Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:14, доклад

Описание работы

Социология (наряду с психологией) сыграла главнейшую роль в накоплении знаний об отклоняющемся поведении. Любой учебник по общей социологии в обязательном порядке включает раздел “Девиантное поведение”.

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 33.64 Кб (Скачать)

Социология (наряду с психологией) сыграла главнейшую роль в накоплении знаний об отклоняющемся поведении. Любой учебник по общей социологии в обязательном порядке включает раздел “Девиантное поведение”.

Социология изучает общество, как  следует из самого названия этой науки (societas - лат. - общество и logos - греч. знание, наука). В учебниках и энциклопедиях можно найти с десяток или более определений объекта и предмета социологии, характеризующих таковую, как область научного знания, связанную с изучением социального взаимодействия и его результатов, а именно: социальных отношений и институтов; социальных общностей и личностей. В любом случае подчеркивается, что социология изучает само общество, как целостность.

Говоря об отклоняющемся поведении, социологи исходят из того, что  оно представляет собой “социальное  явление”, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих  официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Социологи считают очень важными  вопросы о социальных институтах. Среди социальных институтов особое место занимают институты социального  контроля, призванные защищать общество от опасных отклонений. Вопросы о  том, как действуют эти институты, что они собой представляют, в  чем заключается их воздействие  на отдельного человека и группы людей  – представляют огромный интерес  при иизучении девиантного поведения.

Не менее интересны вопросы, касающиеся социализации членов общества. Ведь социализация – это не что  иное, как воспроизведение «нормальных» (с позиций данного общества) индивидов. Почему не все люди оказываются в  результате «нормальными»?

Почему процесс социализации дает сбои?

Культура, как совокупность норм, ценностей  и идей, упорядочивающая жизнь  людей, придающая их жизни смысл  и направление – еще один из предметов изучения социологии, очень  интересный для прояснения причин отклоняющегося поведения. Ведь именно закрепленные в  культуре матрицы мышления и социального  взаимодействия, определяют формы отклонений в конкретном обществе. Кросс-культурный анализ девиантности дает массу интересного материала, равно, как и наблюдения за изменениями в культурной сфере, влияющими на поведение и мышление людей.

 

Таким образом, можно обобщенно  заключить, что все дисциплины, так  или иначе относящиеся к изучению отклоняющегося поведения, имеют общий (частично совпадающий) объект и расходятся в предмете своих интересов. Таким  объектом выступает индивид или  некоторая совокупность людей, а  предмет определяется, исходя из того, что предполагают считать детерминантами отклонений:

- личностные предпосылки;

- влияние ближайшего окружения;

- общественные условия.

 

 

Делинквентное поведение – в отношении этого понятия нет единого мнения. В самом общем смысле можно сказать, что его содержание сливается с понятием «преступное поведение», поскольку под словом «деликт» понимается «преступление». Расхождение мнений (вернее: того смысла, с которым термин «делинквентное поведение» употребляется в научных текстах) состоит в следующем. Относить ли к этому названию только преступления изобличенные, или все, в том числе оставшиеся без воздаяния? Считать ли это словосочетание относящимся только к незначительным по тяжести преступлениям, за которыми не воспоследовало уголовного наказания – или к любому преступлению? Иногда предыдущая формулировка меняется, и вместо «уголовного наказания» употребляется «лишение свободы».

Помимо этой неопределенности возникает  другой важный вопрос, к чему психологически допустимо прилагать это (и, кстати, любое подобное ему) понятие? Относится  ли оно только к тем действиям, которые индивид осуществлял  в процессе подготовки к преступлению, его совершения и его сокрытия? Допустимо ли применять это понятие, скажем, тогда, когда действия и обнаружимые  за ними мотивы свидетельствуют о  преступном опыте индивида, его преступных наклонностях, привычках, намерениях? К примеру, можно ли охарактеризовать как делинквентное поведение человека, освободившегося из заключения,  и в беседе с кем-либо проявляющего избыточную осторожность в словах, чтобы ненароком не оскорбить собеседника, хотя сам его лексикон свидетельствует о тюремном прошлом? (Такое поведение характерно для этой категории лиц, поскольку нормы криминальной субкультуры требуют «выбирать выражения, прежде чем что-то сказать».)  Еще один пример: вспомните, как в начале знакомства с Холмсом доктор Ватсон подозревал того в принадлежности к преступному миру, и почему он так рассуждал?

Однако не всякое делинквентное поведение можно вообще охарактеризовать как отклоняющееся. Например, поступки революционера движимые моралью, принятой в среде его единомышленников, могут быть вполне последовательными, и с этих позиций его поведение вполне адекватно, и даже одобряется, хотя с точки зрения антинародного правительства, против которого он борется этот человек – преступник. Итак, «делинквентное поведение» и «отклоняющееся поведение» - понятия, имеющие область пересечения своего содержания. Практически же (без учета предыдущего примера) можно говорить, что делинквентное поведение – частный случай отклоняющегося.

 

Аддиктивное поведение – то есть зависимое (от addiction – зависимость). Само название этого понятия ясно указывает на невозможность его полного отождествления с отклоняющимся поведением, ибо не всякое отклоняющееся поведение осуществляется вследствие какой-либо зависимости. Различают несколько видов зависимостей, среди которых главное место занимают зависимости химического и не химического происхождения. Поведение наркомана, страстного игрока, ведомого члена деструктивной секты можно охарактеризовать как зависимое, но опять-таки лишь в том случае, когда это поведение есть следствие действия влияющей причины.

Наркоман, изобретающий всякие ухищрения, чтобы скрыть то, на что он расходует  деньги, даваемые родителями, или похищаемые в семье, демонстрирует зависимое  поведение, ибо оно направляется ведущим мотивом, сделавшимся смыслообразующим ядром его личности – наркотиками. Но тот же наркоман может совершать и иные поступки, например, сходить в магазин за хлебом, в каковом поведении вряд ли кто-то в состоянии будет усмотреть зависимость. В строгом смысле можно говорить о зависимом, аддиктивном поведении тогда, когда вся система ценностей, мотивов и оценок собственных действий и помыслов смещена под действием источника зависимости.

 

Дезадаптивное поведение – теоретически такое поведение можно понимать широко – как отсутствие адаптации к каким-либо требованиям и нормам. Но такой взгляд, во-первых, уместен, скорее, при социологических подходах,  во-вторых, - не содержит объяснения этому явлению, а лишь называет его. (В этом смысле содержание этого понятия будет приближаться к дюркгеймовскому понятию аномии, когда общественные обстоятельства претерпевают существенные изменения, а индивид вынужден к ним приспосабливаться, и о чем речь пойдет позже.)

В части же, интересной психологу, возможно подразделить такое поведение на две большие разновидности, и понимать его, с одной стороны, как общую характеристику личности девианта, состоящую в низкой способности к адаптации в новых условиях. По-видимому, такое поведение может быть описано через понятие «ригидность», как личностную характеристику, или соответствовать типу акцентуации – «застревающие».  С другой стороны, дезадаптивное поведение можно понимать, как конкретное поведение в конкретной ситуации, в которой индивид не проявил достаточной способности к адаптации и не сумел адекватно с этой ситуацией справиться. В этом смысле типичным примером, известным нам из курса юридической психологии, может послужить неосторожный преступник, основным отличительным свойством которого является выраженный подъем по седьмой шкале СМИЛ (психастения). Необходимо заметить, что дезадаптивное поведение (и это явствует из только что приведенного примера) не обязательно требует наличия в поведении негативного мотивационного компонента  - «злого умысла». Индивид может считать, что придерживается нормативной линии поведения или стремится к ней, и лишь испытывать трудности с реализацией этого «проекта».  Наконец, ситуации, действительно характеризующиеся как экстремальные, могут побудить к неадекватному поведению даже лиц с «самой стойкой нервной организацией» - достаточно вспомнить поведение милиционеров в «Мастере и Маргарите», открывших беспорядочную пальбу по Бегемоту на люстре. Итак, согласимся на том, что объемы понятий «дезадаптивное поведение» и «отклоняющееся поведение», строго говоря, имеют область пересечения.

 

Асоциальное поведение – очевидно, что и этот термин не может претендовать на всеобщность, поскольку не всякое отклоняющееся поведение асоциально. Чтобы поведению быть асоциальным, необходимо, чтобы индивид, его проявляющий, либо действовал осознанно, и тогда  его поведение – следствие  его убеждений.  Либо же индивид  – не социализированная личность, - то есть в силу тех или иных причин не усвоивший моральных и поведенческих  норм общества, и не действующий  в соответствии с ними.

Такими причинами обыкновенно  считаются наследственные предпосылки, определенные характерологические  и патохарактерологические особенности, дефекты раннего воспитания, вовлеченность в асоциальные группы, и т.п. Во всех этих случаях присутствуют объективные (то есть не зависящие или слабо зависящие от воли индивида) причины его асоциального поведения. В любом случае, если конечно речь идет о человеке вменяемом, даже если асоциальность его поведения не осознается им в конкретных поведенческих актах, то она принципиально может быть осознана, если к этому будут приложены усилия. (Например, в процессе психокоррекционной работы.) Последнее утверждение не тривиально, и в этическом аспекте означает, что ответственность, прежде всего, лежит на самом индивиде, а в психологическом – принципиальную возможность исправления поведения через коррекцию более глубоких личностных образований.

Таким образом, асоциальное поведение  – частный случай отклоняющегося.

 

Неадекватное поведение – этот термин в ряду предыдущих представляется наиболее отвечающим своим задачам, а именно: объять все разновидности отклоняющегося поведения. Однако и он не обладает в этом смысле совершенством, так как с логической необходимостью предполагает точное знание и полное описание ситуации, которой чье-либо поведение должно адекватно соответствовать. В случаях, когда это описание, во-первых, возможно, во-вторых, однозначно, - в таких случаях термин уместен. Но эти случаи не так часты, как может показаться на первый взгляд.

В самом деле: сообразно с какими нормами действовать молодому человеку, когда на его глазах хулиган пристает к девушке – нормам приличного поведения в общественном месте или представлениям о чести и совести?[7] Впрочем, разговор о нормах пойдет несколько позже. Наконец, сказанное прежде не исключает возможности, что один и тот же индивид в различных ситуациях может проявить разную степень адекватности. Уместно задать и противоположный вопрос: как поведут себя разные люди в одной и той же обстановке? Первое относится к проблематике психологии личности и психологии индивидуальных различий, тогда как второе – к сфере интересов и компетенции социальной психологии. Читатель легко увидит, что все сказанное о «неадекватном поведении» в той же мере относится и к понятию «отклоняющееся поведение» вообще. Формально следует констатировать полное совпадение их содержания.

 

Деструктивное поведение – таким  термином очевидно можно охарактеризовать только такое поведение, при котором  что-либо разрушается (происходит деструкция чего-либо), и нам остается лишь попытаться обозначить то, что может в таких  случаях разрушаться.  (Речь, разумеется, не идет о разрушении чего-то вещественного.)

В социальном плане возможна ситуация разрушения старых общественных норм и устоев – действия индивидов (групп, социальных слоев) в этом случае разумно  рассматривать двояко: как следствие  объективных предпосылок, и как  источник, движущую силу происходящих при этом изменений. При этом возможна любая степень осознанности поведения. Например, известная песенная строчка: «Атас! Веселей, рабочий класс! Танцуйте мальчики, любите девочек…» в неосознанном виде отражала анти-тоталитарные настроения того времени – в качестве замены имеющемуся канону поведения бессознательно выдвигалась идея стихийной неуправляемой  свободы.

 В психологическом смысле  этим нечто могут быть ситуации  межличностного взаимодействия:

- ситуации, потенциально имеющие  явную возможность положительного  разрешения;

- ситуации с легко прогнозируемым  или стереотипным разрешением  – типичные ситуации.

В обоих этих случаях результат  зависит от действий индивида, и  если таковые идут во вред, их можно  назвать деструктивными. Действия индивида превращают ситуацию вконфликтную или не способствуют разрешению уже сложившегося конфликта. Так или иначе, вопрос о психологических характеристиках такого человека сохраняет первостепенную важность.

 

В персонологическом и биографическом аспекте допустимо рассмотреть этот термин и с другой стороны – когда какое-либо систематическое поведение индивида приводит его к ситуации регресса, деградации,  личностного распада.

Наконец, можно попытаться отнести  к деструктивному поведению и  периоды переоценки индивидом своей  системы ценностей. При этом, как  представляется, наиболее существенным вопросом будет: «Заменил ли этот человек прежнюю систему ценностей новой, жизнеспособной, или лишь разрушил старую, уже непригодную, повиснув при этом в идейной пустоте?»

Словом, деструктивное поведение -  также частный случай отклоняющегося поведения.

 

Акцентуированное поведение –  для читателя-психолога истолкование данного термина не составит никакого труда. Под это название может  подпасть только такое поведение, которое  детерминировано какими-либо выраженными  характерологическими особенностями  индивида – акцентуациями. Однако здесь  уместно напомнить, что, оттиснув на лбу клиента штамп той-то и  той-то акцентуации из готового набора, психолог ничего этим не объясняет, а  лишь пользуется упрощенной моделью  описаниямногосложной мозаики из черт характера этого человека. Приписывание названия влечет за собой еще и необходимость ответить на вопросы, из каких элементов состоит эта мозаика, почему узор ее сложился именно так, как сложился, и что надлежит сделать психологу, чтобы помочь человеку научиться употреблять этот набор свойств с пользой для людей и себя самого.

Информация о работе Социология как наука