Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:36, реферат
Расширить и углубить представление о социологии как о науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий.
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Стадии развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика.
2.2 Социальные условия и теоритические предпосылки возникновения социологии.
2.3 Классический тип научности социологии. Мнение о методе Э. Дюркгейма.
2.4 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г.Зиммеля и М.Вебера.
2.5 Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса.
2.6 «Французская социология» и ее известные представители.
3. Заключение
4. Список литературы.
«Я не испытываю склонности к пророческим выступлениям и предпочитаю действовать в тех случаях, когда могу… выйти за пределы моей компетенции… ведомый чувством, может быть иллюзорным, некоего легитимного гнева, близкого чувству долга… Выступая от своего собственного имени, я делал это в надежде, если не мобилизовать людей или хотя бы вызвать дискуссии… то разорвать видимость единодушия, на котором держится символическая сила господствующего дискурса». Начиная с 1993 года, когда П.Бурдье и группа его единомышленников опубликовали коллективную монографию «Нищета мира» Бурдье вместе со своими единомышленниками выступал на
стороне социально незащищенных групп, находящихся под угрозой: алжирских эмигрантов, безработных, молодежи «проблемных» парижских окраин, крестьян, выступающих против неолиберального репрессивного законодательства. Все «наболевшие» вопросы и проблемы Бурдье и его единомышленники издали рамках серии книг «Повод к действию». Такое вызывающее поведение не вызвало одобрение в академических кругах, ведь работа ученого, по их мнению, не должна соприкасаться с политикой непосредственно. Какие только ярлыки не «навешивали» на Бурдье! Марксист, непрофессионал и тому подобные определения….
Одно из основных, базовых понятий, введенных Бурдье, был «культкапитал». Бурдье выявил и описал, что авторитет и власть в области культуры тоже является капиталом. Так же как деньги идут к деньгам, так и авторитет и власть в культуре скапливаются в одних руках. Фактически же, средства массовой информации, производя и транслируя информацию, не распространяют знание, а стремятся к власти. Кроме того, важнейшее понятие, введенное П.Бурдье – габитус, осознать несколько сложнее. По сути, габитус - целостная система оценки, приобретенная с опытом взаимодействия с социальными структурами, носящая неосознанный характер. То есть, иными словами, это внутренняя система представлений человека об окружающем его широком социуме. Один из ведущих французских мыслителей, социолог Пьер Бурдье скончался от рака в больнице Святого Антуана 23 января 2002 года в возрасте 71 года. Бурдье в последние годы активно отстаивал идеи антиглобализма. По силе воздействия на свою эпоху Пьера Бурдье сравнивают с Жан-Полем Сартром, называя "тотальным интеллектуалом" и подчеркивая тем самым широту его непосредственных интересов.
Анри Лефевр
Анри Лефевр (1905-1991) - французский философ-эклектик. Анри Лефевр, французский философ-эклектик, родился в Ажетмо, Ланды 16 июня 1905 года. Он изучил философию в Сорбонне, получив высшее образование в 1920 году. К 1924 он работал с Полом Низаном, Норбертом Гутерманом и другими в группе философов, ищущих "философскую революцию". Это свело их с сюрреалистами, прежде, чем они вступили в ряды французской Коммунистическую партию (PCF). Лефевр присоединился к PCF в 1928 и выступал с пропагандистскими работами по диалектическому материализму ("Диалектический материализм", 1939; "Познать мысль К. Маркса", 1947). С 1930 - 1940 Лефевр был профессором философии; в 1940 он присоединился к французскому сопротивлению. С 1944 - 1949 он был директором Радиовещания Франции, радио-журналистом в Тулузе. Его критика каждодневной жизни, изданная в 1947, была среди главных интеллектуальных поводов основания международного ситуационизма. Он позже прокомментировал, что "книга - "намек" – намек на культуру и городскую действительность... Двусмысленность его высказываний позволила сделать противоречивые интерпретации как экстремистские (революция каждый день), так и реформистские (улучшите "качество жизни"). В дальнейшем Лефевр отступил от марксизма, отстаивая воззрения, несовместимые с основными принципами диалектического материализма. За ревизионизм, прикрываемый псевдомарксистской терминологией, и расхождение с генеральной линией компартии был в 1958 исключен из ФКП. В течение следующих лет он был вовлечен в редакционную группу «Аргументов», новый левый журнал, чья "главная заслуга – дает возможность французской публике ознакомиться с экспериментами в ревизионизме, выполненными в Центральной Европе в двадцатых и тридцатых годах". В 1961, Лефевр стал профессором социологии в Университете Страсбурга, а с 1965 года – профессором университета Нантбурга. Он писал на французском, английском и немецком языках. Лефевр умер в 1991. В его некрологе в Философском Радикальном журнале было написано: " самый творческий из французской марксистской интеллигенции, умер в течение ночи с 28 на 29 июня 1991, спустя две недели после его девяностого день рождения. В течение его длинной карьеры, его работа повлияла на развитие не только философии, но также и социологии, географии, политической науки и литературной критики".
Лефевр, посвятил много своих философских работ пониманию важности места в том, что он назвал воспроизводством социальных отношений производства (идея, которая является центральным аргументом в книге "Выживание капитализма", написанной как своего рода прелюдия к "Производству места"). Лефевр широко признан как марксистский мыслитель, который серьёзно расширил возможности марксистской теории, охватывая каждодневную жизнь. Обобщение промышленности, и ее отношения к городам, «Право на Город» и «Городскую Революцию» было основной темой работ Лефевра в конце 1960-ых, он был заинтересован, среди других аспектов, глубоким преобразованием "города" в "городское сообщество", которое достигало высшей точки развития ("полная урбанизация общества"). В его книге "Городской Вопрос" (переведенный на английский язык очень быстро, в отличие от всех остальных работ Лефевра), Мануэль Кастеллс раскритиковал аргументы Лефевра о современном городе с марксистской точки зрения. Лефевр утверждал, что каждое общество - и поэтому каждый способ производства - создает определенное, его собственное место. Город древнего мира не может быть понят как простое скопление людей и вещей в одном месте. Тогда, если каждое общество создает собственное место, любое "социальное существо" стремящееся быть или объявляющее себя реальным, но не создающее собственного места, было бы очень странным юридическим лицом. Основываясь на этом аргументе, Лефевр критиковал советских архитекторов, что они были не в состоянии создать социалистическое место, и говорил о том, что в социализме должна быть: «Жизнь изменения! Общество изменения!» Социалистические идеи теряют свое значение и смысл полностью, не найдя соответствующее место. Для Анри Лефевра все социальные движения создают свои собственные всеобъемлющие нестабильные пространства, в то время как архитекторы и планировщики городов, как слуги Государства, производят "репрезентации пространства", перекодирующие иерархическую динамику власти в сконструированную среду, где они приживаются и становятся внешне незаметными.
Гийом Томас Франсуа Рейналь
Гийом Томас Франсуа Рейналь — французский историк и социолог. Учился в иезуитском колледже в Пезенасе (город в современном департаменте Эро). В 1747 году по неизвестным причинам отказался от деятельности священника ради литературной работы. Поселился в Париже.
«В конце концов, народы бывают тем, чем сделало их правительство»
Рейналь Гийом Томас Франсуа
Сотрудничал с Дидро (писал статьи для «Энциклопедии»), публиковался в «Меркюр де Франс». Сочинения L’Histoire du stathouderat (Гаага, 1748), L’Histoire du parlement d’Angleterre («История английского парламента», Лондон, 1748), Anecdotes historiques («Исторические анекдоты», Амстердам, 1753) открыли для Рейналя двери салонов мадам Жофрен, Гельвеция, барона Гольбаха. Главная работа его жизни Histoire philosophique et politique des etablissements et du commerce des Europeens dans les deux Indes («Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях», Амстердам, 1770) была написана с помощью Дидро (считается, что ему принадлежит треть этого труда), Пешмейя, Гольбаха, Паульца. Книга содержала критику феодального строя, политики колониальных захватов, католической церкви и была осуждена на сожжение в 1781 году. Самому Рейналю грозило тюремное заключение.
«Человек есть ужаснейший из бичей человека»
Рейналь Гийом Томас Франсуа
Он бежал в Спа, затем в Берлин, где был холодно встречен Фридрихом II. Более сердечный приём ожидал его в Санкт-Петербурге при дворе Екатерины II. В изгнании Рейналь продолжал заботиться о новых изданиях «Истории двух Индий».
В 1787
году ему было разрешено вернуться
во Францию, но не в Париж — сначала
он жил в Тулоне, после — в
Марселе. Занимался
«Только страх и корысть делают человека злым»
Рейналь Гийом Томас Франсуа
В 1791 г. в «С.-Петербургском Меркурии», в июльской книжке был напечатан перевод отрывка из «Об открытии Америки» перевод С. Липядевского. Новая попытка перевода на русский язык относится к 1799 году, в Петербурге вышел сделанный В.И Созоновичем перевод «Введения» к «Истории обеих Индий» под названием: «Философическое и политическое повествование о состоянии Европы до открытия Америки». В 1804 г. в «С.-Петербургском журнале» помещён небольшой отрывок из Рейналя «О Госпиталях».
Заключение
История любой науки — необходимый элемент ее самоосознания. Прослеживая историческое развитие своей дисциплины, ученые глубже понимают ее современное состояние, противоречия и проблемы. Неудивительно, что по мере развития науки растет и интерес к ее истории. Это полностью относится и к социологии.
В отличие от естественных наук для социологии собственная история - не побочный вопрос, а содержательная проблема, исследуемая теми же методологическими средствами, вплоть до количественных процедур, что и другие социальные проблемы На протяжении всей истории социологии одой из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеллигенции, обеспечивающей социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и являлось нашей задачей в этой теме.
Список литературы:
1.Арон
Р. Этапы развития
2.История социологии: Учебное пособие/под ред. А.Н. Елсукова., Минск. 1997
3.Современная западная социология. Словарь. М., 1990
4.Современная
западная социология: классические
представления и поиск
5.История социологии в Западной Европе и США. – М., 1993.
6.Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. –Ростов на Дону, 1996