Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:30, контрольная работа
Мысль об анализе роли личности в процессе групповой динамики вряд ли нуждается в особом пояснении, так как именно отдельные, по-своему уникальные личности и образуют малую группу. Конечно, по прошествии какого-то временного периода и под влиянием определенных условий жизнедеятельности (например, экстремальных) в группе могут возникнуть элементы единообразия, взаимоидентификации, развиться специфический групповой язык и т. д. Тем не менее присутствие неповторимого личностного начала будет постоянно напоминать о себе, играя свою роль в структурных, композиционных и динамических характеристиках группового процесса.
Введение…………………………………………………….3
Социология малых групп. Малая группа……………...4
Виды и функции малых групп………………………….5
Групповая динамика…………………………………….6
Понятие и основные признаки коллектива…………....7
Виды коллективов……………………………………….9
Функции коллектива……………………………………13
Заключение…………………………………………………14
Список использованной литературы……………………...15
Уральский социально-экономический институт
Академии труда и социальных отношений
Контрольная работа
По курсу: Социология
На тему: Социология
коллектива и малых групп.
Челябинск
2009
Оглавление
Введение…………………………………………………….3
Заключение…………………………………………………
Список использованной
литературы……………………...15
Введение
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности и роли личности в группе, - один из актуальных вопросов на сегодняшний день.
Мысль об анализе роли личности в процессе групповой динамики вряд ли нуждается в особом пояснении, так как именно отдельные, по-своему уникальные личности и образуют малую группу. Конечно, по прошествии какого-то временного периода и под влиянием определенных условий жизнедеятельности (например, экстремальных) в группе могут возникнуть элементы единообразия, взаимоидентификации, развиться специфический групповой язык и т. д. Тем не менее присутствие неповторимого личностного начала будет постоянно напоминать о себе, играя свою роль в структурных, композиционных и динамических характеристиках группового процесса.
Исследований, посвященных изучению активности личности в группе и ее влиянию на групповую жизнь, насчитывается немалое количество. Кроме того, эти исследования весьма разнообразны, разноречивы по полученным результатам, зачастую слабо между собой связаны, и поэтому их довольно трудно строго классифицировать, что позволило бы ограничиться отдельными, наиболее демонстративными примерами.
В
данной работе мы рассмотрим взаимоотношения
личности и коллектива.
Социология
малых групп. Малая
группа.
Социология
малых групп — область социологии,
изучающая малые социальные группы и контактные
коллективы. Предметом ее исследования
являются: формирование, функционирование
и развитие малых групп на разных исторических
этапах общественного развития; их роль
в социализации личности; вопросы повышения
эффективности групповой (коллективной)
деятельности.
У социологии малых групп появился синоним
— «микросоциология», на которую приходилась
основная доля эмпирических исследований.
За полувековую историю исследований
малых групп сложились три главных направления
микросоциологии: социометрия, групповая
динамика и бихевиористское направление.
В отечественной социологии изучение
малых групп преследует двоякую цель:
получение теоретических знаний о сущности
малых групп как специфического социального
явления и выработка практических рекомендаций
по управлению групповыми процессами.
Малая группа — малочисленная по составу
социальная группа, члены которой объединены
общей деятельностью и находятся в непосредственном
устойчивом личном общении друг с другом,
что служит основой для возникновения
как эмоциональных отношений, так и особых
групповых ценностей и норм поведения.
Родовым признаком малой группы является
принадлежность к социальным группам,
видовым — непосредственный устойчивый
личный контакт (общение, взаимодействие).
Примерами малой группы являются семья,
производственная бригада, школьный класс,
научный, воинский и другие первичные
коллективы, коллективы космических, арктических
и антарктических станций, спортивная
команда, религиозная секта, группа друзей,
подростки-сверстники и др. Минимальный
размер малой группы — два человека, максимальный
— несколько десятков человек. По данным
социально-психологических исследований,
наиболее эффективной является малая
группа из 5—7 чел. Виды малой группы: формальная,
неформальная, первичная.
Кроме того, малая группа — это непосредственное
социальное окружение индивида. В этом
смысле она выполняет функции связующего
звена в системе «личность — общество».
Человек осознает свою принадлежность
к обществу и свои общественные интересы
через принадлежность к определенным
социальным группам и организациям, посредством
которых он участвует в жизни всего общества.
Малая группа играет важную роль в воспитании
и становлении личности, ее социализации,
являясь проводником тех идей, установок,
ценностей и норм поведения, которые существуют
в данном обществе как целостной системе.
Малые группы являются относительно самостоятельными
субъектами общественных отношений. С
одной стороны, они отражают в себе те
общественные отношения, в которые они
органически включены, и преломляют их
в своеобразные внутригрупповые отношения,
с другой — на основе личных контактов
между членами группы возникает сеть эмоциональных,
психологических отношений.
Виды и функции малых групп
По роду деятельности промышленные, учебные, любительские. По способу возникновения малые группы бывают:
По степени развития межличностных отношений – от дифференциальных групп до коллектива.
По значимости индивида делятся на группы членства (все люди в группе) и референтные группы (значимый для индивида круг общения).
Функции групп. Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные
функции групп связаны с
Экспрессивная
и поддерживающая функции связаны с
эмоциональными потребностями индивида.
Групповая динамика
Групповая динамика включает следующие процессы:
Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.
Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.
Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.
Противоположная сторона конформизма - негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.
Управление - набор действий, включающих: целеполагание (в т.ч. принятие решений), координацию совместных действий и контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.
Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).
Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.
Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.
Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.
Малая
группа - динамическая система, об этом
свидетельствуют процессы групповой динамики.
Это открытая система, т.е. она осуществляет
обмен с внешней средой веществом, энергией,
информацией.
Понятие
и основные признаки
коллектива
Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это не означает, что они постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу, главное здесь — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции — подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.
Группа
может выступать в качестве управляющей,
управляемой или
Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.
Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.
Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности. В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.
Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.
Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.
Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.
В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе влиять на нее, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя.