Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа
Цель моей работы: Расширенные особенности социологии культуры Макса Вебера.
Задача – выявление значения социологии культуры Макса Вебера.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава I Личность Макса Вебера……………………………… 7
Глава II Концепция культуры Макса Вебера
Работы Макса Вебера………………………….… 12
Особенности работ Макса Вебера……………… 13
Значение концепции Макса Вебера
в развитии культуры…………………………..… 15
Заключение……………………………………………………. 19
Использованная литература……
1910
г. участвует в конгрессе
1912
г. покидает руководящий
1913 г. публикует "О некоторых категориях понимающей социологии".
1914
г. с началом войны Вебер
поступает на службу и до
конца 1915 года руководит группой
госпиталей гейдельберского
1915 г. публикация "Хозяйственной этики мировых религий" ("Введение", "Конфуцианство и даосизм").
1916 – 1917 гг. выполняет официальные различные миссии в Брюсселе, Вене, Будапеште; не жалеет усилий чтобы убедить германский руководителей избегать расширения войны, но в то же время настаивает на ведущей роли Германии в мировой политике и видит главную опасность для неё в России. Публикация в 1916 году глав работы "Социология религий" под названием "индуизм и буддизм" и, в 1917 г. "Античный иудаизм".
1818
г. апрель. Поездка в Вену для
чтения лекций на летних
Зимой читает два доклада в Мюнхенском университете: "Наука как призвание и профессия". После капитуляции становится экспертом германской делегации в Версале. Публикует очерк "Смысл «свободы от оценки» в социальной и экономической науки".
1919
г. принимает кафедру в
1919
– 1920 гг. читает курс лекций
под названием "История
1920 г. 14 июля Макс Вебер скончался в Мюнхене.
1922
г. публикация его женой,
Глава
II Концепция культуры
Макса Вебера
1. Работы Макса Вебера
В целом труды Макса Вебера можно разделить на четыре категории:
Первые работы Макса Вебера – "К истории торговых обществ в средние века" (1889 г.), "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права" (1891 г.) – сразу поставили его в ряд крупных ученых. В них он анализировал связь государственно–правовых образований с экономической структурой общества. В этих работах, особенно в "Римской аграрной истории", были намечены общие контуры «эмпирической социологии» (веберовское выражение), которая теснейшим образом связывалась с историей. В соответствии с требованиями исторической школы, которая господствовала в немецкой политэкономии, он рассматривал эволюцию античного земледелия в связи с социальным и политическим развитием, не упускал также анализ форм семейного уклада, быта нравов, религиозных культов.
В
1904 году Вебер становится редактором
немецкого социологического журнала
"Архив социологической науки и социологической
политики". Здесь выходят его наиболее
важные произведения, в том числе и программное
исследование "Протестанская этика
и дух капитализма" (1905 г.). Этим исследованием
начинается серия публикаций Вебера по
социологии религии, которой он занимался
в плот до конца своей жизни. С 1916 по 1919
гг. он печатал одну из своих основных
работ – "Хозяйственная этика мировых
религий" из последних выступлений
Вебера следует отметить доклады "Политика
как профессия" (1919 г.) и "Наука как
профессия". В них нашли свое выражение
умонастроения Вебера после первой мировой
войны. Они были довольно пессимистическими
– пессимистическими по отношению к будущему
индустриальной цивилизации, а также перспективам
осуществления социализма в России.6
2. Особенности работы Макса Вебера.
Труды Макса Вебера в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX веке. И его историческая концепция названа «Понимающая социология». Оценивая, она «понимает» социальное действие и тем самым стремится объяснить его причины. Вебер убежден, что рационализация социального действия – это тенденция самого исторического процесса. Европейская история последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путь индустриализации свидетельствует, по мнению Вебера, о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется все – способ ведения хозяйства, управление, образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной, роли науки, происходит «расколдовывание мира», то есть освобождение человека от магических суеверий, его автономизация. Вебер считает, что в «расколдовывании» состоит смысл современного социокультурного развития.
По Веберу, всякая «культура» представляется выходом человека из органически предначертанного ему цикла естественной жизни. Он не согласен с идущим от В. Дильтея противопоставлением наук о природе и наук о духе. Он резко выступает против метода вживания, вчувствования в историческую реальность. По Веберу, если гуманитарная наука пpeтeндуeт на звание науки, то она должна удовлетворить требованию общезначимости. Предпосылкой наук о культуре является наличие «ценностных идей». Это означает то, что мы, будучи «культурными» существами, не можем изучать мир, не оценивая его, не наделяя его смыслом. Какая из ценностей является определяющей, зависит не от произвола ученого, а от того, насколько она предстает продуктом духа времени, духа культуры. Задача исследователя – сделать понятным культурное значение определенного исторического факта, дать причинное объяснение его исторического возникновения.
Вебера
не могли не волновать проблемы современного
ему общества. Он констатирует драматическую
ситуацию западноевропейского человека,
которую можно выразить словами
Ницше: «Бог умер». Умер идеал, высший связующий
смысл, но осталась потребность смыслообразующих
ценностей. Мир распадается на множество
индивидуальных «княжеств», каждое из
вторых стремится стать Богом для человека.
Разрушилась гармония Истины, Добра и
Красоты, они отделились друг от друга.
Началась война всех против всех, и невозможно
определить, чему отдать предпочтение.
Человек оказался между небом и землей,
то есть между землей «эмпирической реальности»
и небом высших идеалов. И задача человека,
по Веберу, заключается в том, чтобы «связать»
небо и землю, придать смысл своему земному
существованию с помощью идеалов и ценностей.
Но решить эту задачу человек должен сам,
так как ему неоткуда ждать помощи. Сегодня
мы можем наблюдать величайшее бремя людей
– бремя свободы, испытание своим собственным
произволом. И выйти из этого испытания
человек должен достойно.7
3. Значение концепции Макса Вебера в развитии культуры.
Для социологии культуры его методология имеет особое значение по причине высокой аналитической ценности его основных методов.
1.
Понятие идеального типа –
познавательная модель, позволяющая
выявить соотношение между
Веберовское сравнительное изучение религий было основано на выделении идеального типа определенной религии, в котором эта религия предстает не как адекватное воспроизведение в его эмпирическом виде, обусловленном реальными обстоятельствами, а как системная, логически упорядоченная конструкция. Идеальный тип – это умозрительное построение, хотя и созданное на основе изучения эмпирической реальности. Но это не описание обозреваемых фактов, а намеренно упрощенное и доведенное до логически стройного типа, в котором множество элементов, существующих "дискретно и диффузно" в реальном объекте, соединяются в единую теоретическую модель.
Именно таким образом в веберовской методологии воссоздавались религиозные системы протестантизма, индуизма, буддизма, конфуцианства, иудаизма, которые в ряде отношений несомненно отличались от своих источников. Таким же образом Макс Вебер формулировал различные типы пророчества (этнического и личного примера), религиозных организаций, ценностных ориентаций (ценностно – рациональные и целерациональные). За рамками его исследований оставались многие конкретные различия. Тем не менее веберовский подход позволял с одной стороны, сопоставлять теоретическую конструкцию с объектом; с другой стороны, соотносить модель религии с хозяйственной системой. Такой подход позволял раскрыть, каким образом срабатывают те субъективные этические мотивы, которые заложены в индивиде. Этот подход предстает как понимающий, но не потому что он выявляет реализацию этих субъективных факторов (н-р; представлений о зле, страдании, смерти и спасении) в объективной деятельности.
2.
Важнейшим понятием, введенным М.
Вебером в методологию
Рационализация действует в самых различных сферах, в том числе при модификации права, систематизации религиозных систем или научных систем. Вместе с тем этому процессу подвержена и деятельность различных социальных групп, связанная с хозяйством, управлением или религиозной практикой. Как показывает М. Вебер, упорядочивание практики человеком связано с разделением между сферой сущего, т.е. эмпирически реального мира и должного, т.е. отвечающего ценностно-нормативному порядку. Осозновая противоречие между этими сферами, индивид вынужден учитывать последствия своих действий, определять близкие и последующие цели и адекватные им средства, руководствуясь адекватными им ценностями.
Рационализация имеет частный характер, это означает, что сам процесс охватывает лишь определенные стороны культуры, приводит их автономизации, оставляя отдельные сферы в стороне. Она всегда должна получать соответствующую институциональную основу (церковь, секта, образование, социальная структура, бюрократический аппарат и т.д.) которая и обеспечивает её поддержание.
Конкретизируя понятие рациональности в применении к разным культурам и сферам деятельности, Макс Вебер ввел деление на целерациональный типы.
3.
С методологией М. Вебера
Макс Вебер совершил плодотворный отход от ортодоксального позитивизма и ввел принцип "понимания" человеческого действия, которая дается только если исследователь раскрывает значение смыслов, побуждающих человека действовать так, а не иначе. Эти смыслы имеют не индивидуальные или общеантропологическое значение, а складываются в конструкции, названные Вебером "идеальные типы".
Именно благодаря этой конструкции в поле зрения социологии культуры вошли проблематика типологии обществ, религий и культур, а следовательно, их эволюции в ходе всемирной истории.