Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:10, реферат
Кто такой социолог? В самом расхожем представлении - это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.
Введение
Кто такой социолог? В самом расхожем представлении - это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.
Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе - вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своём социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать , исходя из определённых ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).
Для такого подхода социология
использует всё богатство философского
знания о сознании вообще и общественном
сознании в частности, о деятельности
и её роли в социальной жизни, о
влиянии объективных и
На основе уже имеющегося знания социология даёт свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), своё видение объективного и субъективного в общественных процессах, своё представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.
Возникновение и развитие социологии
Социология как
Первая половина XIX в. - эпоха перехода ведущих европейских стран (Англии, Франции и др.) от традиционного аграрного общества к индустриальному. Бурный рост промышленности в городах привёл к интенсивной миграции сельского населения в индустриальные центры и обострению социальных проблем: бездомности, нищеты, преступности, безработицы. Органы управления столкнулись с ситуацией , в которой традиционные структуры и методы управления оказались малоэффективными, а обострение социальных противоречий неизбежно вело к социальному взрыву, как это произошло в различных европейских столицах во время революций 1848г. В таких исторических условиях сформировался «социальный заказ» на «позитивную» науку об обществе, которая могла бы служить инструментом для его реформирования и решения острых социальных проблем.
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том , когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII - начала XIX столетия.
А выйти на такое обобщение
ему помогли непосредственные его
предшественники и учителя, которые
подготовили большой материал по
осмыслению новых явлений в жизни
в общества. В трудах Жан-Жака Руссо
(1712 - 1778), А. Сен-Симона (1760 -1825) и др. Был
осуществлён глубокий анализ реальной
социально-экономической
В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.
Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое развитие других общественных наук - истории, экономики, права, социальной философии - лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.
Социология в России в XIX - начале XX века
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.
Если исходить из того, что
предметом социологии является гражданское
общество, то эти идеи в той или
иной мере нашли отражение в работах
предшественников отечественной социологии
- ярких представителей социальной
мысли - П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена,
Н.А.Добролюбова, М.А.Бакунина и др. Их
основные выводы в той или иной
мере питались идеями, рождёнными Великой
французской революцией и развитыми
её идеологами и последователями, суть
которых заключалась в
Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.
Одно из них - географическое
- было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым
(1838 - 1888), который в своей основной
работе «Цивилизация и великие исторические
реки. Географическая теория развития
современных обществ» объяснил неравномерность
общественного развития под влиянием
географических условий, главным образом
водных ресурсов и путей сообщения.
Именно эти факторы, по его мнению,
и определяют основную тенденцию
развития человечества - от деспотии к
свободе, от примитивных форм организации
жизни к экономическим и
Второе направление - органическая
школа - представлена Е.В.де Роберти (1843
- 1915), А.И.Строниным (1827 - 1889), П.Ф.Лилиенфельдом
(1829 - 1903), Я.А.Новиковым (1830 - 1912). В основе
теории де Роберти лежало понятие
«надорганическое», которое проходит
в своём развитии две стадии: простых
психофизических отношений, представляющих
собой исходный пункт социальности
и психологических
Заметное, важнейшее место
в социологической мысли
Марксистская школа в
социологии была представлена М.И.Туган-Барановским
(1865 - 1919), А.А.Богдановым (1873 - 1928), Г.В.Плехановым
(1856 - 1918), В.И.Лениным (1870 - 1924) и отчасти,
до определённого времени П.Б.
У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.
Плехановым в наиболее
полном виде изложена марксистская теория
общественного развития, рассмотрены
проблемы соотношения общественного
бытия и общественного
Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.
Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822 -1885), М.М.Ковалевский (1851 - 1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889 - 1968).
Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.
В определённом смысле системный
подход в социологии применял и Ковалевский,
утверждая, что не существует единого
определяющего социального
Следует остановиться на научном наследии одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли в её классическом понимании - П.А.Сорокине. Он предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.
Крупным научным достижением Сорокина была разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.
В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещения людей в обществе в горизонтальном направлении (миграция) и в вертикальном (изменение социального статуса). Эти перемещения по-разному осуществляются в различных типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального организма, как общество.
Наследие П.А.Сорокина велико и значительно: им проанализированы социально-культурные факторы в развитии человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество других оригинальных интерпретаций социальной реальности.
Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л.Лавров (1823 - 1900), Н.К.Михайловский (1842 - 1904), Н.И.Кареев (1850 - 1931).
Индивид, утверждал Лавров,
является единственной реальной движущей
силой общества, и поэтому «социология
есть наука, исследующая формы проявления,
усиления и ослабления солидарности
между сознательными
Михайловский исходил
из необходимости спасения индивида
от разрушительного воздействия
социального контроля, придавал большое
значение взаимодействию человека с
обществом. Проанализировав сущность
и структуру социального
Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. «Тезис, - писал он в своей работе “Основные вопросы философии истории” (1883), - это самообусловленность индивида в социальном и культурном аспекте; антитезис - зависимость индивида от установлений и институтов организованной среды; синтез - зависимость среды от индивида и его самообусловленности».
На наш взгляд, субъективистское
направление в наиболее полном виде
даёт представление о всей социологической
мысли в России. Хотя субъективизм
в развёрнутом и обоснованном
виде ориентируется на изучение человека
в его специфическом
Так, Л.И.Петражицкий особое
значение придавал роли эмоций как
автономному доминирующему