Типы
личности:
- Традиционалисты ориентированы
в основном на ценности долга, порядка,
дисциплины, законопослушания, а выраженность
таких качеств, как креативность, стремление
к самореализации, самостоятельность,
у этого типа личности весьма низкая.
- У идеалистов, наоборот,
сильно выражены критическое отношение
к традиционным нормам, независимость
и пренебрежение авторитетам, установки
на саморазвитие во что бы то ни стало.
- Для фрустированного типа
личности характерны низкая самооценка,
угнетение, подавленное самочувствие,
ощущение себя как бы выброшенным из потока
жизни.
- Реалисты сочетают
в себе стремление к самореализации с
развитым чувством долга и ответственности,
здоровый скептицизм с самодисциплиной
и самоконтролем.
- Гедонистические
материалы ориентированны в первую очередь
на получение удовольствий «здесь и сейчас»,
и эта погоня за «наслаждениями жизни»
приобретает, прежде всего, форму удовлетворения
потребительских желаний.
В
социологии принято выделять также
модальный, идеальный и базисный
типы личности.Модальный тип личности
– тот, который реально преобладает в
данном обществе. Идеальныйтип личности
не привязан к конкретным условиям. Это
тип личности как пожелание на будущее,
например, всесторонне и гармонично развитая
личность у К.Маркса или новый Человек
Э.Фромма. Базисный тип личности – тот,
который наилучшим образом отвечает потребностям
современного этапа общественного развития.
Иными словами, социальный
тип личности – это отражение того, как
общественная система влияет на ценностные
ориентации человека и через них – на
его реальное поведение.
Социализация
личности
Социология
личности оперирует категориями, которые
нередко рассматриваются как синонимы,
— формирование, развитие, воспитание,
социализация. Их неодинаковое использование
затрудняет возможности социологического
анализа.
Когда
употребляется понятие “формирование
личности”, то имеется в виду единство
объективных и субъективных условий, определяющих
процесс становления и развития человека.
Конечно, только при учете влияния всей
совокупности общественных отношений
в сочетании с субъективной деятельностью
классов, общественных организаций и самого
человека можно говорить о многостороннем
воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
Понятие
“развитие личности” характеризует
последовательность и поступательность
изменений, происходящих в сознании
и поведении личности. Воспитание
связано с субъективной деятельностью,
с выработкой у человека определенного
представления об окружающем его мире.
Хотя воспитание и учитывает влияние внешней
среды, однако оно воплощает те усилия,
которые осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой
процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества,
приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения,
которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности
начинается с первых лет жизни
и заканчивается к периоду
гражданской зрелости человека,
хотя, разумеется, полномочия, права
и обязанности, приобретенные
им, не говорят о том, что
процесс социализации полностью
завершен: по некоторым аспектам
он продолжается всю жизнь.
Именно в этом смысле мы
говорим о необходимости повышения педагогической
культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении
правил межличностного общения. Иначе
говоря, социализация означает процесс
постоянного познания, закрепления и творческого
освоения человеком правил и норм поведения,
диктуемых ему обществом.
Для успешной социализации, по
Д. Смелзеру, необходимо действие
трех фактов: ожидания, изменения
поведения и стремления соответствовать
этим ожиданиям. Процесс формирования,
по его мнению, происходит по
трем различным стадиям: 1) стадии
подражания и копирования детьми
поведения взрослых; 2) игровой стадии,
когда дети осознают поведение
как исполнение роли; 3) стадии
групповых игр, на которой дети
учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
Французский психолог Ж. Пиаже,
сохраняя идею различных стадий
в развитии личности, делает акцент
на развитии познавательных структур
индивида и их последующей перестройке
в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна
другую в определенной последовательности:
сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),
операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных
операций (с 7 до 11), стадия формальных операций
(с 12 до 15). Многие психологи и социологи
подчеркивают, что процесс социализации
продолжается в течение всей жизни человека,
и утверждают, что социализация взрослых
отличается от социализации детей несколькими
моментами. Социализация взрослых скорее
изменяет внешнее поведение, в то время
как социализация детей формирует ценностные
ориентации. Социализация взрослых рассчитана
на то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве
в большей мере имеет дело с мотивацией
поведения. Психолог Р.Гарольд предложил
теорию, в которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором
изживаются психологические приметы детства:
отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации?
Уже З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию,
идентификацию, чувство стыда
и вины. Имитацией называется осознанная
попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания
могут выступать родители, родственники,
друзья и т.д. Идентификация — способ
осознания принадлежности к той или иной
общности. Через идентификацию дети принимают
поведение родителей, родственников, друзей,
соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы
поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются
позитивными механизмами, поскольку
они нацелены на усвоение определенного
типа поведения. Стыд и вина
представляют собой негативные
механизмы, так как они подавляют
или запрещают некоторые образцы
поведения. З.Фрейд отмечает, что
чувства стыда, и вины тесно
связаны друг с другом и
почти неразличимы. Однако между
ними имеются определенные различия. Стыд обычно
ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили
и опозорили. Это чувство ориентировано
на восприятие поступков индивида другими
людьми. Ощущение же вины связано с
внутренними переживаниями, с самооценкой
человеком своих поступков. Наказание
здесь совершается самим собой, контролирующей
формой выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли
понятия, введенные З.Фрейдом
к теории социального действия
и социальных систем. Они определяют
имитацию как процесс, с помощью
которого усваиваются специфические
элементы культуры, особые знания,
умения, обряды и т.д. По их
мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения
с “моделью”. Идентификация же для
них означает внутреннее освоение ценностей
людьми и представляет собой процесс социального
наущения. Степень идентификации определяется
характером привязанности к “другому”.
Поскольку наиболее сильны привязанности
в семье, постольку она считается основной
формой социализации. В социологии обращено
внимание на тот факт, что ценность семьи
как социального института долгое время
недостаточно учитывалась. Более того,
ответственность за воспитание будущего
индивида пытались в определенной степени
снять с семьи, переложив на школу, трудовой
коллектив, общественные организации.
Принижение роли семьи принесло большие
потери, в основном нравственного порядка,
но которые впоследствии обернулись крупными
издержками в трудовой и общественно-социальной
жизни.
Эстафету социализации личности
принимает школа. По мере взросления
и подготовки к выполнению
гражданского долга совокупность усваиваемых
молодым человеком знаний усложняется.
Однако не все они приобретают характер
последовательной системы знаний. Так,
в детстве ребенок, подросток учится понятию
о Родине, в общих чертах начинает формировать
свое представление об обществе, в котором
он живет, о принципах построения жизни.
Но социологов и поныне волнует вопрос:
почему так различен процесс социализации
личности, почему школа выпускает в жизнь
индивидов, отличающихся не просто своими
взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо противостоят
друг другу? Мощным инструментам социализации
личности выступают средства массовой
информации - печать, радио, телевидение.
Ими осуществляется интенсивная обработка
общественного мнения, его формирование.
При этом в одинаковой степени возможна
реализация как созидательных, так и разрушительных
задач.
И, наконец, социализация личности
связана с трудовой, общественно-политической
и познавательной деятельностью
человека. Недостаточно просто обладать
знаниями. Необходимо обратить их
в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно
соединение знаний, убеждений и
практических действий и образует
характерные черты и качества,
свойственные тем или иным типам
личности.
В современных условиях процесс
социализации предъявляет новые
требования к духовному облику,
убеждениям и действиям людей.
Это обусловлено, во-первых, тем,
что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения
могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным
и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только
человек, глубоко убежденный в
необходимости намеченных преобразований,
может быть активной, действенной
силой исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность
процесса социализации личности
требует постоянного совершенствования
средств его осуществления. Они нуждаются
в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем
и уточняющем место и ответственность
человека при решении как общественных,
так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности
является неотъемлемой частью
решения всех общественных проблем.
Жизнь убедительно свидетельствует,
что это настолько взаимосвязанный
процесс, что он в многократной
степени может усиливать (или
замедлять) общественный процесс,
если не учитываются объективные
перемены, а также изменения в
сознании и поведении людей.
В-четвертых,
социализация личности предполагает преодоление
негативных явлений в сознании и
поведении людей. До сих пор социология
личности не смогла ответить на такие
вопросы: почему часть людей, имеющих
одинаковое стартовое начало, становятся
хулиганами, пьяницами, ворами? Почему
часть превращается в бюрократов, подхалимов,
угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются
антиобщественные типы поведения, социально
опасные для общества, представленные
преступниками, мафией, рэкетирами?
И, наконец, социализация личности
происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур.
И хотя общечеловеческие мотивы
признаны ведущими в структуре
общественного сознания и поведения,
влияние национальных особенностей
оказывается решающим фактором,
который во многом определяет облик
общественных и политических движений.
Феномен национального в процессе социализации
поставил перед социологией вопрос о поиске
новых резервов его сочетания с общечеловеческими
ценностями, привел к необходимости более
глубокого понимания социально-психологических
мотивов признания его особого места в
общественной жизни каждого народа, каждой
нации и национальности и каждого отдельного
их представителя.
Социализация личности предполагает,
что объектом исследования является
не одно Введение
1.
Личность и концепции её понимания
2.
Типология личности
3.
Социализация личности
4.
Взаимодействии личности и общества как
основа социально-культурной саморегуляции
Заключение
Список
использованной литературы
То,
чего не достает рабу - это признание
личности;
принцип
же личности есть всеобщность.
Гегель.
Введение
Любая
социологическая теория всегда предлагает
свой вариант ответа на вопрос о
том, как строятся отношения между
личностью и обществом, каковы закономерности
поведения личности и чем они
определяются. Поэтому каждая школа
в социологии либо создаёт свою объяснительную
модель личности, либо явно или неявно
пользуется уже существующими моделями.
Отсутствии единства в понимании того,
что есть личность – характерная черта
современной социологии. Понятие личность
вводится для выделения, подчёркивания
неприродной сущности человека и индивида,
то есть акцент делается на социальном
начале.