Социология коммуникации. Массовая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:53, реферат

Описание работы

Социология коммуникаций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которое она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина «социология коммуникаций» часто используется термин «социология массовых коммуникаций». Это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие массовой коммуникации. Основные положения и цели. Методика исследований…………………………………………………..5
2. Средства массовой коммуникации и современное общество…………10
3. Результаты воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное и массовое сознание………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

предмет совремменой смк.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

       Давно было сформулированно такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень  понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение». Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.

       Упрощение позволяет высказывать главную  мысль, которую требуется внушить аудитории, в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.

       Повторение  придает утверждениям вес дополнительного  убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова…

       Разделение  целостной проблемы на отдельные  фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный  принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

       Одним из условий успешной и как бы оправданной  фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается».

       Обеспечивать  фрагментацию проблем и дробить  информацию так, чтобы человек никогда  не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.

       Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

       Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).

       Массовая  коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

       Среди социальных процессов одно из ведущих  мест занимает коммуникация (от лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как  необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в  ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Функционирование  СМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения. Сейчас Интернет является самым популярным средством передачи информации и в ближайшем будущем эта популярность не спадет, а вырастет. Но новые технологии не будут автоматически заменять старые. Ничто из сказанного выше не лишает газеты и телевидение будущего. Обе эти сферы вещания, скорее всего, приспособятся к новым экономическим условиям. Однако им предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны новой глобальной системы, и чтобы выжить в этой борьбе, всем традиционным средствам массовой информации придется значительно перестроиться.

       Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к  положительному результату, то можно говорить об их эффективности. Следует отметить, что данное влияние отнюдь не всегда носит положительный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Александров, В.Г. Интернет сегодня [Текст]: В.Г. Александров - М.,2003.
  2. Генон Р. Кризис современного мира [Текст]: – Р. Генон- М., 1992.
  3. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания [Текст]: Д.В. Гурьев- М., 1997.
  4. Коренной А. А. Информация и коммуникация [Текст]: А.А. Коренной -Киев, 1986.
  5. Петрович А. Поговорим о информации [Текст]: А.Петрович- М, 2003.
  6. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века[Текст]: Г.Г. Почепцов- М , 2002
  7. Социология. Основы общей теории, под редакцией Г. В. Осипова[Текст]: «НОРМА»-М., 2003
  8. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации [Текст]: Л.Н. Федотова-Спб, 2004.
  9. Фролов, С.С. Социология [Текст]: учебник С.С. Фролов-М.2000.

Информация о работе Социология коммуникации. Массовая коммуникация