Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Социология – относительно молодая наука. Впервые термин «социология» был использован в качестве названия новой науки об обществе Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии», первый том которой вышел в 1830г. Социология должна была интегрировать все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную, т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов, основу.

Содержание

Возникновение и становление социологии как науки.
Понятие социального. Объект и предмет социологии.
Функции социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.
Понятие общества.

Работа содержит 1 файл

социология КОНСПЕКТ лекций.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Классическую  теорию социального действия создал в конце Х1Х века немецкий социолог Макс Вебер. Он считал, что социальным является только рациональное действие, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям.

 

Вебер выделил 4 типа социального действия:

    1. Целерациональное – поведение, которое предполагает свободный и осознанный выбор цели и ориентировано на поведение других людей, которое используется как средство для построения своих собственных действий.
    2. Ценностно-рациональное – поведение, которое базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы.
    3. Традиционное – поведение, в основе которого лежит ориентация на запреты, нормы, правила, обычаи, традиции.
    4. Аффективное – поведение, основанное на сильном эмоциональном порыве.

3. Социальные  взаимодействия.

Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия.

Формы социального взаимодействия:

- непосредственное;

- опосредованное, т.е. с использованием посредников, которыми могут выступать предметы, символы, ценности.

Виды социального взаимодействия:

- устойчивое  и неустойчивое;

- частное и  публичное;

- формальное  и неформальное.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

    1. Понятие социального конфликта.
    2. Типология социальных конфликтов.
    3. Развитие социального конфликта.
    1. Понятие социального конфликта

Социальный конфликт – особый вид социального взаимодействия, участники которого имеют несовместимые или взаимоисключающие ценности.

Социальный конфликт – это силовое динамическое взаимодействие, осуществляемое индивидами или социальными группами на основе действительного или мнимого несовпадения ценностей и интересов, либо нехватки ресурсов.

Симптомами социального конфликта являются: проявление недовольства, возникновение социальной напряженности, поляризация и мобилизация противодействующих сторон, готовность действовать определенным (обычно радикальным) способом.

Основные характеристики конфликта

  • насильственность
  • интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано со значимостью исхода конфликта для участников)

Факторы, определяющие конфликт связаны с состоянием социальных систем, в которых он разворачивается (например, стабильность семьи и т.д.)

  • Условия организации конфликтных групп. Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп.
  • Условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен.
  • Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт, чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт.
  • Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти в социальных системах.
  • Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта.
    1. Типология социальных конфликтов

1. По характеру  противоречий: антагонистические и  неантагонистические;

2. По сферам  проявления: экономический, политический, культурный и т.д.;

3. По времени  действия: скоротечные и затяжные;

4. По формам  проявления: явные и скрытые;

5. По своим  последствиям: позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные);

6. В зависимости  от субъектов конфликта:

    • международные
    • межнациональные
    • социальные
    • межгрупповые
    • межличностные
    • внутриличностные

7. По содержанию:

    • действительные
    • случайные
    • заместительные
    • конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения
    • скрытые
    • фальшивые

В особую разновидность  конфликтов входят:

- конфликты,  связанные с процессом модернизации;

- индуцированные  конфликты, т.е. возникающие под  влиянием примера извне, на  основе полученной через СМИ информации.

    1. Развитие социального конфликта

1. Латентная фаза: скрытое зарождение конфликта, выражение недовольства;

2. Фаза формирования конфликта: исследование собственного ресурсного потенциала, первая проба сил;

3. Фаза расцвета конфликта: происходят активные действия;

4. Фаза угасания конфликта: исчерпаны ресурсы, начинаются переговоры;

5. Завершение конфликта: зависит от действий обеих сторон, их желаний и возможностей. Как правило, протекает в три этапа:

    • прекращение противоборства
    • предъявление взаимных претензий
    • реализация договорных действий по завершению конфликта

Модели завершения конфликта:

  • Выигрыш – проигрыш
  • Проигрыш – проигрыш
  • Выигрыш – выигрыш

На завершение конфликта влияет:

  • готовность обеих сторон принять некоторое соглашение;
  • четкость формулировок, ограниченность целей

Стратегии отношения к конфликтам

  • Уход (попытки отклониться от конфликта)
  • Отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт)
  • Подавление (ликвидация оппонента)
  • Регулирование - подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом. Формами регулирования выступают различные варианты переговоров.

 

СОЦИОЛОГИЯ  ЛИЧНОСТИ.

 

      1. Научные дисциплины, изучающие личность.  Особенности изучения личности в социологии.
      2. Теории личности.
      3. Структура личности.
      4. Социализация личности.

 

    1. Научные дисциплины, изучающие личность. Особенности изучения личности в социологии.

 

Чаще всего выделяют:

- организм – человек как носитель психофизической активности;

- индивид – человек как субъект «внешней» адаптивной активности, т.е. поведения;

- индивидуальность – человек как субъект «внутренней» психической активности;

- личность – человек как субъект сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности.

 

      • Философия больше оперирует понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную природу.

В отличие от философии  социология изучает прежде всего  социальные качества человека, которые  формируются у людей в процессе общежития, как непосредственный продукт сосуществования с другими.

 

В психологии личность – это целостность психических свойств, процессов отношений, отличающих данного субъекта от другого. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга.

В отличие от психологии для социолога личность – это  то, что делает людей похожими друг на друга, т.е. социально типическое в людях.

Итак, социология оперирует  понятием «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

 

В современной социологии личность означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Личность обычно определяется как:

    1. индивид как субъект социальных отношений

                2. определяемое включенностью в общественные отношения системное   качество  индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Личность формируется  в процессе взаимодействия людей  между собой и с окружающим миром.

 

2. Теории личности.

 

С точки зрения макросоциологии, (исследующей основные структуры общества) для которой важнее целое, а не части, интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества.

В противоположность макросоциологическому взгляду «сверху вниз», микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия.

Статусно-ролевая  концепция личности определяет личность как совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии. Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...). Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества.

3. Структура  личности.

 

З. Фрейд утверждал, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Id – источник энергии, направленный на получение удовольствия.

Ego – контролирует поведение человека, руководствуясь принципом реальности.

Super-ego – нормативная структура личности (совесть, мораль, представления о должном) регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами общества.

 

Дж.Г.Мид считал, что общество и социальный индивид (социальное Я) конструируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Происхождение Я (личности) целиком социально, а главная его характеристика – способность становиться объектом для самого себя. Структура социального Я состоит из:

 I (Я-сам) – реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. 

Me (Я-меня) – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей.

 

Социальная  структура личности  выступает в двух отношениях:

- в объективном плане как  система статусов и ролей;

- в субъективном плане как  система диспозиций и ролевых  ожиданий.

 

4. Социализация  личности.

Социализация – это освоение культуры, т.е. норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания данного сообщества.  Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Этапы социализации

  1. Первичная социализация - связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.

 

2. Вторичная социализация:

- профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками.

- включение индивида  в систему общественного разделения  труда. 

- пенсионный возраст  или утеря трудоспособности.

Проблемы социализации в пожилом возрасте.

 

      • роли пожилых людей четко не определены;
      • вместо вступления в новые общественные группы пожилые становятся все более одинокими;
      • подлинная роль стариков в современном обществе остается неясной, они не пользуются особым престижем или почетом.

Информация о работе Социология как наука