Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:40, реферат

Описание работы

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.

Содержание

1. Личность и концепции её понимания
2. Типология личности
3. Социализация личности
4. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Заключение
Список использованной литературы
То, чего не достает рабу - это признание личности;
принцип же личности есть всеобщность.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 61.77 Кб (Скачать)

  Социализация  личности

  Социология  личности оперирует категориями, которые  нередко  рассматриваются как  синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности  социологического анализа.

    Когда употребляется  понятие  “формирование личности”, то  имеется в виду единство объективных  и субъективных условий, определяющих  процесс становления и развития  человека. Конечно, только при  учете влияния  всей  совокупности  общественных отношений в сочетании  с субъективной деятельностью  классов, общественных  организаций  и самого человека можно говорить  о многостороннем воздействии  на личность и соответственно  формировать ее развитие.

    Понятие “развитие личности”  характеризует последовательность  и поступательность изменений,  происходящих в сознании и  поведении личности. Воспитание  связано с субъективной деятельностью,  с выработкой у человека определенного   представления об окружающем  его мире. Хотя воспитание и  учитывает влияние внешней среды,  однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные  институты.

    Социализация представляет собой  процесс становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых  характеристик сознания и поведения,  которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом. Социализация личности  начинается с первых лет жизни  и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права  и обязанности, приобретенные  им, не говорят о том, что  процесс социализации полностью  завершен: по некоторым аспектам  он продолжается всю жизнь.  Именно в этом смысле мы  говорим  о необходимости повышения  педагогической культуры родителей,  о выполнении человеком ответственных  поручений, о соблюдении правил  межличностного общения. Иначе  говоря, социализация означает процесс  постоянного познания, закрепления  и творческого освоения человеком  правил и норм поведения, диктуемых  ему обществом.

      Для успешной социализации, по  Д. Смелзеру, необходимо действие  трех фактов: ожидания, изменения  поведения и стремления соответствовать  этим ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по  трем различным стадиям: 1) стадии  подражания и копирования детьми  поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение  как исполнение роли; 3) стадии  групповых игр, на которой дети  учатся понимать, что от них  ждет целая группа людей.

          Французский психолог Ж. Пиаже,  сохраняя идею различных стадий  в развитии личности, делает акцент  на развитии  познавательных структур  индивида и их последующей  перестройке в зависимости от  опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую  в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от  рождения  до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с  7 до 11), стадия формальных операций (с 12  до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация  детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых  рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

    Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические  механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда  и вины. Имитацией называется  осознанная попытка ребенка копировать  определенную модель поведения.  Образцами для подражания могут  выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация  — способ осознания принадлежности  к той или иной общности. Через  идентификацию дети принимают  поведение родителей, родственников,  друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как  свои собственные.

    Имитация и идентификация являются  позитивными механизмами, поскольку  они нацелены на усвоение определенного  типа поведения. Стыд и вина  представляют собой негативные  механизмы, так как они подавляют  или запрещают некоторые образцы  поведения. З.Фрейд отмечает, что  чувства стыда, и вины тесно  связаны друг с другом и  почти неразличимы. Однако между  ними имеются определенные различия. Стыд  обычно ассоциируется с  ощущением, что вас разоблачили  и опозорили. Это чувство ориентировано  на восприятие поступков индивида  другими людьми. Ощущение же вины  связано с внутренними переживаниями,  с самооценкой человеком своих  поступков. Наказание здесь совершается  самим собой, контролирующей формой  выступает совесть.

    Т.Парсонс и С.Бейлз применяли  понятия, введенные З.Фрейдом  к теории социального действия  и социальных систем. Они определяют  имитацию как процесс, с помощью  которого усваиваются специфические  элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их  мнению, имитация не предполагает  никакого длительного отношения  с “моделью”.  Идентификация  же для них означает внутреннее  освоение ценностей людьми и  представляет собой процесс социального  наущения. Степень идентификации  определяется характером привязанности  к “другому”. Поскольку наиболее  сильны привязанности в семье,  постольку она считается основной  формой социализации. В социологии  обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального  института долгое время недостаточно  учитывалась. Более того, ответственность  за воспитание будущего индивида  пытались в определенной степени  снять с семьи, переложив на  школу, трудовой коллектив, общественные  организации. Принижение роли  семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка,  но которые впоследствии обернулись  крупными издержками в трудовой  и общественно-социальной  жизни.

     Эстафету социализации личности  принимает школа. По мере взросления  и подготовки к выполнению  гражданского долга  совокупность  усваиваемых молодым человеком  знаний усложняется. Однако не  все они приобретают характер  последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток  учится понятию о Родине, в  общих чертах начинает формировать  свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах  построения жизни. Но социологов  и поныне волнует вопрос: почему  так различен процесс социализации  личности, почему школа выпускает  в жизнь индивидов, отличающихся  не просто своими взглядами  и представлениями, но и набором  ценностей, которые иногда прямо  противостоят друг другу? Мощным  инструментам   социализации  личности выступают средства  массовой информации - печать, радио,  телевидение. Ими осуществляется  интенсивная обработка общественного  мнения, его формирование. При этом  в одинаковой степени возможна  реализация как созидательных,  так и разрушительных задач.

     И, наконец, социализация личности  связана с трудовой, общественно-политической  и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать  знаниями. Необходимо обратить их  в убеждения, которые проявляются  в действиях личности. Именно  соединение знаний, убеждений и  практических действий и образует  характерные черты и качества, свойственные тем или иным  типам личности.

     В современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей.  Это обусловлено, во-первых, тем,  что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения  могут быть посильны людям  высокообразованным, высококвалифицированным  и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

    Во-вторых, чрезвычайная сложность  процесса социализации личности  требует постоянного  совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном  поиске, конкретизирующем и уточняющем  место и ответственность человека  при решении как общественных, так и личных проблем.

      В-третьих, социализация личности  является неотъемлемой частью  решения всех общественных проблем.  Жизнь убедительно свидетельствует,  что это настолько взаимосвязанный  процесс, что он в многократной  степени может усиливать (или  замедлять) общественный процесс,  если не учитываются объективные  перемены, а также изменения в  сознании и поведении людей.

    В-четвертых, социализация личности  предполагает преодоление негативных  явлений в сознании и поведении  людей. До сих пор социология  личности не смогла ответить  на такие вопросы: почему часть  людей, имеющих одинаковое стартовое  начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами?

      И, наконец, социализация личности  происходит в условиях взаимодействия  мировой и национальной культур.  И хотя общечеловеческие мотивы  признаны ведущими в структуре  общественного сознания и поведения,  влияние национальных особенностей  оказывается решающим фактором, который во многом  определяет  облик общественных и политических  движений. Феномен национального  в процессе социализации поставил  перед социологией вопрос о  поиске новых резервов его  сочетания с общечеловеческими  ценностями, привел к необходимости  более глубокого понимания социально-психологических  мотивов признания его особого  места в общественной жизни  каждого народа, каждой нации  и национальности и каждого  отдельного их представителя.

    Социализация личности предполагает, что объектом исследования является  не одно или несколько, а  весь комплекс общественно значимых  качеств человека в их тесном  единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

      В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие) изменения в сознании и деятельности  различных групп населения, стремилась  выявить наиболее действенные  из них, определить их эффективность  и степени влияния и на этой  основе высказать соответствующие  рекомендации. И как бы ни критиковались  различные формы пропаганды, нужно  все же отметить, что и в  настоящее время пропаганда продолжает  активно участвовать в процессе  социализации личности вне зависимости  от того, насколько она поддерживается  или отвергается отдельными слоями  и группами в обществе.

   

  Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции

  Анализ  современного общества актуализирует  исследование отношений различных  подсистем общества с личностью. По мысли Лосского, «установить правильное соотношение между обществом  и индивидуальным «я» человека могут  лишь те системы, которые способны дать синтез универсализма и индивидуализма. В большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом, принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность должна подчиниться более высоким социальным ценностям…» (Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. 1991. С. 208).

     Определению сущности человека  через исследования соотношения  между обществом и индивидуальным  «я» была посвящена специальная  секция ХVII Всемирно-философского конгресса, проходившего в Брайтоне в 1988 году. Участники конгресса, не отрицая заслуги Маркса, определившего механизм социализации личности посредством влияния на нее общественных отношений, тем не менее, признали факт антропологических (биологических и психических) и этнопсихических факторов, определяющих в не меньшей степени сущность человека.

Информация о работе Социология личности