Социология культуры Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: Расширенные особенности социологии культуры Макса Вебера.
Задача – выявление значения социологии культуры Макса Вебера.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3
Глава I Личность Макса Вебера……………………………… 7
Глава II Концепция культуры Макса Вебера
Работы Макса Вебера………………………….… 12
Особенности работ Макса Вебера……………… 13
Значение концепции Макса Вебера
в развитии культуры…………………………..… 15
Заключение……………………………………………………. 19
Использованная литература……

Работа содержит 1 файл

социология культуры Макса Вебера.DOC

— 83.00 Кб (Скачать)

Якутский  Государственный Университет имени  М.К. Аммосова

Факультет Якутской Филологии и Культуры

Кафедра Культурологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ

МАКСА ВЕБЕРА 

/курсовая  работа/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила:

              студентка III курса НК-96

              Павлова Алена Аркадьевна 

              Проверила:

              к.п.н., доцент кафедры культурологии

              Абрамова  Мария Алексеевна 
               
               
               

Якутск, 1998 г.

 

 

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………. 3

Глава I Личность Макса Вебера……………………………… 7

Глава II Концепция культуры Макса Вебера

    1. Работы Макса Вебера………………………….… 12
    2. Особенности работ Макса Вебера……………… 13
    3. Значение концепции Макса Вебера

      в развитии культуры…………………………..… 15

Заключение……………………………………………………. 19

Использованная  литература………………………………… 21

Приложения…………………………………………………… 22 

 

Введение 
 

    Тема  моей курсовой работы: "Социология культуры Макса Вебера".

    Мне понравилась, как Макс Вебер в  то время так точно разрабатывал концепции, которые используют в  настоящее время. Макс Вебер один из крупнейших социологов своего времени, обычно характеризуемый как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Именно на него опирается в ряде существенных отношений общая социология, включая анализ хозяйственных, религиозных, политических и бюрократических реалий.

    Объектом  исследования моей курсовой работы является – социология культуры.

    Во  первых, нужно говорить о конкретной, специфической отрасли знания, которая  находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает  социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.

    Социология  культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую  картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п..

    Во-вторых, это одно из ведущих направлений  в западной культурологии, сложившееся  к началу XX века как результат  интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и  введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический (или ценностный).

    С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его  части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального.

    При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение  подхода или аспекта, выделение  ценностного или деятельного  компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.

    Наиболее  значительными представителями  социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические  и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.1

    В социологии под культурой в широком  смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

    Культура  рассматривается в социологии как  сложное, динамичное образование, имеющее  социальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

    Объектом  социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

    В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.2

    Предметом исследования является социология культуры Макса Вебера.

    Важной  задачей социально-гуманитарного  знания называл решение проблемы о том, есть ли в мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявить основные особенности данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей: решающее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчности культурно-значимой индивидуальной действительности (или ее фрагментов), тесная связь с субъективными предпосылками, преобладание качественного аспекта исследования, особая роль понимания как специфического способа постижения социальных явлений, «нацеленного» на смысл. Создав «понимающую социологию», Вебер, однако, не отрицал роли объяснения (посредством причины, закона и др. рациональных средств) в познании социокультурных явлений.3

    Цель  моей работы: Расширенные особенности  социологии культуры Макса Вебера.

    Задача  – выявление значения социологии культуры Макса Вебера. 

 

Глава I Личность Макса Вебера 
 

    1864 г. 21 апреля родился Макс Вебер  в городе Эрфурт, в Тюрингии. Отец  его юрист, выходец из семьи  промышленников и купцов, занимавшихся  текстильным делом, из Вестфалии.  В 1869 году Вебер с семьей переселяется в Берлин, где позже будет избран в муниципальный сейм, затем в сейм Пруссии и в рейстаг. Он принадлежал к группе правых либералов, лидером которых был Беннингсен. Его мать, Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. До самой смерти, в 1919 г. она была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере. В салоне своих родителей молодой Вебер встречал многих известных представителей интеллигенции и политических кругов того времени:  Дельтея, Моммцена, Зибеля и т. д.

    1882 г. поступил в Гейдельбергский  университет. Принятый на факультет  права, Вебер изучает также  историю, экономику, философию  и теологию. Принимает участие  в жизни студенческой корпорации.

    1883 г. после трех семестров учебы  в университете в течение года  находился  на военной службе  в Страсбурге, сначала в качестве  простого солдата, а затем офицера  имперской армии, чем всегда  будет очень гордится.

    1884 г. возобновление учебы в Берлинском и в Гёттинском университетах.

    1886 г. сдача первых университетских  экзаменов по юриспруденции.

    1887-1888 г. Принимает участие в военных  маневрах в Эльзасе и Восточной  Пруссии. Вступает в союз социологической  политики, куда входит группа представителей университетской интеллигенции самых разных убеждений, интересующихся социальными проблемами. Союз был основан в 1872 году Г. Шмоллером, главенствующую роль в нём играли "катедер – социалисты".

    1889 г. защита в Берлине диссертации  на тему "К истории торговых обществ в средние века". Изучает итальянский и испанский языки. Вступает в адвокатский корпус Берлина.

    1890 г. сдает очередные экзамены  по праву. По просьбе союза  начинает проводить опрос о  положении крестьян в Восточной  Пруссии.

    1891 г. пишет диссертацию "Римская  аграрная история и её значение  для государственного и частного  права". Собеседование во время  её защиты с профессором Моммзеном  послужило поводом для приглашения  Вебера на должность профессора  кафедры факультета права Берлинского университета.

    1892 г. завершает работу над положением  сельско-хозяйственных рабочих восточных  областей Германии.

    1893 г. женитьба на Марианне Шнитгер.

    1894 г. Макс вебер становится профессоров  политической экономии университета  Фрибурга. Работа "Тенденции к изменению положения сельско-хозяйственных рабочих Восточной Германии".

    1895 г. "Поездка в Шотландию и  ирландию. Начинает курс лекций  во Фрибурге темой "Национальное  государство и экономическая  политика".

    1896 г. Вебер принимает у ушедшего  в отставку Книса кафедру в университете Гейдельберга. Работа "Социальные причины падения античной цивилизации".

    1897 г. тяжелое нервное расстройство  заставляет Вебера прервать на  четыре года всякую работы. Он  путешествует по Италии, едет  на Корсику и в Швейцарию, чтобы обрести душевный покой.

    1899 г. по собственной воле выходит  из Пангерманской лиги.

    1902 г. возобновляет преподавательскую  деятельность в Гейдельбергском  университете, но не в состоянии  полностью восстановить былую  активность своей университетской  жизни.

    1903 г. вместе с Вебером Зомбартом  создает журнал "Архив социальной  науки и социальной политики".

    1904 г. поездка в Соединенные Штаты  Америки для участия в конгрессе  социальных наук в городе Сент-Луис, где выступает с лекцией о  капитализме и сельском обществе в Германии. Новый свет производит на него глубокое впечатление. Публикация первой части "Протестанская этика и дух капитализма" и очерка "Объективность" социально-научного и социально-политического познания.

    1905 г. русская революция привлекает  внимание Вебера, и, чтобы читать в оригинале, он изучает русский язык. Публикация второй части "Протестанская этика и дух капитализма".

    1906 г. публикация статей "К положению  буржуазной демократии в России", "Переход России к мнимому  конституционализму", "Критические исследования в области логики наук о культуре", "Протестанские секты и дух капитализма".

    1907 г. получение наследства позволяет  Веберу полностью посвятить себя  науке.

    1908 г. интерес к "Индустриальной  психологии" приводит к публикации  двух исследований на эту тему. Гейдельбергский салон Вебера посещает большинство немецких ученых того времени: Виндельбанд, Еллинек, Трёльч, Науман, Замбарт, Михельс, Тённис. Он помогает советом молодым университетским ученым, Дьёрдь Лукач, Карл Лёвенштейн. Организует немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ по социальным наукам.

    1909 г. публикация статьи "Производственные  отношения в сельском хозяйстве  античного мира". Начало работы  над "Хозяйством и обществом".

Информация о работе Социология культуры Макса Вебера