Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:08, реферат

Описание работы

По сравнению с животными человек вступает в мир удивительно «незавершенным». Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации - процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность - истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение мн

Содержание

1. Личность и социальная Среда, социальная динамика личности, Сущность и содержание процессов социализация личности………………………………………………………………………...3
1.1 Понятие личность….……………………………………………………….6
1.2 Процесс формирования личности……………….………………………...8
1.3 Личность как объект и субъект социальных отношений……………..…9
2. Стадии, способы и средства социализации личности…………..………..11
2.1 Процесс социализации……………………………………………………11
2.2 Институты социализации…………………………...……………………12
2.3 Агенты социализации………………………………………...…………..13
2.4 Средства социализации…………………………………………………...14
3. Социализация не может сводится только к обучению и восприятию ребенка…………………………………………………………………………16
4. Список Литературы ………………………...……………………………...18

Работа содержит 1 файл

CОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.docx

— 31.57 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 
 
 

Факультет экономики

Специальность логистика

Оплачено  до 02.03.2012 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему:

«Социализация личности» 
 
 
 
 
 

Выполнила К.С. Изюмская

Группа  ТАША II/II СА-/

Проверил ______________         
 
 
 

Москва 2012

Содержание:

1. Личность и социальная Среда, социальная динамика личности, Сущность и содержание процессов социализация личности………………………………………………………………………...3

1.1 Понятие личность….……………………………………………………….6

1.2 Процесс формирования  личности……………….………………………...8

1.3 Личность как  объект и субъект социальных отношений……………..…9

2. Стадии, способы и средства социализации личности…………..………..11

2.1 Процесс социализации……………………………………………………11

2.2 Институты  социализации…………………………...……………………12

2.3 Агенты социализации………………………………………...…………..13

2.4 Средства социализации…………………………………………………...14

3. Социализация не может сводится только к обучению и восприятию ребенка…………………………………………………………………………16

4. Список Литературы ………………………...……………………………...18 
 
 
 
 
 

1. Личность и социальная Среда, социальная динамика личности, Сущность и содержание процессов социализация личности:

     По  сравнению с животными человек  вступает в мир удивительно «незавершенным». Человеческие качества являют собой  социальный продукт, результат социализации - процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают  знания, взгляды, принципы, усваивают  правила поведения, необходимые  для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой  биологический организм трансформируется в личность - истинно социальное существо. Без социализации возрождение  культуры от поколения к поколению  было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального  наследия, созданного бесчисленными  поколениями своих предков в  течение многих тысячелетий. Благодаря  культурному наследию каждое новое  поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без  социализации общество не смогло бы просуществовать  более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих  навыков и представлений, которые  необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные  жизни в единой общественной системе.

     Проблема  изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку  каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного  человека.

     Индивидуальное  поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни  всей социальной группы или общества.

     В отличие от психологии социология сразу  пытается дать ответы на вопросы о  социальном поведении личности, представить  личность во всем многообразии социальных связей.

     В одной из квартир крупного города обнаружили девочку - «маугли» - ребенка, больше похожего на собаку. Квартира, в которой жила семья пятилетней Наташи, повергла инспекторов в шок - кругом валялись кучи мусора, грязь, а запах был такой, что приходилось нос закрывать. За долги в квартире давно отключили и газ, и воду, и тепло. Картину дополняла огромная стая никогда не видевших мыла собак и кошек, да и хозяева этих животных любовью к чистоте не отличались. Бабушка, дедушка, отец и еще какие-то родственники - все они жили здесь, рядом с маленькой Наташей, однако за все годы ее жизни никто даже не удосужился научить ребенка говорить, не говоря уж про то, чтобы читать, или писать. Про девочку будто забыли, а потому единственными ее друзьями и членами семьи стали звери. Человеческую речь девочка понимает, однако разговаривать может исключительно на собачьем языке. Гавкая и громко рыча, растрепанная и перепачканная малышка встретила и гостей из соцслужбы. Она бегала вокруг них на четвереньках и кидалась, будто цепной пёс. Как стало известно информационному агентству Тайга.info, сейчас воспитанный собаками ребенок находится в реабилитационном центре «Надежда». На первый взгляд, с психикой у Наташи всё в порядке и если с ней регулярно заниматься, она без проблем догонит своих сверстников. А вот в плане физического развития девочка отстала очень сильно - из-за плохого и некачественного питания в свои пять лет она выглядит примерно на 2 или 3года.

     В последние годы исследования подтвердили  о существование сложных взаимосвязей между наследственностью и окружающей средой. Сначала ученые задавались вопросом, какой фактор - наследственность или окружение - играет более важную роль в формировании конкретной характеристики, будь то душевное заболевание или умственные способности индивида. Позднее они пытались определить, в какой степени различия, обнаруживаемые между людьми, могут быть приписаны различиям в наследственности и в какой степени - различиям в окружении. Совсем недавно многие ученые сформулировали этот вопрос по-другому: каким образом специфические наследственные и окружающие факторы взаимодействуют между собой так, что в результате формируются конкретные качества или модели поведения?

     Самая первая формулировка вопроса скрывала в себе невысказанные противоречия. Если довести дихотомию наследственность - окружение до ее логического завершения, получается, что биологически врожденное поведение определяется как поведение, проявляющееся в отсутствие окружающей среды, а поведение, приобретенное  в результате воспитания и обучения,- как не требующее существования  биологического организма. Вопрос «в какой  степени?» дает основания предполагать, что природа и воспитание соотносятся  таким образом, что вклад одного из факторов приплюсовывается к вкладу другого. Однако в реальной жизни  оба фактора оказывают взаимное воздействие друг на друга, что и  приводит к конечному результату. 
 
 
 
 

1.1 Понятие личность

     В повседневном и научном языке  очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между  ними есть какие-то различия? Чаще всего  эти слова употребляются как  синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид  понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель  человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых  разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие  личность вводится для выделения, подчеркивания  неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется  социальное начало.

     В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью  в общественные отношения и проявляющееся  в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

     В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид.

     Человек- существо социальное. С первых дней своего существования он окружен  себе подобными, включен в разного  рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек  приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек  приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - процесс  и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

     Существует  человечество как специфическая  материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием “индивид”. Индивид - это единичный представитель  человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических  черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид”  в этом случае употребляется в  значении “конкретный человек”. При  такой постановке вопроса не фиксируются  как особенности действия различных  биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так  и различия социальных условий жизнедеятельности  человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие  различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более  развитых исторических эпох. Чтобы  отразить конкретно-исторические особенности  развития человека на различных уровнях  его индивидуального и исторического  развития, наряду с понятием “индивид”  используют и понятие “личность”. Индивид в данном случае рассматривается  как отправной момент для формирования личности от исходного состояния  для онто- и филогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. 
 

1.2 Процесс формирования  личности

     Личность  является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так  или иначе обусловливаются двумя  противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в  соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение  при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки  зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности  личности, считая, что личность - это  некоторый продукт, полностью формируемый  в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические  особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора  формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение  личности, данное В. Ядовым: “Личность - это целостность социальных свойств  человека, продукт общественного  развития и включения индивида в  систему социальные отношений посредством  активной деятельности и общения”. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма  исключительно благодаря различным  видам социального и культурного  опыта. При этом не отрицается наличие  у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно  влияющих на процесс формирования личностных черт.  
 
 

1.3 Личность как объект  и субъект социальных  отношений

     Личность  является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает  личность с точки зрения ее положения  в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств  и т.д.

     Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической  теории личности связана с процессом  формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи  с функционированием и развитием  социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции  социального поведения личности. Социология в целом содержит множество  теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими  установками.

     Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость  сопряжена с умением властвовать  над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

     Сущность  социализации состоит в сочетании  приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации  тесно взаимосвязаны. Адаптация  предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению  к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Информация о работе Социология личности