Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:14, доклад
Социология (наряду с психологией) сыграла главнейшую роль в накоплении знаний об отклоняющемся поведении. Любой учебник по общей социологии в обязательном порядке включает раздел “Девиантное поведение”.
Ясно, что объем и этого понятия входит частным порядком в объем понятия «отклоняющееся поведение».
Оставшиеся в списке два термина, как предыдущий, очевидны в своем содержании, и тоже – частный случай отклоняющегося поведения, поэтому в отношении них ограничимся только некоторыми комментариями.
Агрессивное поведение – Может
быть личностной характеристикой. Типичным
примером, также известным в юридической
психологии может послужить преступник
корыстно-насильственного типа (классификация
по виду преступного посягательства)
– попросту говоря – бандит, грабитель.
Эти люди характеризуются закономерными
для них пиками на шкалах F, 4, 6,8,9.
Значительное повышение по шкале 4 связано
с таким свойством, как импульсивность
поведения и пренебрежение
Автор пособия считает необходимым обратить внимание читателя на один весьма важный в этическом отношении момент, связанный с некоторыми теоретическими построениями в отношении агрессии. В литературе по этому вопросу широко бытует мнение, состоящее в следующем. Предлагается различать инструментальную агрессию и агрессивность (как личностную черту). Последняя, разумеется, рассматривается негативно, и это обстоятельство само по себе позволяет (в силу бинарности человеческого мышления) приписать инструментальной агрессии положительную окраску. Инструментальная агрессия становится при таком объяснении едва ли не условием деловой и прочей «успешности», а тот, кто ею не брезгует, получает то оправдание, что он, мол, вынужден проявлять напористость для достижения целей, но это, вообще говоря, не порок, потому как в душе он «белый и пушистый». В таком виде понятие «инструментальная агрессия» может служить превосходной индульгенцией любому – от мелкого рэкетира до Нерона и Гиммлера.
Конфликтное поведение – Как устойчивая личностная черта может выражаться в том, что потенциально нейтральную ситуацию такой индивид склонен воспринимать конфликтно, угрожающе для себя, или же – как возможность для реализации своей склонности к реформаторству, сутяжничеству и проч. Такое поведение характерно для паранойяльных психопатов. Однако конфликтность может быть присуща и психопатам истерического круга (демонстративным личностям) – в том случае, когда признание, на каковое они постоянно претендуют, им не оказывается. Тогда привлечение внимания к своей персоне может осуществляться ими любым способом, любой ценой, или, наконец, посредством упреков и претензий к окружающим (как правило, близким). Причем сама содержательная часть этих претензий может приобрести внешне убедительный вид. Аргументация выглядит достаточно рациональной, хотя всегда сводима к обвинению в недостаточном участии, признаки которого истерическая личность может обнаружить в чем угодно.
Проблемы идеологии и морали.
Изменение общественного
Основными этическими ценностями социалистической морали (помимо декларированной свободы) были равенство, братство, интернационализм. Легко заметить, что при смене общественного устройства и ценности эти были сметены прочь, так сказать, за компанию. Все «советское» выбрасывалось без разбору, чтобы польстить и угодить толпе. Помимо сказанного, идеологический вектор, вектор устремлений и надежд в то время был направлен отчетливо в будущее. Общество (и каждый человек в отдельности) располагали светлой целью своего существования – теперь этого нет, и помыслы всех вынуждены биться в клетке сегодняшнего дня, страшась наступления дня завтрашнего, ибо он не может принести ничего лучшего, а только опасность потерять работу и сбережения вследствие экономических опытов очередного политика-реформатора. И биение это происходит в одиночку. Где же здесь свобода?
Итак, старая идеология была низложена, а на ее месте не появилось ничего нового, кроме конституционно декларированной идеи о том, что отныне отдельный человек становится высшей ценностью. Справедливости ради, следует заметить, что ничего и не могло появиться – идеология может быть только у того государства, которое занято сплочением подданных ради достижения четко оформленных целей. Поскольку с обнаружением этих целей связаны серьезные трудности, легко предположить, что их место не замедлят занять мелкие цели и частные интересы. Возникший идеологический вакуум начал стремительно заполняться, и, прежде всего – духом коммерции. Место идеи свободы в высоком смысле заняла мелкая идейка свободы наживы. Но это было бы пол беды, если бы хотя бы такая свобода была равно доступной. В действительности ни о каком равенстве (в американском понимании этого слова) нет и речи. Это равенство разбивается о ту же бюрократию и коррупцию, что и в советское время, с тем отличием, что нынче не расстреливают у стенки, а стреляют из-за угла (Холодов, Листьев, Тальков).
Вполне закономерным следствием идеи свободы наживы сделалось еще одно понятие, только недавно как следует оформившееся в слове «успешность» - понятие так же высмеиваемое народом, как в свое время это произошло с понятием «новый русский». «Успешный» - это тупо-решительный и упрямый зомби, напичканный штампованными потребностями, не имеющий других мыслей, кроме привнесенных картонных суждений, а в красном углу его избы висит долларовая ассигнация.
К слову, и сфера потребностей «среднего
человека» закатывается (вернее: ее
усиленно закатывают) за горизонт потребностей
самых низких. Основное наступление
ведется массированной атакой рекламы
на сознание населения. Если по этой рекламе
составить психологический
Проблемы преступности. Разумеется, что и здесь понадобилось бы много томов, и потому автор ограничится рассмотрением только двух, а по сути дела – одной проблемы. Речь не пойдет о всем известном подъеме преступности – автор намерен лишь связать этот факт с предыдущими вопросами – вопросами идеологии. Если в идеологии и морали образовались пробелы – они сейчас же стремятся заполниться. Но коль скоро это так, коль скоро в стране продолжается борьба за место под солнцем, в эту борьбу включаются теневые, криминальные структуры. Помимо прямой активности по захвату руководящих постов, эти структуры обнаруживают и иную активность – идеологическую. Основное ее проявление – криминализация культуры, привнесение в нее криминальных ценностей и поведенческих стереотипов. Достигается это с помощью экспансии на музыкальный рынок уголовной лирики. Если же кто-то возразит, что это, дескать, проявление свободы творчества, и стихийный процесс конкуренции, то пусть отдаст себе отчет в том, что практически в каждом городе России действует уголовное радио, так или иначе маскирующееся под стыдливым названием жанра – «шансон». Кто оплачивает его работу? Кому это выгодно? Разумеется, что и в уголовной лирике есть место прекрасному и трогательному, как, например, в творчестве такого мэтра жанра, как Новиков – беда в другом, в том, что это прекрасное и трогательное все больше оттесняется низменным и животным. Правда, однако, и то, что криминальная культура может представлять и позитивную оппозицию официальной культуре, например, открыто говорить о том, о чем говорить не принято.
Проблемы культуры и искусства.
К предыдущей мысли оставалось только
добавить, что уголовная лирика,
как жанр, обладает очень низкими
художественными качествами, не гнушаясь
и грубыми ошибками в ритме
и метре, грамматическими ошибками
в текстах. Но низкопробность – свойство
не только этого жанра этого рода
искусства. То же наблюдается в
современной музыкальной, литературной
и кинематографической
Проблемы науки и образования. На современном этапе развития науки (и это не только в России) одной из основных проблем становится проблема ее рациональных оснований. Наука постмодернистского и постиндустриального периода смещает свои акценты в сторону системного подхода и «человекоразмерной» реальности (например, имеющей расхождения в культурных предпосылках, в языке, и т.д.). Постулируется невозможность абсолютной объективности, из чего следует конкуренция типов рациональности. Сказанное особенно наглядно относится к проблемам нормы и аномалии в нашем «девиантологическом» смысле. Заинтересовавшимся можно порекомендовать работы Поппера, Куна, Лакатоса, Полани, Фейерабенда, Степина, Поруса, Марковой, Микешиной. Однако, это общенаучные теоретические вопросы, а нас сейчас больше интересует практическая сторона. Со сменой общественного устройства в России резко изменились условия научной деятельности. Вектор интересов сместился от фундаментальных (плохо финансируемых) исследований к прикладным, причем имеющим отчетливый коммерческий оттенок. Особенно это касается гуманитарных наук, так или иначе связанных с вопросами управления персоналом, или разного рода воздействия на население, ибо это представляет фактический интерес для тех, кто оплачивает исследования. Сказанное относится и к профессиональному образованию. Следуя конъюнктуре, учебные заведения вынуждены открывать коммерческие специальности и выпускать массовыми тиражами модных специалистов, тогда как те специальности, для обучения которым сохранилась мощная техническая база, значительно менее популярны, ибо мало востребованы. Другая проблема состоит в навязывании учебным заведениям западных стандартов обучения, не адаптированных к российской действительности и российскому образу мысли.