Социология Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии. Маркс, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского культа

Содержание

Содержание.
Введение.
1.Страницы биографии.
2.Три кита «социологии марксизма».
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

социология К.Маркса.docx

— 37.30 Кб (Скачать)

«Социология Карла Маркса».

 

 

 

 

Содержание.

Введение.

1.Страницы биографии.

2.Три кита «социологии  марксизма».

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора  столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых  разнообразных социальных движений в различных районах земного  шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность  государственной религии. Маркс, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского  культа. Его собственная фигура, в связи с этим, превратилась в  объект сакрализации (освящения) либо с положительным, либо с отрицательным  знаком. Маркса воспринимали и воспринимают то, как мессию то, как посланца дьявола.

Очевидно, что в этих обстоятельствах  рассматривать Маркса как ученого  чрезвычайно трудно, тем более  что сам он не разделял в своей  деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад  в эту науку необходимо. Но для  того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого  от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в данной контрольной работе я хочу не только рассмотреть основные аспекты социологии Маркса, ее методологию  и идейные истоки, но и подробно осветить личность этого разностороннего  человека, особенности его мышления и мировидения.

 

1.  Страницы  биографии.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был  вторым из девяти детей адвоката Генриха  Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

В 1830-1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в 1841г. получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных проблем - "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие." или - "Оружие критики не может заменить, конечно, критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д., т.е. еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1-го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".

Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного  направления, что и привлекло  пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в  Европе стало для него излишне  опасным и К. Маркс на всю остальную  свою жизнь с 1850 по 1883 находит убежище  в Лондоне.

В лондонский период жизни  К. Маркс пишет в числе многих произведений и "Капитал", который  рассматривал как труд всей своей  жизни. Что касается финансовой стороны  его жизни в этот период, то она  складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты "Нью-Йорк дейли трибюн", но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852-1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу "К критике политической экономии", и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.

Социология  марксизма - это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в середине второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

 

Следует, прежде всего, отметить два принципиальных соображения.

Первое. Их идеи рассматриваются в контексте соцкультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество пост марксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др.

 

2. Три кита "Социологии  марксизма".

Марксизм - одно из крупнейших направлений социологии XX века, и многие из социологов, экономистов и просто тех, кто считали себя приверженцами учения, внесли в него свой вклад. Несмотря на огромный практический материал, думаю, будет логичнее рассмотреть основные положения учения, сформулированные самим его основателем - Карлом Марксом.

Для того чтобы лучше понять сущность марксизма, необходимо проследить историю его возникновения, Энгельс - друг и соратник многих работ Маркса - перечисляет три традиции, повлиявшие на учение: немецкая философия, английская политэкономия и французская  историческая наука. Во-первых, Маркс  следовал линии классической немецкой философии, разделяя одну из главных  идей Гегеля: последовательность развития этапов философии и человеческий путь, и последовательность обществ. Во-вторых, изучая английскую политэкономию, Маркс пользовался терминами, характерными для нее, разделяя некоторые идеи своего времени, например, теорию трудовой стоимости. В-третьих, у французских  историков и социалистов он позаимствовал  понятие классовой борьбы, которое  широко использовал в по истории, в конце XVIII - начале XX в.

Разумеется, восприняв теории своих предшественников, К. Маркс  и Ф. Энгельс качественно переработали их, создав абсолютно новое учение. По сути, марксизм является неким сплавом  философских, социологических, экономических  и других теорий, тесно взаимосвязанных  друг с другом, и представляющих собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса. Если говорить более конкретно, то учение Маркса - это, в первую очередь, анализ современного ему капиталистического общества, т.е. его механизма, структуры, неизбежности изменения. Вместе с тем анализ становления капитализма, несомненно, был для Маркса анализом исторического развития человека и общества.

Метод, присущий социологии марксизма - диалектико-материалистический. Он основывается на таком понимании  мира, согласно которому явления природы, общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленными борьбой внутренних противоположностей и находятся  во всеобщей взаимной связи. С точки  зрения К. Маркса идея - не творец, создатель, а отражение материальной действительности. И потому в исследовании и познании действительности следует исходить не из идеи, а из самой действительности. Говоря конкретнее, анализируя структуру  общества, необходимо отталкиваться  от исторического движения, а не от способа мышления, характерного для данного социума. Принцип  детерминизма - один из основных в социологии марксизма.

Наличие причинно-следственной связи в общественных процессах  и явлениях. До Маркса социологи  затруднялись выделить в сложной  сети общественных явлений и отношений  те основные, которые определяют, обуславливают (детерминируют) все остальные и  не умели найти объективного критерия для такого выделения. Согласно марксистскому  учению такими отношениями являются экономические (производственные), то есть, такие, которые возникают в  процессе общественного производства. С точки зрения Маркса смена этапов общественного производства и является развитием общества.

Таким образом, принцип детерминированности  общественной жизни, принцип объективного характера социальной действительности и принцип первичной роли экономики  являются основными принципами историко-материалистического  истолкования сущности человека и общества в рамкам исторического учения. Сам  термин «исторический материализм» указывает на две основные характеристики данного истолкования. Назвав своё понимание сущности человека и общества историческим, К.Маркс и Ф.Энгельс  показали его отличие от современных  им метафизических и статических  взглядов на общество и его историю; назвав его материалистическим, они подчеркнули его отличие от идеалистической точки зрения на общество.

Согласно Марксизму, общественная жизнь людей детерминируется  не только предшествующим историческим развитием, но и определёнными общественно-историческими  законами. Эти законы действуют независимо от сознания и воли людей. Люди могут  открыть эти законы и приспособиться к ним, но не изменить их. Тем самым  опровергается идеалистическое  представление о том, что историческое развитие общества обуславливается  волеизъявлением людей, т.е. определение  бытия сознанием. По Марксу, бытие  определяет сознание.

К. Маркс и Ф. Энгельс  также внесли свой вклад в определение  предмета общей социологии. Согласно их концепции, эта наука должна давать анализ действительной жизни людей, того, чем они на самом деле являются, а не того, какими они себя представляют. Классики марксизма ратовали за такую  предметную определённость общей науки  об обществе, когда её предметом  являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связаны  с «родовой сущностью» человека. В  этой связи большое значение для  правильного определения предмета общей науки об обществе, когда  ее предметом являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связанны с «родовой сущностью» человека. В этой связи  большое значение для правильного  определения предмета общей науки  об обществе имеют данные К. Марксом  определения. 1) сущность человека, 2) труда, 3) природы, и 4) общества.

1. Рассматривая человека с позиции материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс стремились определить, в чем состоит отличие человека от животного, установить, в чем заключается сущность человека как родового существа. Маркс указывал, что человек есть не только природное, но в то же время и общественное существо, реализующее своим деятельным отношением к миру условия своего материального и социального существования. Он писал: «Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного - родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу». По Марксу сущность человека составляет его производственная трудовая деятельность, а производственная жизнь человека есть, его родовая жизнь он подчеркивает: «Сами они (люди) начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни».

2. К. Маркс рассматривает труд, как сознательную деятельность человека по обмену веществ с природой. Он пишет: "Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственности жизни, он (человек) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу". Согласно марксизму, труд создал не только человека, но и общество: оно возникло как результат взаимной связи людей в процессе труда и, прежде всего в материальном производстве.

3. В домарксистской социологии все представления о природе, об отношении природы и общества относились в основном к одной из двух социологических теорий: а.) идеалистической (природа и общество, вследствие своего качественного отличия, не имеют никакой связи и абсолютно независимы друг от друга). И б.) вульгарно - материалистической (общественные явления и процессы подчиняются законам, господствующим в природе). Марксистское понимание отношения природы и общества представляет собой критику обоих теорий. Марксизм предполагает качественное своеобразие человеческого общества и природных сообществ, между которыми, тем не менее, существует связь. Нельзя только на основе биологических законов объяснить структуру и процесс развития законов человеческого общества, также как и сводить процесс исключительно к социальным факторам, полностью пренебрегая естественно - биологическими.

4. К. Маркс, говоря о целесообразной трудовой деятельности, отличающей человека от животного. И, исходя из процесса обмена веществ между человеком и природой, дает определение общества как совокупности отношения людей к природе и друг к другу. По Марксу, общество - система отношений между людьми, в основе которой лежат экономические отношения, в которые люди вступают с необходимостью и независимо от своей воли.

Для понимания взглядов К. Маркса на структуру общества, большое  значение имеет то место из предисловия  к работе и критике политической экономии, где он пишет: «В общественном производстве, во время своей жизни  люди вступают в определенные необходимые, но от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни…»

Информация о работе Социология Карла Маркса