Социология Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии. Маркс, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского культа

Содержание

Содержание.
Введение.
1.Страницы биографии.
2.Три кита «социологии марксизма».
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

социология К.Маркса.docx

— 37.30 Кб (Скачать)

В этом отрывке можно найти  все важнейшие положения марксистского  понимания структуры общества, экономической  интерпретации его развития:

1. Люди вступают в определенные, необходимые, но не зависящие от их воли отношения, основными из которых (для понимания структуры и развития общества) являются производственные отношения, т.е. те, в которые люди вступают в процессе производства.

2. Во всяком обществе можно различить базис и надстройку. Экономический базис общества - сфера общественного производства материальных благ, обеспечивающая индивидуальное и общественное существование человека. Само производство определяется как процесс присвоения природы посредством целесообразной деятельности людей в рамках социальной общности. Факторами (элементами) производства являются: а) труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание определенных материальных благ; б) предметы труда - те предметы, на которые человек воздействует своим трудом, материалы, которые даны самой природой или уже подверглись обработке; в) средства труда - то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Средства труда и предметы, составляют вместе средства производства. Однако до тех пор, пока человек не соединит своим трудом средства производства, они являются мертвыми вещами «Поэтому решающим фактором любого производства является человек»

Средства труда, предметы труда и человек (способный к  труду, со своим трудовым опытом и  навыками) составляют производственные силы, которые вместе с производственными  отношениями и составляет базис  общества.

Социальную надстройку образуют остальные общественные явления, которые  возникают непосредственно в  сфере производства материальных благ. К таким явлениям относятся юридические  и политические институты и формы общественного сознания людей (религия, философия, мораль, наука, искусство и т.д.).

Согласно материалистическому  пониманию общества экономический  базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. В свою очередь  и надстройка оказывает влияние  на базис. Ф. Энгельс указывал, что  влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге.

3. В каждом исторически данном обществе люди занимают различные места в процессе производства и имеют разные отношения к средствам производства - именно эти факторы и определяют принадлежность людей к тому или иному классу. В.И. Ленин, который внес наибольший вклад в разработку данной проблемы, дает следующее определение классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той цели общественного богатства, которой они располагают».

Наблюдая за исторической реальностью, Маркс отмечал множество  общественных групп, каждая со своим  местом в общественной структуре, со своими интересами, но все они, в  конечном счете, образуют два основных класса, отношение между которыми и определяют каждое общество. Эти  два класса обладают двойственными  характеристиками: 1) антагонизмом между  классами, более выгодное положение  в структуре общественного производства между угнетающим и угнетаемым классом  и 2) все социальные группы, занимающие промежуточное положение между  двумя группами, отстаивающими абсолютно  противоположные друг другу интересы, рано или поздно примкнут к одной  из них, т.е. наблюдается стремление всех социальных групп к поляризации  на два блока.

4. Согласно марксистскому пониманию развития общества, класс, который на данном историческом этапе занимает наиболее выгодное положение в системе общественного производства, т.е. угнетающий класс, вынужден каким-либо способом поддерживать свое господствующее, эксплуататорское положение. Таким способом, согласно Марксу, является политическая власть. Таким образом, государство - организованное насилие одного класса для подавления другого.

5. Один из важнейших постулатов марксизма заключается в том, что классовая борьба является основной движущей силой исторического развития общества. Закон исторического развития общества выражает необходимость изменения социальной структуры, смены господствующего класса, что влечет за собой смену производственных отношений. К. Маркс сформулировал это следующим образом: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы». Другими словами, общий закон движения общества гласит, что развитие общества есть результат развития производства как основного социального процесса. В свою очередь развитие производства обусловлено развитием материальных производительных сил, которое приводит к изменению производственных отношений, а изменение последних ведет к изменению всех остальных общественных отношений (надстройки).

6. Марксистское понимание движущих сил развития человеческого общества нельзя отделить от его понимания общественно-экономической формации. Эта категория марксистского учения об обществе представляет собой развитие основной концепции понимания общества, согласно которой базис определяет надстройку. Причем таким образом, что каждой ступени развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения, которые не только определяют остальные общественные отношения, но и образуют с ними единое целое. Таким образом, общественно-экономические формации являются сравнительно долговечными целостностями общественных отношений, складывающихся вокруг основного производственного отношения, которое определяется наличным уровнем развития производительных сил и выражается в собственности на средства производства.

На основе присущих им способов производства выделяются пять общественно-экономических  формаций:

  • Первобытное общество  - Характеризуется присвоением природных благ - Эксплуататорские общества; 
  • Рабовладельческое общество - Характеризуется рабством;
  • Феодальное общество - Характеризуется крепостничеством;
  • Капиталистическое общество - Характеризуется системой наемного труда ; 
  • Коммунистическое общество  - Свободная ассоциация трудящихся - Не эксплуататорское общество 

7. Согласно марксизму, развитие общества (отдельных конкретных обществ), т.е. смена формаций, осуществляется через социальные революции. Теория социальных революций гласит, что революции есть не политические случайности, а выражение исторической неизбежности. Отношение между производительными силами и производственными отношениями как движущая сила развития человеческого общества определяет развитие этого общества в целом - как в революционной, так и в эволюционной фазах.

Революционные фазы - те, когда общество меняется существенным образом вследствие изменения основного производственного отношения, выраженного в собственности на средства производства, т.е. происходит смена формаций.

Эволюционные  фазы - те, в ходе которых изменения происходят в рамках некой общественно-экономической формации.

К. Маркс создал свою теорию общества на основе изучения капитализма. Социологическая и историческая интерпретация капиталистического строя, обреченного в силу его  противоречий идти к революции и  замене его неантагонистическим  строем - основной пункт марксистского  учения.

Согласно марксизму, капитализм - последнее эксплуататорское общество, на смену которому, благодаря революции, придет коммунизм - бесклассовое общество. Капитализм характеризуется двумя  видами противоречий: между постоянно  развивающимися производительными  силами и медленно меняющимися производственными  отношениями и между ростом богатства  меньшинства и растущей нищетой  большинства. Капиталистическое общество, вовлеченное в жесточайшую конкуренцию, не может ни приумножать средства производства, ни увеличивать тем  самым численность пролетариата и его нищету. Ведь согласно теории прибавочной стоимости К. Маркса основным источником прибыли является человеческий труд - товар, который, будучи оплачиваемый по стоимости, все-таки производит стоимость превышающую свою. Таким  образом, весь капиталистический строй  основывается на эксплуатации человеческого  труда: чем сильнее эксплуатация, тем больше прибыли и тем хуже положение пролетариата, что и  ведет к революции.

В связи с исследованиями теории прибавочной стоимости, условиями  труда при капитализме К. Маркс  вводит понятия отчуждения и целостного человека. Целостный человек - человек, не искалеченный разделением труда, который реализует себя как личность посредством своей трудовой деятельности. При капитализме человек отчужден. Он трудится не ради самореализации, а  из-за необходимости добывания средств  к существованию (наемные работники), либо ради наживы (предприниматели). Только лишь в ассоциации свободных трудящихся, при коммунизме, человек сможет по настоящему стать собой.

Но что же такое коммунизм - общество будущего - по К. Марксу? Сам  он пишет вот что: «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда  публичная власть потеряет свой политический характер… Если пролетариат в  борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем  революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего  класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными  отношениями он упраздняет условия  существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем  самым и свое собственное господство как класса». Прежде чем исчезнуть, политическая власть, государство достигнет  своего апогея - диктатуры пролетариата.

Диктатура пролетариата есть крайнее усиление пролетариата накануне критического момента его ослабления. Именно посредством диктатуры пролетариата будут отменены старые производственные отношения и, тем самым, основан  коммунизм.

Идеи К. Маркса оказали  огромное влияние на умы XX в., его  учение получило поддержку многих мыслителей, социологов, экономистов, изменило судьбы целых народов, многие страны в течение  долгих лет жили, руководствуясь идеями Маркса и его сподвижников. Последователи  Маркса видели свою основную задачу в  более полной разработке и изложении  основных принципов исторического  материализма. Среди них наиболее видными были: К. Каутский (1854-1938), Г.В. Плеханов (1856-1917), Ф. Меринг (1846-1919). Наибольший вклад в развитие марксизма внес В.И. Ленин (1870-1924).

 

 

Заключение.

В творчестве Маркса научные  и политико-практические аспекты  переплелись теснейшим образом. Хотя сам он считал себя ученым и  был им в действительности, наука  в его глазах была, прежде всего, не целью, а средством революционного преобразования общества. Поэтому при  рассмотрении его социологии необходимо постоянно различать научные  и вненаучные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень  велико. В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный  характер, что породило множество  разнообразных и взаимоисключающих  его интерпретаций. Вместе с тем, несмотря на эти черты его творчества, а отчасти благодаря им, оно  оказало стимулирующее воздействие  на самые разные стороны социологического знания. Хотя Маркс не использовал  термин «социология», он разрабатывал синтетическую науку об обществе, которая в действительности соответствует  признакам социологии как науки.

В онтологическом аспекте  Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и  отношений между индивидами, как  фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют  социальные системы и формируются  ими. Общество, по Марксу, не просто «включено» в природу; оно находится с  ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает  его с природой и вместе с тем  противопоставляет его ей. Хотя главные  постулаты материалистического  понимания истории недоказуемы  и неопровержимы и носят метафорический характер, в нем содержалась очень  важная для социологии установка  на изучение глубинных социальных структур, скрытых за теми представлениями, которые  общества и группы создают о себе. Маркс подходил к изучению общества как к системе; системное ведение  общества было воплощено у него, в частности, в понятии «общественная  формация». В его теории присутствовала тенденция к экономическому редукционизму, но вместе с тем он рассматривал экономику как подсистему социальной системы и исследовал взаимодействие этой подсистемы с другими.

Маркс не проводил четкого  различия между обществом и человечеством, рассматривая последнее как просто расширенное до предела общество. Все общества в его представлении  в принципе развиваются по одним  и тем же законам. Он верил в  социальный прогресс. Но он исходил  из многолинейного характера социальной эволюции, так как улавливал специфику отдельных обществ. Он внес важный вклад в исследование социального изменения, социальной и политической революции. Вместе с тем он недооценивал позитивное значение социальной преемственности и склонен был смешивать социальную революцию с политической. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

На него как на одного из своих предшественников ссылаются  две противоположные традиции социологической  методологии: «позитивистской» и «объясняющей», с одной стороны, «антипозитивистской» и «понимающей» - с другой. Ряд  отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах  Маркса можно найти применение разнообразных  социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального  и др. Научная этика Маркса носила двойственный характер. Вообще профессиональная этика социолога предполагает, что  он как ученый всегда готов поставить  под вопрос существующие социальные институты. В этом отношении профессиональная этика Маркса, безусловно, была социологической. Эта этика бескомпромиссного  поиска истины, основанная на признании  преходящего характера существующих институтов, бесконечно возвышала его  над теми учеными-консерваторами, которые  просто из-за страха потерять должность  доказывали, что, выражаясь гегелевскими словами, «все действительное разумно». Поиск социологической истины неотделим  от социальной критики, и этот элемент  в марксистской социологии, несомненно, присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало  в серьезный изъян. Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать  все и вся приводили к тому, что из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался  в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем  объяснить его. Он был нетерпим к  своим научным оппонентам. Поэтому  этика политического революционера  в нем часто одерживала верх над  этикой ученого.

Информация о работе Социология Карла Маркса