Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:17, реферат
Понятие «личность», структура, объект изучения и анализа. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:
1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;
2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);
3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.
Введение
Человеческая
личность подробно изучается с помощью
различных гуманитарных наук, но особое
внимание уделяет понятиям личность и
общество социология. В ней основное внимание,
прежде всего при изучении проблемы личности
обращается на социальные причины, которые
влияют на человеческое поведение. Основное
понятие, используемое в социологии, чтобы
обозначить процесс развития личности
– это понятие социализации.
Изучая
личность и общество социология рассматривает
весь процесс, в котором человек усваивает
социальные знания и опыт, правила и нормы
поведения. В результате этого процесса
человек сам уже становится полноправным
членом общества. Обычно в процессе социализации
личности можно выделить две стадии: процесс
с момента рождения человека и до формирования
зрелой личности является первичной социализацией.
Вторичная социализация обычно происходит
в случае изменения и перестройки уже
сложившейся личности.
Личность
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
При всем разнообразии толкований понятия «личность» авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.
Еще в 1937 гг. исследователь Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии.
«Оригинальную схему структуры личности предложил основоположник психоанализа З. Фрейд (1856—1939 гг.).
Его структурная модель включает в себя три структурных компонента: Ид, Эго и супер-Эго.
Ид (в переводе с латинского «оно»), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению. Поскольку Ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в достижении своей цели. Этот факт может представлять опасность для индивидуума и для общества.
Эго (от лат. «я») — это часть психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В борьбе за выживание (против как внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид) Эго должно осуществлять постоянное различение между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире.
Эго подчиняется принципу
Для того чтобы человек
Фрейд разделил супер-Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер-Эго — это Эго-идеал. Он формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.
Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Супер-Эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими. Супер-Эго отвечает за мораль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и формируется в результате идентификации с обоими родителями.
Несмотря на разнообразие
В структуре личности можно
выделить как относительно
Устойчивость личности
Социология личности
Социология личности - специальная
социологическая теория, объектом
изучения и анализа которой
является человек в его
Социология личности
1) изучение
личности как социальной
2) изучение
личности как объекта
3) рассмотрение
личности как субъекта
Функции личности
в совокупности с необходимыми правами
и обязанностями
по их выполнению определяют ее социальный
статус. Каждая личность, будучи включенной,
во множество социальных связей, исполняет
различные функции и соответственно имеет
несколько статусов. Один статус личность
приобретает по рождению, его
называют предписанным, другие – приобретаются
или достигаются. Они называются достигнутыми
(статус руководителя предприятия, статус
учителя, статус чемпиона мира по плаванию
и т.д.). Принятая в обществе иерархия статусов
является основной социальной стратификации.
С каждым статусом соотносится определенное
ожидаемое поведение при исполнении соответствующих
функций. В этом случае мы говорим о социальной
роли личности.
Социальная
роль, выражая взаимосвязь личности
и общества, позволяет уяснить их соотношение,
проанализировать механизмы воздействия
общества на личность и личности на общества.
Эта проблема волнует мыслителей с древних
времен, но однозначного ответа человечество
не предложило до сих пор, да его, вероятно,
и не может быть.
Рассмотрим
три разные концепции, представленные
классиками социологии, представленные
классиками социологии – Э. Дюркгеймом
и М. Вебером.
Отношение индивида и общества – одна из главных проблем социологии Э. Дюркгейма. Он подчеркивает, что социальная реальность автономно по отношению к индивидуальной реальности, имеющей биопсихический характер. Дюркгейм постоянно соотносит эти два вида реальности. Так, «индивидуальным фактам» он противопоставляет «социальные факты», «индивидуальным представлениям» - «коллективные представления», «индивидуальному сознанию» - «коллективное сознание» и т.д. Это непосредственно связано с тем, как социолог видит сущность личности. Для Дюркгейма она – двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Причем социальное и индивидуальное не дополняют друг друга, не взаимопроникают, а именно противостоят.
Все симпатии Дюркгейма на стороне первого. Социальная реальность, «коллективные представления», «коллективное сознание» полностью господствуют над всеми признаками индивидуального, над всем тем, что есть личность человека. Общество в его интерпретации выступает как независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида. Оно представляет собой более богатую и большую реальность, чем индивид, доминирует над ним и создает его, являясь источником высших ценностей.
Дюркгейм признает, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. И теперь уже вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или же влияют очень незначительно, не меняя сути социальных фактов.
Дюркгейм, таким образом, отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям. Иную позицию по этому вопросу занимает М. Вебер. Он среди тех, кто придает огромное значение в развитии общества действиям (поведению) индивида. Вебер видит в роли субъекта только отдельных индивидов. Он не отрицает существование и необходимость изучения таких социальных образований, как «государство», «акционерное общество» и т.п. Но с точки зрения социологии эти образования только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей, так лишь последние являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловую ориентацию.
Вебер не исключает возможности использования в социологии понятий «семья», «нация», «государство», но он требует не забывать, что эти формы коллективности реально не являются субъектами социального действия. Этим коллективным социальным формам нельзя приписать волю или мышление. Понятие «коллективная жизнь» и «коллективная воля» можно употреблять только условно, метафорически.
Социальным действием можно считать, по Веберу, только осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых индивидов целей поведение. Такой тип действия Вебер называет целерациональным. Осмысленное, целенаправленное действие и делает индивида субъектом социального действия. Он отмежевывается от тех социологических теорий, которые в качестве исходной социальной реальности, субъектов социального действия берут социальные тотальности: «классы», «общество», «государство» и пр. С этой позиции он критикует «органическую социологию», рассматривающую общество как условный организм, в котором индивиды выступают в роли биологических клеток. Действие индивида, по Веберу, можно понять, так как оно осмысленно и целенаправлен, изучать его – занятие для социологов. Действие же клетки – нет, так как оно лишено названных атрибутов, и это уже сфера биологии.
Но также нельзя понять и действия класса, народа, хотя вполне можно понять действия индивидов, составляющих класс, народ. Для Вебера эти общие понятия слишком абстрактны. Он противопоставляет им требования социологии считать субъектом социального действия индивида и изучать его.
Курс
лекций Социология.
с.77 по 85.
Социальные институты
Социальные институты – относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность социального института определяется, во-первых, набором специфичных социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых интеграцией его в социально – политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально – правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.