Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани XIX и XX веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо-и микроусловий на процесс его функционирования.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 4
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 4
2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Работа содержит 1 файл

Социология КР март 2008.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Социальный    статус    личности — это определенное   место   человека,   личности    в общественной иерархии, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением. В статусе фактически фиксируется тот набор конкретных действий, которые выполняет человек в конкретных видах взаимодействия и тех условий, прав, которые представлены для осуществления деятельности. Но ввиду того, что каждый человек включен не в одну социальную связь и осуществляет различные социальные функции, он имеет соответственно множество социальных статусов. Так, современный человек может иметь одновременно статусы человека, гражданина какого-либо государства, студента, члена семьи, члена какой-либо неформальной группы, члена политической партии и т. п. Различают предписанные или естественные статусы (национальные, социальное происхождение, место рождения) и приобретенные или достигнутые статусы (образование, профессия, квалификация и т. п.).

     Иерархия  социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость в обществе или социальной общности, слое, группы занимаемых людей тех или иных позиций. Престижным могут быть профессии, должности, виды деятельности и т. п. В современных условиях в России повышается престиж коммерческой деятельности, тогда как престиж профессии инженера, врача, учителя несколько снижается, снижается и престиж самого высшего образования, что может в дальнейшем негативно отразиться на развитии общества, его престижа на мировой арене. Престиж выступает побудителем желаний, намерений, действий человека, а престижные оценки — регуляторами поведения людей, определяющими профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления и т. п.

     Вся совокупность социальных статусов, которыми обладает конкретный человек, существенно влияет и на его личный статус, характеризующий положение человека в первичной ячейке общества в зависимости от того, как он в ней оценивается. Однако, в личном статусе находят отражение сугубо личностные черты конкретного человека, его авторитет, то есть степень признания общностью людей личных и деловых качеств человека,  пределах любого социального статуса человек и может себя реализовать: может проявить с положительной стороны в любой социальной деятельности - дворника, инженера, педагога и т. п., и может проявить в отрицательной деятельности и т. п.  Составляющая основа социальной мобильности возможность изменить свой социальный статус позволяет человеку наиболее Полно реализовать многообразные способности. В цивилизованных странах  большое значение придают охране и расширению прав человека и гражданина, потому что они создают условия для перемещений по социальной  лестнице   (от  крестьянина  до президента).  Однако,  многие люди  отказываются от максимальной самореализации ради престижного положения в обществе и т. п.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ  В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 

     Социология  личности оперирует категориями, которые  нередко рассматриваются как  синонимы, – формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.

     Когда употребляется понятие формирование личности, то имеется в виду единство объективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

     Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

     Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.5

     Первые  элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни. При формировании интеллекта начинающего члена общества социальный фактор также оказывается решающим. Не следует смешивать умственные способности и интеллект: первые в основном обусловлены генетически, а второй – вырабатывается. Огромное влияние на формирование интеллекта оказывает именно социальная среда.

     Примером  тому являются детство и юность многих гениальных людей, воспитывавшихся в семьях с определенной социальной преемственностью, благоприятствовавшей развитию гения. Случаи таких семей многим хорошо известны: юность Моцарта, Баха описана многократно.

     Наиболее  убедительным свидетельством социального  происхождения индивидуального интеллекта являются наблюдения за так называемыми детьми-маугли. После 7 – 9 лет такие дети окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются животными.

     Значение  именно ранних воздействий, развивающих  личность и интеллект, подчеркивается, в частности, следующими фактами: до 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к четырем – 5 годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет. По мнению некоторых психологов, примерно в 7 – 9 лет ребенок усваивает до 50% того объема информации, который ему предстоит усвоить в течение всей его жизни.

           Учеными доказано, что у детей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отставало 46% обследованных в 1988 году детей, а в психическом – 75%.

     Большое влияние на процесс формирования индивидуального интеллекта оказывает такие факторы, как:

  • Тип поселения. Так, городская среда более интеллектуально развита и прежде всего благодаря множеству разнообразных норм социального поведения и активному перемещению населения в различных социальных средах.
  • Интеллектуальный потенциал родителей. Дети из интеллигентных семей, как правило, имеют лучшую начальную подготовку и большего достигают в жизни. Одна из причин заключается не только в том, что родители передали детям больший объем знания. Они активизировали больше соответствующих программ деятельности и тем самым расширили их потенциальные возможности дальнейшей социализации6.

     Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

     Социализация  той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных  заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

     Мощным  инструментом социализации личности выступают  средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.7

     Социализация  личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

     Социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

     Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. 8

     В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к  духовному облику, убеждениям и действиям  людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

     Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

     В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный  процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный прогресс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

     В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становится хулиганами, пьяницами, ворами, почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д., почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества?

     И, наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой  и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

     Социализация  личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или  несколько, а весь комплекс общественно  значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и  поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.9

     Вместе  с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления. Особое значение для социализации личности, обогащения ее духовного мира приобретает свободное время, которое, по словам К.Маркса, служит мерилом истинного богатства человека.

Информация о работе Социология личности