Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:10, реферат
Кто такой социолог? В самом расхожем представлении - это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.
Иначе говоря, практически
все социологи в России в XIX - начале
XX века в прямой или косвенной
форме выходили на проблемы человека,
индивида как социального существа,
считая его сознание и поведение
основным критерием общественного
прогресса, а в ряде случаев рассматривая
этот феномен в качестве одного из
основных составляющих компонентов, являющихся
объектом социологического изучения.
Именно гуманистическая
Советская и российская социология
Первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением тех традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И.Бухарина (1888 - 1938) исторический материализм стал отождествляться с социологией. И хотя Бухарин впоследствии был репрессирован, эта точка зрения восторжествовала до такой степени, что исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово.
Социология получила поддержку в известной степени и потому, что это была официальная позиция, выраженная В.И.Лениным в его проекте развития Социалистической академии, в котором он ставил вопрос о развитии социальных исследований. Были созданы институты, занимающиеся различной социологической проблематикой.
В 1920-е годы серьёзное развитие
получили отдельные отрасли
Справедливости ради следует
сказать, что социология в этот период
была представлена не только марксистами;
труды П.А.Сорокина, В.А.Чаянова, Н.Д.Кондратьева,
Н.И.Кареева, С.Н.Булгакова, А.С.Звоницкой,
В.М.Хвостова и др. развивали социологию
в других ракурсах и на других основах,
что, будучи глубоко обоснованным, послужило
базой для становления
В эти годы проводились
крупные социально-
С конца 1920-х годов наступил перерыв в развитии социологической мысли. До конца 1950-х годов социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. В этой связи интересно отметить, что преследованию подверглись не только точные и естественные науки - кибернетика и генетика. Социологии же нанесли сокрушительный удар почти на два десятка лет раньше, на грани 20-х - 30-х годов XX века.
Однако следует сказать,
что слово «социология» не было полностью
запрещено. В работах и выступлениях
академика Г.Ф.Александрова можно
встретить его неоднократно. Это
объясняется принадлежностью
Начиная с конца 1950-х годов
социология стала возрождаться, хотя
этот процесс происходил не без серьезных
изъянов и издержек. Крепло убеждение
в необходимости организации
социологических исследований, первые
шаги сделало социологическое
В конце 1950-х годов была
создана Советская
Однако официальное признание социологии в конце 1950-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счёте ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе.
Но не прекращалась интенсивная
разработка теоретических и методических
проблем социологии. Особенно плодотворны
были результаты в разработке методологических
и методических основ социологии.
Уже в конце 1960-х - начале 1970-х годов
появились работы Г.М.Андреевой, А.Г.Здравомыслова,
Ю.А.Левады, Г.В.Осипова, В.А.Ядова, посвящённые
программе, инструментарию, процедуре
и организации социологического
исследования. На основе или в связи
с ними возникли многочисленные интерпретации
исходных документов для подготовки
и проведения научных исследований.
Часть из них (например, «Человек и
его работа», «Рабочая книга социолога»)
была рассчитана на высокопрофессиональное
изучение объективной реальности с
помощью социологических
Одновременно шёл трудный
и сложный поиск ответов на
фундаментальные вопросы
Истории зарубежной и отечественной социологии посвятили свои работы И.И.Антонович, Г.К.Ашин, Д.М.Гвишиани, З.Т.Голенкова, И.А.Голосенко, Ю.Н.Давыдов, В.И.Добреньков, Ю.А.Замошкин, Л.Г.Ионин, В.П.Култыгин, Л.Н.Москвичёв, С.И.Попов, А.В.Шестопал, Б.А.Чагин, С.И.Эпштейн и др. В них дан анализ как общих, так и конкретных проблем развития социологических теорий. Несмотря на специфику ряда публикаций, обусловленную обстоятельствами времени, они содержат в себе информацию, которая вполне может быть использована и в современных условиях.
Сложились и активно развивались исследования в области труда и управления (Н.А.Аитов, Н.И.Дряхлов, Н.И.Лапин, И.М.Попова и др.), социологии города (А.В.Дмитриев, С.В.Успенский, О.Н.Яницкий), социологии села (Т.И.Заславская, И.В.Рывкина, И.М.Слепенков, В.И.Староверов), социальной структуры (Л.А.Гордон, Э.В.Клопов, М.Н.Руткевич), демографии и миграции (А.Г.Вишневский, Ж.А.Зайнчковская, В.И.Переведенцев), этносоциологии (Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, В.Н.Иванов), молодёжи (В.Т.Лисовский, В.И.Чупров, В.Н.Шубкин), образования (Ф.Р.Филиппов, В.Н.Турченко, Л.Г.Борисова), общественного мнения и средств массовой информации (Б.А.Грушин, В.П.Коробейников, В.К.Горшков, Б.М.Фирсов), культуры (Л.Н.Коган, Е.М.Бабосов, Л.Г.Ионин), семьи (А.Г.Харчев, А.И.Антонов, М.С.Мацковский и др.), религии (Д.М.Угринович, В.И.Гаражда, И.Н.Яблоков), общественной активности (Ю.Г.Волков, В.Г.Мордкович, Е.А.Якуба), социологии науки (Г.Н.Волков, А.А.Зворыкин, С.А.Кугель, В.Ж.Келле, О.Г.Яновской).
Значительный интерес
представляют работы, посвящённые проблемам
надёжности, обоснованности, репрезентативности
и методике социологических исследований.
В них (Г.С.Батыгин, И.А.Бутенко, В.И.Волович,
В.Г.Гречихин, Б.З.Докторов, А.П.Куприян,
О.М.Маслова, В.И.Паниотто, В.О.Рукавишников,
Е.П.Тавокин, Ю.Н.Толстова, В.Е.Хмелько
и др.) были рассмотрены вопросы,
касающиеся повышения качества эмпирического
исследования различных общественных
процессов, проанализированы типичные
ошибки, выявлены те ограничения, которые
влияют на полноту и достоверность
выводов. Важность этих работ трудно
переоценить, так как они, с одной
стороны, преодолевали среди самих
социологов некую болезнь, связанную
с погоней за фактическим материалом
в ущерб теории, с другой стороны,
брали на себя нелёгкую миссию доказать
научную значимость особым образом
организованной информации, полученной
по специальным методикам в
Большую роль сыграли научные
публикации, посвящённые методам
социологического исследования, а также
сбору, обработке, хранению и использованию
социологической информации. Работы
В.Г.Андриенкова, Э.П.Андреева, Ф.М.Бородкина,
Г.Г.Татаровой, Г.И.Саганенко, В.Ф.Устинова
и других пропагандировали и разъясняли
те принципы, на основе которых союз
социолога и математика серьёзно
обогащает социологическую
Несомненно, при всех издержках развития социологической науки этот этап подготовил новое видение проблем этой отрасли знания, что нашло отражение в работе социологов в конце 1980-х - начале 1990-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране.
Именно в этот период появились и окрепли организационно и содержательно новые направления исследований в социологической науки: социального механизма рыночных преобразований (Т.И.Заславская, В.В.Радаев, Г.Н.Соколова, В.Э.Бойков), политической социологии (А.В.Дмитриев, В.Г.Комаровский), элиты (К.И.Микульский, О.М.Крыштановская, Л.В.Бабаева, Е.В.Охотский, А.В.Понеделков), управленческого и организационного консультирования и социальных технологий (Ю.Д.Красовский, А.И.Кравченко, А.И.Пригожин).
Таким образом, становление социологии как науки в нашей стране прошло сложный путь.
Заключение
Социологическое знание стремится вобрать в себя всё лучшее, что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют её движение вперёд. Среди проблем, ставших ведущими для социологии, на современном этапе развития являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, «человеческие отношения», общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Однако предстоит ещё многое сделать для изложения действительной теории развития социологической мысли, свободной от предубеждений, идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годы пренебрежения этим направлением в науке.
Список используемой литературы
1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. Фил. Наук, доц. Д.Г. Лощакова. - М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс - М.: Юрайт-М, 2001.
3. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001.