Социология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 03:09, реферат

Описание работы

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от
латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание,
воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более
широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).
По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано
деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и
общественной жизни.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.43 Кб (Скачать)

Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:

1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом  в языке и помогают

людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем

мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой

приспособляемостью  к потребностям человека.

2) Отношения. Культура  не только отвечает на вопрос "что есть", т.е.

описывает с помощью  понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь

друг с другом в пространстве и времени различных  явлений, может ответить на

вопрос "что может  быть" в результате взаимодействия составных частей

социального организма.

3) Ценности - разделяемые  большинством убеждения относительно  целей, к

которым следует  стремиться. Ценности могут быть разными  в разное историческое

время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий,

предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.

4) Нормы - правила,  определяющие, как должен вести  себя человек, чтобы

"вписаться"  в ценности культуры своего  общества. Нормы, стандарты, правила

поведения обосновываются ценностями.

Ряд современных  отечественных исследователей видят  в структуре культуры,

помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в

центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в своей  книге "Наука и

демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным  фактором культуры или

попросту просвещения  и воспитания народа науку, и именно свободную науку".

Наука помогает создавать  материальные ценности общества, служит основой

формирования мировоззренческой  позиции человека. Благотворна ее роль также в

создании особого  духовного климата в обществе. Наука - это

систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они

переплавляются в  убеждения - такое духовное состояние, которое связывает

воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает  в качестве

ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения,

непосредственного мотива действия.

Активным элементом  культуры признается искусство, которое  является

художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой,

организующей эмоциональную  деятельность человека. Искусство - это  образ мира

и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках,

красках, формах. Искусство - средство общения между людьми, источник познания

мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и  странах, способ

самовыражения и  самосознания человечества через личность художника. Искусство

полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает

научному и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и

взаимопроникновения элементов культуры отмечен многими  выдающимися ее

представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее  в музыке и науке:

"Музыка и исследовательская  работа в области физики различны  по

происхождению, но связаны  между собой единством цели - стремлением  выразить

неизвестное. Их реакции  различны, но они дополняют друг друга".

Среди компонентов  культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как

ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность

систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по

крайней мере три  уровня: концептуально-теоретический, программно-политический

и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием

социальных идеалов  и целей. Идеология любого социального  субъекта имеет

несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный

(общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении

идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать  роль

социальной психологии (которая также является элементом  культуры), признавая

в ней наличие  большого количества элементов массового  стихийного поведения,

обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При  характеристике культуры

как социальной системы  следует обратить внимание на принципы культуры - ее

основные исходные положения.

К их числу относится  прежде всего принцип преемственности, выступающий

как необходимая  связь между новым и старым в процессе развития. Что

воспринимается, сохраняется  в культуре? Очевидно, то, на что можно  опереться в

ходе общественной жизни на данном этапе. На основе принципа преемственности

зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и

своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей  сохранение "высокой

культуры", которая  не только сама по себе ценна, но и является одним из главных

условий социальной и политической стабильности. Создателями  этого течения были

А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная их идея -

"национальная  почва" - основа социального и  духовного развития России.

     Второй  принцип - целостность, единство  материальной и духовной культуры,

гуманитарного и  технического знания. Все материальное - своего рода "хранилище"

духовного, все духовное так или иначе реализуется  через материальное.

     Третий  принцип - проникновение культуры  во все сферы социальной жизни.  В

этом проявляется  ее творческий характер. Она объективируется  в самых различных

продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так  и

символически-знаковых.

     Четвертый  принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в

основном в трех формах:

n   спорадическая,  стихийная, неосознанная;

n   метод проб  и ошибок, где высок процент  случайности;

n   сознательная  деятельность, связанная с инновациями,  научным расчетом,

разработкой принципиально  новых проектов.

     Пятый  принцип - взаимодействие культур.  Оно может происходить как  внутри

определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и

умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между

культурами различных  стран и народов. Подобное взаимодействие порождает

многообразие культур: в недрах отдельного общества или  народа (субкультуры), в

масштабах всего  человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и

Запад).

                       4. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ                      

Культура выполняет  многообразные и ответственные  социальные функции. Прежде

всего она, по мысли  Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть

делает то же, что  генетически запрограммированное  поведение в жизни животных.

Усвоенное поведение, общее для целой группы людей  и передающееся из поколения

в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его

ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть  личности и

формируют ее поведение.

Тесно связана с  социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она

выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает  и

передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности

существуют как  целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той

или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение  ими социальной

реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические,

эстетические и  другие ценности. Доминирующим видом  ценностей являются

нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты

взаимоотношений между  людьми, их связей друг с другом и  обществом.

Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить

связь личности и  общества, увидеть связь времен, установить связь

прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор

самого необходимого и целесообразного для тиражирования.

Можно назвать также  такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом

развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания  феномена культуры заключается также  и в том, что в любой

культуре имеются  разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются

субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со

своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом  жизни и

мышления.

Социальной базой  формирования субкультуры могут  быть возрастные группы

(молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи,  панки и т.п.),

территориальные общности (горожане, сельские жители, население  малых

городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты,

католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне,

монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры

целого, но все же существенно отличаются от нее.

Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению

новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая

массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового

производства и  массового потребления. В западной социологии этот термин в

первую очередь  означает "коммерческая культура". Довольно часто считается,

что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем

людям.

Массовой культуре часто противопоставляется так  называемая элитарная

культура. Она ориентирована  на более узкий круг потребителей. В конечном

счете элитарная  культура призвана поднять уровень  массовой, поэтому нельзя

считать их антагонистичными.

В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна

новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная  с компьютерной

революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ

в. в культуре произошли  существенные изменения: получили колоссальное

развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип

производства стандартизированных  духовных благ, увеличилось время  досуга и

затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

Информация о работе Социология культуры