Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Социология – относительно молодая наука. Впервые термин «социология» был использован в качестве названия новой науки об обществе Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии», первый том которой вышел в 1830г. Социология должна была интегрировать все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную, т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов, основу.

Содержание

Возникновение и становление социологии как науки.
Понятие социального. Объект и предмет социологии.
Функции социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.
Понятие общества.

Работа содержит 1 файл

социология КОНСПЕКТ лекций.doc

— 219.50 Кб (Скачать)


 

СОЦИОЛОГИЯ  КАК НАУКА

 

    1. Возникновение и становление социологии как науки.
    2. Понятие социального. Объект и предмет социологии.
    3. Функции социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.
    4. Понятие общества.

 

    1. Возникновение и становление социологии как науки.

 

Социология – относительно молодая наука. Впервые термин «социология» был использован в качестве названия новой науки об обществе Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии», первый том которой вышел в 1830г. Социология должна была интегрировать все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную, т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов, основу.

Основная идея Конта  – общество можно и должно изучать  так, как изучают природу. Иными  словами, социология должна исследовать общество, во-первых, как целостную систему; во-вторых, изучать общество научно-инструментальным (позитивным) методом.

 

Предпосылки возникновения социологии:

- Идея данной науки  не случайно родилась во Франции  в середине XVIII века, которая перенесла за короткий срок 3 революции - это предпосылки для изучения структуры общества и его изменения;

- Развитие естествознания.

- Развитие капиталистических  отношений.

 

2. Понятие социального.  Объект и предмет социологии

 

Социальное есть результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и определяется их различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Это проявляется в различном отношении индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

 

Объект  социологии – современное общество.

 

Предметом социологического познания является изучение социальных явлений, процессов и отношений, проявляющихся в коллективном поведении и общественном мнении.

 

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Функции социологии.

Место социологии в системе гуманитарных наук.

 

 

1. Познавательная функция реализуется в системе познавательных средств, с помощью которых осуществляется познание социальных отношений. Это общие и специальные теории, методы сбора первичной информации, средства анализа информации и способы ее интерпретации.

 

2. Прогностическая функция реализуется в выработке на базе полученного знания о тенденциях развития общества в целом или его отдельных элементов всевозможных сценариев будущего состояния общественной системы с предложением проектов социального развития.

 

3. Практическая функция заключается в практической реализации социологических рекомендаций, которые служат основой для принятия управленческих решений. Чаще всего она связана с прикладной социологией, целью которой и является выработка конкретных практических рекомендаций.

 

4. Идеологическая функция связана с тем, что социология, будучи наукой, стремящейся к субъективно нейтральному знанию, не может не отражать социальные интересы различных слоев общества, т.к. они непосредственно входят в предмет данной науки. Поэтому социологические теории различаются не только содержательно, но и по очевидным политическим пристрастиям их авторов. Социология при своем стремлении к объективности просто не может выйти за пределы тех или иных идеологических предпочтений, и в определенной мере она становится теоретической основой политических идеалов и программ.

 

4. Понятие общества.

 

    1. Общество людей - общество рассматривается как совокупность согласованно действующих людей, разделенных на социальные группы в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания целостности данного общества.

 

    1. Общество отношений - содержание понятия «общества» как объединения людей выводится не из понятия «люди», а из того, что этих людей связывает, т.е. взаимоотношений, взаимодействий. При этом общество становится более эфемерным, поскольку оно мыслится как система отношений.

 

    1. Общество культуры - общество представляется как совокупность самовоспроизводящихся культурных систем  разделяемых большинством социальных оценок и ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА  КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 

        1. Особенности  изучения культуры в социологии.
        2. Структурные элементы культуры. Язык, ценности и нормы.
        3. Субкультуры и контркультуры.
        4. Взаимодействие культур. Этноцентризм и культурный релятивизм.

 

    1. Особенности изучения культуры в социологии.

В самом общем  понимании культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека

Для социологов понятие  «культура» имеет особый смысл: в  традициях, заложенных Э. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

 

Культура предоставляет  всему обществу, социальным группам  и индивидууму нормированные  способы организации поведения, формирования своих эмоций, оценок и чувств. Через культуру каждый человек получает возможность осознавать себя членом масштабной общности, маркировать свое окружение самобытными ценностно-символическими знаками, отображать свое индивидуальное Я.

Функции культуры:

1. Коммуникативная  - связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), а также с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

2. Регулятивная - связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.

3. Интегрирующая  - связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

    1. Структурные элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

1. Язык

Язык – система коммуникации, осуществляемая на основе звуков и  символов, имеющих условные, но жестко структурированные значения.

Особое место языка  в культуре:

      • Языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия;
      • В языке имеются определенные правила;
      • Язык создает и организует опыт людей;
      • Язык функционирует на основе значений, принятых в среде говорящих на нем людей.

2. Ценности

Ценности - это  предпочтительные для индивида или  группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Различают ценности:

  • терминальные (ценности цели)
  • инструментальные (ценности средства)

3. Нормы

Нормы - это формы  регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие  виды норм:

  • формализованные правила (кодексы, уставы, правила, т.е. все, что официально записано)
  • правила морали (связаны с представлениями людей о должном и правильном)
  • образцы поведения (мода)

 

Структурные модели культуры:

 

1. Простейшая модель  построения культуры разделяет  ее на материальную и духовную.

Под материальной культурой подразумеваются все предметы и материальные объекты культуры, каналы связей (дороги или информационные сети), созданные носителями данной культуры  в процессе жизни разных поколений, а также те природно-ландшафтные явления, которые включены в культурную практику.

Под духовной культурой понимается обширное пространство духовных ценностей – образов, представлений, оценок, символов, имеющих высокую значимость для практических областей деятельности и социальных отношений.

 

2. Элитарная и народная культура:

Элитарная культура – вид культуры, характеризующийся производством таких культурных ценностей, которые, в силу своей исключительности, рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, входящих в элитные группы.

Народная культура – собирательное понятие, которое несет этническую  или национальную смысловую нагрузку: это совокупность ценностно-нормативного и смыслового содержания, закрепленное и развиваемое в традициях.

Массовая  культура – феномен Нового времени, который объективно порождается процессами индустриализации и в наши дни развивается под воздействием перехода развитого общества к постиндустриальной, информационной культуре.  Она общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

3. Субкультуры  и контркультуры.

 

Субкультурой называется система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества. Это часть господствующей культуры, которая связана с социальными сообществами как своими носителями и которая отличается нормативным строем, ценностями, традициями, отличными от господствующей культуры в целом. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее.

Контркультурой называют разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой. Контркультура стремится к формированию норм и ценностей, противоречащих основным аспектам господствующей культуры. Контркультура концентрирует в себе установки, противостоящие господствующей культуре, выдвигающие альтернативные принципы развития, новые духовные ориентиры.

 

    1. Взаимодействие культур. Этноцентризм и культурный релятивизм.

 

Известный исследователь, социолог, социальный антрополог, историк  и этнограф  М. Мид, выделила следующие виды культурного взаимодействия:

      • ассимиляция как поглощение одной культуры другой;
      • аккомодация как вынужденное приспособление, освоение языка иной культуры;
      • культурный отбор как избирательное добровольное освоение ценностей другой культуры

 

Этноцентризм – оценивание другой культуры с позиций своей собственной, которая изначально считается лучшей, прогрессивной и т.д.

 

Культурный  релятивизм – какую-либо культуру можно понять лишь на основе анализа ее ценностей в ее собственном контексте.

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ  НОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

    1. Понятие социальной нормы. Относительность норм

 

Социальные  нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми.

Социальные нормы, стихийно упорядочивая поведение людей, регулируют разнообразные виды социальных отношений.

 

Виды  норм:

  1. Нормы – предписания. Они ограничивают выбор человека рамками обязательного поведения.
  2. Нормы – дозволения. Они представляют собой указания на варианты поведения, которые желательны для исполнения, но не обязательны.
  3. Нормы – запреты. Они указывают на действия, которые  не разрешено совершать.

 

 

Функции норм:

  1. Нормы программируют поведение человека, т.е. определяют цель и указывают условия оптимальной ее реализации;
  2. Нормы ориентируют человека в выборе что можно, что должно, а что нельзя делать;
  3. Нормы прогнозируют возможные санкции за нарушение данной конкретной нормы.

 

Относительность норм.

 

    • С исторической точки зрения общество меняется, вместе с ним меняются и социальные нормы. 
    • Поскольку социальные нормы являются продуктом деятельности социальных групп, то с изменением социальной структуры, меняются и нормы.
    • В разных ситуациях нормы имеют разное действие.

Информация о работе Социология как наука