс социального признания личности, формирования ее социального авторитета, с одной стороны, а с другой - процесс формирования культа личности на разных уровнях социальной организации общества.
В условиях социальных изменений перед социологией личности встают особо социально важные вопросы: найти ответ, каковы рецидивы культа личности и в чем причины их возникновения и развития; как сформировался механизм антисоциализации личности, в результате действия которого разрастаются масштабы антиобщественного поведения, антисоциальной деятельности; почему у некоторой части населения, особенно молодежи, упал социальный престиж самоотверженных людей, людей высокой духовности и интеллигентности; почему негативные явления общественной жизни, тормозящие перестройку мышления и поведения, всей деятельности, не встречают поистине активного, решительного сопротивления; почему социальная трусость стала более распространенной, чем социальная смелость, и т. д.
Необходимо разграничивать интраиндивидуальный и интериндивидуальный (межличностный) подходы к изучению личности (И.С. Кон). При первом подходе изучаются типические черты, установки, свойства личности, при втором - закономерности межличностных отношений людей при выполнении ими различных социальных ролей. Интраиндивидуальный подход связан с социальной типологией личности, интериндивидуальный - с теорией социальных ролей. Как типологическая, так и ролевая теории занимают видное место в социологии личности. На основе же совмещенного комплексного подхода возможно социальное моделирование личности, которое должно опережать разработку прогнозов и моделей научно-технического прогресса (пока это не наблюдается).
Придерживаясь общепринятой схемы уровней социальных систем, можно выделить следующие проблемы социологии личности:
1.
На уровне общесоциологической
теории раскрываются
2.
На частносоциологическом
3.
На уровне эмпирических
Поэтому
в сравнении с другими
2. Типология личности
Каждое
общество заинтересовано в определённом,
наилучшим образом
На основе одинакового объективного положения,
но вследствие разного субъективно-оценочного
отношения к нему могут складываться различные
типы личности.
Социальное
поведение можно оценивать
Социальный тип личности – продукт сложного
переплетения историко- культурных и социально-экономических
условий жизнедеятельности людей. В социологии
предлагаются различные варианты социальной
типологии личности.
Так,
М.Вебер за основу типизации берёт
специфику социального
Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
Значение
социального характера, считает
Фромм, состоит в том, что он позволяет
наиболее эффективно приспособиться к
требованиям общества и приобрести
чувство безопасности и защищённости.
Анализируя историю человечества, Э.
Фромм выделяет несколько типов социального
характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский,
накопительный и рыночный.
Типы личности:
1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
2.
У идеалистов, наоборот, сильно выражены
критическое отношение к
3.
Для фрустированного типа
4.
Реалисты сочетают в себе
5.
Гедонистические материалы
В
социологии принято выделять также
модальный, идеальный и базисный
типы личности. Модальный тип личности
– тот, который реально преобладает
в данном обществе. Идеальный тип
личности не привязан к конкретным
условиям.Это тип личности как пожелание
на будущее, например, всесторонне и гармонично
развитая личность у К.Маркса или новый
Человек Э.Фромма.
Базисный тип личности – тот, который
наилучшим образом отвечает потребностям
современного этапа общественного развития.
Иными словами, социальный тип личности
– это отражение того, как общественная
система влияет на ценностные ориентации
человека и через них – на его реальное
поведение.
2. Проблема личности в социологии
На протяжении истории социологии было выработано множество концепций личности. Различия между ними связаны в основном с тем, какого подхода придерживались исследователи, рассматривали ли они общество в микросоциологической или макросоциологической перспективе.
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, продукт исторического развития, результата включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.В психоаналитической социологии предпринята попытка логически связать биологическое начало и социальное, обратив внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта. В этой теории взаимодействие личности и общества осмысливается как конфликт между стремлениями индивида, с одной стороны, и ограничениями и наказаниями за их нарушение, устанавливаемыми обществом, – с другой.