Социализация
личности
Социология
личности оперирует категориями, которые
нередко рассматриваются как
синонимы, — формирование, развитие,
воспитание, социализация. Их неодинаковое
использование затрудняет возможности
социологического анализа.
Когда употребляется понятие
“формирование личности”, то
имеется в виду единство объективных
и субъективных условий, определяющих
процесс становления и развития
человека. Конечно, только при
учете влияния всей совокупности
общественных отношений в сочетании
с субъективной деятельностью
классов, общественных организаций
и самого человека можно говорить
о многостороннем воздействии
на личность и соответственно
формировать ее развитие.
Понятие “развитие личности”
характеризует последовательность
и поступательность изменений,
происходящих в сознании и
поведении личности. Воспитание
связано с субъективной деятельностью,
с выработкой у человека определенного
представления об окружающем
его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды,
однако оно воплощает те усилия,
которые осуществляют социальные
институты.
Социализация представляет собой
процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества,
приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения,
которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности
начинается с первых лет жизни
и заканчивается к периоду
гражданской зрелости человека,
хотя, разумеется, полномочия, права
и обязанности, приобретенные
им, не говорят о том, что
процесс социализации полностью
завершен: по некоторым аспектам
он продолжается всю жизнь.
Именно в этом смысле мы
говорим о необходимости повышения
педагогической культуры родителей,
о выполнении человеком ответственных
поручений, о соблюдении правил
межличностного общения. Иначе
говоря, социализация означает процесс
постоянного познания, закрепления
и творческого освоения человеком
правил и норм поведения, диктуемых
ему обществом.
Для успешной социализации, по
Д. Смелзеру, необходимо действие
трех фактов: ожидания, изменения
поведения и стремления соответствовать
этим ожиданиям. Процесс формирования,
по его мнению, происходит по
трем различным стадиям: 1) стадии
подражания и копирования детьми
поведения взрослых; 2) игровой стадии,
когда дети осознают поведение
как исполнение роли; 3) стадии
групповых игр, на которой дети
учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
Французский психолог Ж. Пиаже,
сохраняя идею различных стадий
в развитии личности, делает акцент
на развитии познавательных структур
индивида и их последующей
перестройке в зависимости от
опыта и социального взаимодействия.
Эти стадии сменяют одна другую
в определенной последовательности:
сенсорно-моторная (от рождения
до 2 лет), операциональная (от 2 до 7),
стадия конкретных операций (с
7 до 11), стадия формальных операций
(с 12 до 15). Многие психологи и социологи
подчеркивают, что процесс социализации
продолжается в течение всей жизни человека,
и утверждают, что социализация взрослых
отличается от социализации детей несколькими
моментами. Социализация взрослых скорее
изменяет внешнее поведение, в то время
как социализация детей формирует
ценностные ориентации. Социализация
взрослых рассчитана на то, чтобы помочь
человеку приобрести определенные навыки,
социализация в детстве в большей мере
имеет дело с мотивацией поведения. Психолог
Р.Гарольд предложил теорию, в которой
социализация взрослых рассматривается
не как продолжение детской социализации,
а как процесс, в котором изживаются психологические
приметы детства: отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации?
Уже З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию,
идентификацию, чувство стыда
и вины. Имитацией называется
осознанная попытка ребенка копировать
определенную модель поведения.
Образцами для подражания могут
выступать родители, родственники,
друзья и т.д. Идентификация
— способ осознания принадлежности
к той или иной общности. Через
идентификацию дети принимают
поведение родителей, родственников,
друзей, соседей, и т.д., их ценности,
нормы, образцы поведения как
свои собственные.
Имитация и идентификация являются
позитивными механизмами, поскольку
они нацелены на усвоение определенного
типа поведения. Стыд и вина
представляют собой негативные
механизмы, так как они подавляют
или запрещают некоторые образцы
поведения. З.Фрейд отмечает, что
чувства стыда, и вины тесно
связаны друг с другом и
почти неразличимы. Однако между
ними имеются определенные различия.
Стыд обычно ассоциируется с
ощущением, что вас разоблачили
и опозорили. Это чувство ориентировано
на восприятие поступков индивида
другими людьми. Ощущение же вины
связано с внутренними переживаниями,
с самооценкой человеком своих
поступков. Наказание здесь совершается
самим собой, контролирующей формой
выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли
понятия, введенные З.Фрейдом
к теории социального действия
и социальных систем. Они определяют
имитацию как процесс, с помощью
которого усваиваются специфические
элементы культуры, особые знания,
умения, обряды и т.д. По их
мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения
с “моделью”. Идентификация
же для них означает внутреннее
освоение ценностей людьми и
представляет собой процесс социального
наущения. Степень идентификации
определяется характером привязанности
к “другому”. Поскольку наиболее
сильны привязанности в семье,
постольку она считается основной
формой социализации. В социологии
обращено внимание на тот факт,
что ценность семьи как социального
института долгое время недостаточно
учитывалась. Более того, ответственность
за воспитание будущего индивида
пытались в определенной степени
снять с семьи, переложив на
школу, трудовой коллектив, общественные
организации. Принижение роли
семьи принесло большие потери,
в основном нравственного порядка,
но которые впоследствии обернулись
крупными издержками в трудовой
и общественно-социальной жизни.
Эстафету социализации личности
принимает школа. По мере взросления
и подготовки к выполнению
гражданского долга совокупность
усваиваемых молодым человеком
знаний усложняется. Однако не
все они приобретают характер
последовательной системы знаний.
Так, в детстве ребенок, подросток
учится понятию о Родине, в
общих чертах начинает формировать
свое представление об обществе,
в котором он живет, о принципах
построения жизни. Но социологов
и поныне волнует вопрос: почему
так различен процесс социализации
личности, почему школа выпускает
в жизнь индивидов, отличающихся
не просто своими взглядами
и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо
противостоят друг другу? Мощным
инструментам социализации
личности выступают средства
массовой информации - печать, радио,
телевидение. Ими осуществляется
интенсивная обработка общественного
мнения, его формирование. При этом
в одинаковой степени возможна
реализация как созидательных,
так и разрушительных задач.
И, наконец, социализация личности
связана с трудовой, общественно-политической
и познавательной деятельностью
человека. Недостаточно просто обладать
знаниями. Необходимо обратить их
в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно
соединение знаний, убеждений и
практических действий и образует
характерные черты и качества,
свойственные тем или иным
типам личности.
В современных условиях процесс
социализации предъявляет новые
требования к духовному облику,
убеждениям и действиям людей.
Это обусловлено, во-первых, тем,
что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения
могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным
и сознательно участвующим в претворении
их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный
в необходимости намеченных преобразований,
может быть активной, действенной силой
исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность
процесса социализации личности
требует постоянного совершенствования
средств его осуществления. Они
нуждаются в обновлении, каждодневном
поиске, конкретизирующем и уточняющем
место и ответственность человека
при решении как общественных,
так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности
является неотъемлемой частью
решения всех общественных проблем.
Жизнь убедительно свидетельствует,
что это настолько взаимосвязанный
процесс, что он в многократной
степени может усиливать (или
замедлять) общественный процесс,
если не учитываются объективные
перемены, а также изменения в
сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности
предполагает преодоление негативных
явлений в сознании и поведении
людей. До сих пор социология
личности не смогла ответить
на такие вопросы: почему часть
людей, имеющих одинаковое стартовое
начало, становятся хулиганами, пьяницами,
ворами? Почему часть превращается в бюрократов,
подхалимов, угодников, карьеристов и
т.д.? Почему формируются антиобщественные
типы поведения, социально опасные для
общества, представленные преступниками,
мафией, рэкетирами?
И, наконец, социализация личности
происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур.
И хотя общечеловеческие мотивы
признаны ведущими в структуре
общественного сознания и поведения,
влияние национальных особенностей
оказывается решающим фактором,
который во многом определяет
облик общественных и политических
движений. Феномен национального
в процессе социализации поставил
перед социологией вопрос о
поиске новых резервов его
сочетания с общечеловеческими
ценностями, привел к необходимости
более глубокого понимания социально-психологических
мотивов признания его особого
места в общественной жизни
каждого народа, каждой нации
и национальности и каждого
отдельного их представителя.
Социализация личности предполагает,
что объектом исследования является
не одно или несколько, а
весь комплекс общественно значимых
качеств человека в их тесном
единстве и взаимодействии. Они охватывают
всю совокупность черт сознания и поведения:
знания, убежденность, трудолюбие, культуру,
воспитанность, стремление жить по законам
красоты, физическую подготовку, и т.д.
Важное значение имеет преодоление пережитков
прошлого в сознании и поведении людей.
В целом социология пропаганды,
фиксируя происшедшие (или происходящие)
изменения в сознании и деятельности
различных групп населения, стремилась
выявить наиболее действенные
из них, определить их эффективность
и степени влияния и на этой
основе высказать соответствующие
рекомендации. И как бы ни критиковались
различные формы пропаганды, нужно
все же отметить, что и в
настоящее время пропаганда продолжает
активно участвовать в процессе
социализации личности вне зависимости
от того, насколько она поддерживается
или отвергается отдельными слоями
и группами в обществе.
Взаимодействии
личности и общества как основа социально-культурной
саморегуляции
Анализ
современного общества актуализирует
исследование отношений различных
подсистем общества с личностью.
По мысли Лосского, «установить правильное
соотношение между обществом
и индивидуальным «я» человека могут
лишь те системы, которые способны дать
синтез универсализма и индивидуализма.
В большинстве случаев приходится иметь
дело или с неумеренным универсализмом,
принижающим человеческую личность, или
с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим
тех случаев и отношений, в которых человеческая
личность должна подчиниться более высоким
социальным ценностям…» (Лосский Н.О.
Условия абсолютного добра. М. 1991. С. 208).
Определению сущности человека
через исследования соотношения
между обществом и индивидуальным
«я» была посвящена специальная
секция ХVII Всемирно-философского конгресса,
проходившего в Брайтоне в 1988 году. Участники
конгресса, не отрицая заслуги Маркса,
определившего механизм социализации
личности посредством влияния на нее общественных
отношений, тем не менее, признали факт
антропологических (биологических и психических)
и этнопсихических факторов, определяющих
в не меньшей степени сущность человека.