Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:08, реферат

Описание работы

По сравнению с животными человек вступает в мир удивительно «незавершенным». Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации - процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность - истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение мн

Содержание

1. Личность и социальная Среда, социальная динамика личности, Сущность и содержание процессов социализация личности………………………………………………………………………...3
1.1 Понятие личность….……………………………………………………….6
1.2 Процесс формирования личности……………….………………………...8
1.3 Личность как объект и субъект социальных отношений……………..…9
2. Стадии, способы и средства социализации личности…………..………..11
2.1 Процесс социализации……………………………………………………11
2.2 Институты социализации…………………………...……………………12
2.3 Агенты социализации………………………………………...…………..13
2.4 Средства социализации…………………………………………………...14
3. Социализация не может сводится только к обучению и восприятию ребенка…………………………………………………………………………16
4. Список Литературы ………………………...……………………………...18

Работа содержит 1 файл

CОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.docx

— 31.57 Кб (Скачать)

     Из  сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между  мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в  обществе. [1,74]

     Социализация - процесс, посредством которого индивидом  усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых  для его успешного функционирования в данном обществе.

     Социализация - это процесс усвоения индивидом  на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. 

2. Стадии, способы и средства социализации личности

     Во  всех культурах принято делить биологическое  время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому  из них вполне определенное социальное значение. 

2.1 Процесс социализации

     Человек в процессе социализации проходит следующие  этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

     Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

     Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные  формы негативного поведения  лиц, сферу нравственных пороков, отступления  от принципов, норм морали и права. К  основным формам отклоняющегося поведения  принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. 

2.2 Институты социализации

     Социологи рассматривают институты как  устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются  основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается  вокруг стандартного решения определенного  набора проблем.

     Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов.  

     Институт  семьи главное внимание уделяет  воспроизведению, социализации и материальному  обеспечению детей; экономические  институты - производству и реализации товаров и услуг; политические институты - защите граждан друг от друга и  от внешних врагов; религиозные институты - усилению социальной солидарности и  согласия; институты образования - передаче культурного наследия из поколения  в поколение. Разумеется, эта классификация  слишком упрощена. Один институт может  быть многофункциональным, в то время  как несколько институтов могут  участвовать в выполнении одной  и той же функции. 

2.3 Агенты социализации

     Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление  играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов  специфичен.

     Агенты  первичной социализации - близкие  и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации - представители  администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д. Термин вторичное  определяет то, что оказывает менее  значительное воздействие на человека.

     Первичная социализация наиболее интенсивна в  первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью.

     Агенты  первичной социализации выполняют  каждый множество функций (отец - это  одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной  всего одну или две. Роль агентов  первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку  роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся  в равной с ним позиции и  прощают ему много из того, что  не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и  т.д. В каком-то смысле ровесники  и родители воздействуют на ребенка  в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Кроме того, в отличие от агентов  первичной социализации, агенты вторичной  социализации получают деньги за выполнение своей роли.  

2.4 Средства социализации

     Социализация  человека осуществляется широким набором  универсальных средств, содержание которых специфично для того или  иного общества, того или иного  социального слоя, того или иного  возраста социализируемого. К ним  можно отнести вскармливание  младенца и ухода за ним; формируемые  бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а  так же методы поощрения и наказания  в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих  организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах.

     Каждое  общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории  набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций - способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и  способов поведение человека и целых  групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Социализация не  может сводится  только к обучению  и восприятию ребенка:

     Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и  от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может  в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения.

     Частью  процесса социализации является воспитание и обучение, которые образно выражаясь, можно назвать окультуриванием  человека, т.е. прививанием ему заранее  заданных культурных черт.

     Почему  дети, выросшие в одной семье, так  сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой  опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье  с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата  или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью  всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно  встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова  от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи  с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что  никому в точности не удается повторить  его. Можно также отметить, что  картина индивидуального опыта  усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует  его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие  с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

     На  первый план все быстрее начинают выходить воспитание и обучение. Важный фактор состоит в том, что в  процессе обучения человеческий организм претерпевает изменения путем реагирования: по мере взросления ребенка его ум не выявляется, а формируется.

     Поэтому человеческие существа не являются замкнутыми в неизменном физическом теле или  социальной системе и в мире, где  постоянно происходят сложные взаимодействия, дающие толчок развитию, процесс и  история приобретают первостепенное значение. Индивиды становятся активными  агентами, формирующими как самих  себя, так и окружающий мир. Своими действиями они изменяют мир, в котором  живут, и в свою очередь формируются  и изменяются в результате собственной  деятельности. Такое динамическое взаимодействие между индивидом и его окружением составляет основу человеческого ума, знаний и культуры.

     Подводя итоги изложения темы, следует  отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под  влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» -образ  на основании восприятия того, как  о ней думают, как ее оценивают  другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает  на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение  и свой внутренний мир. Формируя свой  «Я» - образ,  личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового  процесса социализации и ни одной  одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс  лекций. 2-е издание, переработанное  и дополненное. Москва: Центр, 1999 - 160 с.: ил.

2.Социология: Учебник  для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А.  Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 407 с.

3.Социология: Учебник/Под  ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е,  испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил

4. Интернет www.kp.ru/online/news/ (новости 24)

5. Добренков  В.И. - Социология. –  М .: ИНФРА-М., - 2003

Информация о работе Социология личности