Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

Кто такой социолог? В самом расхожем представлении - это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Социологии.docx

— 29.04 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Кто такой социолог? В самом  расхожем представлении - это человек  с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту  работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой  подход, с одной стороны, придает  социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются  в обществе). С другой стороны, нет  ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как  науку и низводит её до некоего  вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно  манипулировать.

 

Между тем, если говорить о  социологии, то это теория. И наука  не об обществе вообще (общество изучают  и социальная философия, и история, и политология, и юридические  науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе - вот что  составляет суть социологии. А с  чего начинается человек в своём  социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать  его с личных и общественных позиций, осмысливать , исходя из определённых ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так  и микросреды (непосредственное окружение).

 

Для такого подхода социология использует всё богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и её роли в социальной жизни, о  влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны  и выводы психологической науки  о сознании и поведении каждого  индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

 

На основе уже имеющегося знания социология даёт свою интерпретацию  общественного сознания и поведения  людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах  сознания и деятельности), своё видение  объективного и субъективного в  общественных процессах, своё представление  о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.

 

Возникновение и развитие социологии

 

Социология как самостоятельная  наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в середине XIXв. Не потому, что появился новый объект исследования, а потому, что существовавшие в тот период науки об обществе - прежде всего  социальная философия - столкнулись с методологическими проблемами, которые невозможно было решить в рамках существовавшей системы научного знания.

 

Первая половина XIX в. - эпоха  перехода ведущих европейских стран (Англии, Франции и др.) от традиционного  аграрного общества к индустриальному. Бурный рост промышленности в городах  привёл к интенсивной миграции сельского  населения в индустриальные центры и обострению социальных проблем: бездомности, нищеты, преступности, безработицы. Органы управления столкнулись с ситуацией , в которой традиционные структуры  и методы управления оказались малоэффективными, а обострение социальных противоречий неизбежно вело к социальному  взрыву, как это произошло в  различных европейских столицах во время революций 1848г. В таких  исторических условиях сформировался  «социальный заказ» на «позитивную» науку об обществе, которая могла  бы служить инструментом для его  реформирования и решения острых социальных проблем.

 

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются  и развиваются лишь отдельные  элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее  её сущность и содержание. Иначе  говоря, дело не в термине и не в том , когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает  как ответ на потребности общественного  развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе  не означает, что именно он создал эту  науку. Его гений проявился в  том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII - начала XIX столетия.

 

А выйти на такое обобщение  ему помогли непосредственные его  предшественники и учителя, которые  подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни  в общества. В трудах Жан-Жака Руссо (1712 - 1778), А. Сен-Симона (1760 -1825) и др. Был  осуществлён глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, замечено изменение  роли человека как активного участника  исторического процесса.

 

В этот период под влиянием Великой французской революции  происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему  качественными характеристиками и  гуманистическими особенностями, в  центр которого постепенно становился человек в его специфическом  общественном измерении.

 

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали  не столько абстрактного, сколько  позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое  развитие других общественных наук - истории, экономики, права, социальной философии - лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.

 

Социология в России в XIX - начале XX века

 

 

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время  её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить  в качестве самостоятельной дисциплины.

 

Если исходить из того, что  предметом социологии является гражданское  общество, то эти идеи в той или  иной мере нашли отражение в работах  предшественников отечественной социологии - ярких представителей социальной мысли - П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, М.А.Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рождёнными Великой  французской революцией и развитыми  её идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали  логически завершённой концепции, однако именно их выводы и умозаключения  об обществе, в котором каждый человек  может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский  для своего времени интерес.

 

Собственно социологические  школы в России развивались в  рамках нескольких направлений.

 

Одно из них - географическое - было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838 - 1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность  общественного развития под влиянием географических условий, главным образом  водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию  развития человечества - от деспотии к  свободе, от примитивных форм организации  жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных  формах хозяйствования.

 

Второе направление - органическая школа - представлена Е.В.де Роберти (1843 - 1915), А.И.Строниным (1827 - 1889), П.Ф.Лилиенфельдом (1829 - 1903), Я.А.Новиковым (1830 - 1912). В основе теории де Роберти лежало понятие  «надорганическое», которое проходит в своём развитии две стадии: простых  психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие  группы - науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение  людей в технике, экономике, праве  и политике.

 

Заметное, важнейшее место  в социологической мысли принадлежит  социолого-юридическому направлению - учёным, работающим в области права  и социологии, - Н.М.Коркунову (1853 - 1904), Л.И.Петражицкому (1867 - 1931), П.И.Новгородцеву (1866 - 1924), Б.А.Кистяковскому (1868 - 1920), Б.Н.Чичерину (1828 - 1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических  причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о правосознании, о его роли в регулировании  жизни общества, о нормативном  и асоциальном поведении.

 

Марксистская школа в  социологии была представлена М.И.Туган-Барановским (1865 - 1919), А.А.Богдановым (1873 - 1928), Г.В.Плехановым (1856 - 1918), В.И.Лениным (1870 - 1924) и отчасти, до определённого времени П.Б.Струве (1870 - 1944), С.Н.Булгаковым (1871 - 1944) и Н.А.Бердяевым (1874 - 1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о  материалистическом понимании истории. Так,Богданов, говоря о самостоятельности  социологии как науки, активно отстаивал  её тесную и близкую связь с  одной из наук о природе - биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации  к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после  революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.

 

У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального  развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и  религиозные.

 

Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены  проблемы соотношения общественного  бытия и общественного сознания.

 

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также  с решением вопросов о соотношении  демократии и диктатуры, роли государства  в создании и функционировании нового социалистического государства.

 

Особо следует сказать  о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822 -1885), М.М.Ковалевский (1851 - 1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889 - 1968).

 

Данилевский сконцентрировал  свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем  психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых  переживает, как и любой живой  организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.

 

В определённом смысле системный  подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого  определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет  дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка  в разные эпохи в их преемственной  и причинной связи между собой».

 

Следует остановиться на научном  наследии одного из представителей русской  и одновременно мировой социологической  мысли в её классическом понимании - П.А.Сорокине. Он предложил и обосновал  понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и  его тенденции.

 

Крупным научным достижением  Сорокина была разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.

 

В своей работе «Социальная  мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещения людей в  обществе в горизонтальном направлении (миграция) и в вертикальном (изменение  социального статуса). Эти перемещения  по-разному осуществляются в различных  типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального  организма, как общество.

 

Наследие П.А.Сорокина велико и значительно: им проанализированы социально-культурные факторы в  развитии человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество  других оригинальных интерпретаций  социальной реальности.

 

Уникальным явлением в  российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями  которой были П.Л.Лавров (1823 - 1900), Н.К.Михайловский (1842 - 1904), Н.И.Кареев (1850 - 1931).

 

Индивид, утверждал Лавров, является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология  есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими  особями».

 

Михайловский исходил  из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия  социального контроля, придавал большое  значение взаимодействию человека с  обществом. Проанализировав сущность и структуру социального поведения, он высказал ряд идей, превосходящих  выводы З.Фрейда, о роли подражания, внушения и престижа.

 

Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной  составляющей единицы организованной среды. «Тезис, - писал он в своей  работе “Основные вопросы философии  истории” (1883), - это самообусловленность  индивида в социальном и культурном аспекте; антитезис - зависимость индивида от установлений и институтов организованной среды; синтез - зависимость среды  от индивида и его самообусловленности».

 

На наш взгляд, субъективистское направление в наиболее полном виде даёт представление о всей социологической  мысли в России. Хотя субъективизм в развёрнутом и обоснованном виде ориентируется на изучение человека в его специфическом специальном  измерении, нужно признать, что и  представители других школ также  разделяли многие идеи о социальной сущности человека, о его сознании и участии в решении общественных проблем.

 

Так, Л.И.Петражицкий особое значение придавал роли эмоций как  автономному доминирующему фактору  социального поведения, благодаря  которому возможна адаптация к окружающей среде. А.А.Богданов писал о социальном инстинкте - силе, заставляющей человека взаимодействовать с другими  людьми, поступать, как они, что особенно отчётливо проявляется в имитации как особой форме социального  поведения. Более того, Богданов утверждал  в своей работе «Из психологии общества», что «социальное бытие  и социальное сознание - одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу». Главным  критерием «культурно-исторических типов», по Данилевскому, является языковая близость. У Плеханова большое  внимание уделялось не просто общественному  сознанию, а общественной психологии и её роли в жизни людей.

Информация о работе Социология как наука