Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Расширить и углубить представление о социологии как о науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
2.1 Стадии развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика.
2.2 Социальные условия и теоритические предпосылки возникновения социологии.
2.3 Классический тип научности социологии. Мнение о методе Э. Дюркгейма.
2.4 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г.Зиммеля и М.Вебера.
2.5 Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса.
2.6 «Французская социология» и ее известные представители.
3. Заключение
4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

История становления и развития социологии.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

         Г. Зиммель и М. Вебер отвергли  в качестве предмета социологического  знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное». Они считали, что предметом  исследования социолога может быть только индивид. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук, Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по мнению, опирается социологическое знание: 1) Требование устранения из научного мировоззрения представления из объективности содержания наших знаний. Социальная наука должна исходить  из  признания  принципиального различия между социальной теорией и действительностью. 2) Социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

         Строго следование этим двум  правилам может создать впечатление,  что социологическая теория не  имеет объективного, общезначимого  смысла, а является плодом субъективного  произвола. Чтобы снять это  впечатление, Г. Зиммель и М.  Вебер утверждают: 3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям. 4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.

        М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценное суждение всегда личностно и субъективно. Отнесение к ценности – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так: 5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует. Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы как психологические аспекты от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов.

         Главным инструментом познания  у М. Вебера выступают «идеальные  типы». «Идеальный тип, - писал  Вебер, - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы – это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

         Вебер считает, что главная  цель социологии – сделать  максимально понятным то, что  не было таковым в самой  реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если  этот смысл самими людьми не  был создан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Основные принципы материалистического  учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса

         Своеобразный синтез классического  и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов.

         1) Одним из важнейших принципов  исторического материализма является  признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.

         2) Признание закономерности в  материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе.

         3) Третьим важным принципом материалистического  учения об обществе является  утверждение о его поступательном, прогрессивном развитии. Принцип  прогресса реализуется в марксизме  через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующие этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

         К. Маркс и Ф. Энгельс представляли  развитие общества как поступательный  процесс. Поскольку в марксизме  идет речь о неизбежности движения  общества по этим ступеням  развития к высшей формации, критика  марксизма указывают на наличие  в нем религиозно-философской концепции, провиденциализма – то есть учения о предопределенности в развитии человека. Указывается также на трудности стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с происходящим в настоящее время отказом народов от «строительства коммунизма».

         4) Применение к анализу общества  общенаучного критерия закономерности  и причиной обусловленности в  развитии увязывается в марксизме  с признанием своеобразия развития  общественных процессов. Эта увязка  нашла свое яркое выражение  в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы.

         5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология  находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым поднимались исключительно интересы пролетариата.

«Французская социология» и  ее известные представители.

Эмиль Дюркгейм

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) — французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии.

Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в  семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться  на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882.

«Вся жизнь чувства состоит  только из суеверия»

Эмиль Дюркгейм

В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.

В 1893 защитил докторскую диссертацию  О разделении общественного труда  и в 1896 возглавил кафедру «социальной  науки». Это была первая кафедра  и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).

В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического  ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя.

«Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, - это сила группы»

Эмиль Дюркгейм

В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил  кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая  хорошими ораторскими способностями, Э. Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Дюркгейм  разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.

Элементами  этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над  ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).

«Масса явлений, оставшихся без сознания, становятся объектами представлений»

Эмиль Дюркгейм

Центральная проблема в творчестве Дюркгейма  — это проблема социальной солидарности. Еще в своей докторской диссертации  он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип — механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.

Этот  тип солидарности наблюдается в архаических обществах. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим.

В Самоубийстве Дюркгейм проследил взаимосвязь  между социальными фактами и  различиями в показателях самоубийств  между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Эта его работа, в отличие от всех остальных, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.

«Нигде не испытываешь такой  потребности видеть соотечественников, как в чужой стране »

Эмиль Дюркгейм

В этой книге Дюркгейм предложил термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это  негативное отношение индивидов  к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности. Такого рода моральный вакуум возникает, например, в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались. Не случайно среди современных российских социологов эти идеи пользуются большой популярностью.

В своей  заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как  крайнюю форму нематериального  социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет  социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.

Хотя  при жизни Дюркгейм уступал в  популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его  научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Пьер Бурдье

Пьер Бурдье (1930-2002), французский социолог и философ. Пьер Бурдье родился в 1930 году в Беарне, деревне на границе с Испанией, в семье мелкого почтового чиновника. Учился он на философском факультете, его преподавателями были Л. Альтюссер, Г. Башляр и М. Фуко. После окончания высшей педагогической школы в 1955 году преподавал философию в лицее города Мулен, а в 1958 году уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую деятельность и начал работать как исследователь-социолог. По возвращении во Францию, продолжил преподавательскую деятельность в университете Лилля, затем в Париже, где в 1964 году стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе. В 1975 возглавил Центр Европейской социологии. А в 1981 начал работать на кафедре социологии в Колледже де Франс, одном из самых престижных учебных заведений Франции. В 1993 году он, первый (и на данный момент единственный) социолог, получивший золотую медаль Национального центра научных исследований, высшую во Франции награду для учёного.

Пьер  Бурдье – один из выдающихся французских  социологов, широко известный как  на родине, так и за границей. В  социологии возможны два подхода к исследованию социума – исследовать человеческие массы, общественное мнение по государственному заказу или же работать с индивидуальным опытом взаимодействия в широком социуме каждого человека, и создавать рекомендации для воздействия, маневрирования  личности в обществе. Пьер Бурдье работал в русле второго подхода. К тому же, надо заметить, политическая вовлеченность П. Бурдье определяется не его «левыми» или «правыми» политическими пристрастиями, но через противопоставление себя всяким господствующим политическим практикам, какой бы ориентации они не были. Он неоднократно обращал внимание на свою непричастность к какой-либо политической партии или течению:

Информация о работе Социология как наука