Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:51, контрольная работа
Каждый человек имеет свое понимание окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.
Введение........................................................................................................................3
1. Предмет и объект социологической науки. ……..............................……………4
2. Основные подходы и направления в социологии……………………………….7
3. Объекты, функции и методы социологии………………………………………11
4. Новейшие подходы в социологии………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………........17
Список литературы………………………………......……………………………..18
Содержание
Введение......................
1. Предмет и объект
социологической науки. ……............................
2. Основные подходы и направления в социологии……………………………….7
3. Объекты, функции и методы социологии………………………………………11
4. Новейшие подходы в социологии………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………......……
Введение
Каждый человек имеет свое понимание окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.
Большинство современных наук формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, зачатков новых направлений в развитии
человеческой мысли.
Социология — относительно молодая наука. Термин «социология» появился лишь 170 лет назад. Однако за это время социология пережила ряд серьезных кризисов, обновлений и внутренних перестроек. Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе.
1.
Предмет и объект
социологической науки
Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различии объекта и предмета познания.
Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.
Предмет
любой науки - это не просто некое
явление или процесс
Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный металогический порок еще присущ.
По Конту, социология - это единственная наука, изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.
Сен - Симон считал, что предмет социологии - социальные обязанности, группы, соц. институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.
Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.
Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.
Общество - это ансамбль человеческих отношений.
Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.
Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится: предмет социологии - социальная сторона жизни общества.
Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.
Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности ,образу жизни , отношения к обществу , внутренней самоорганизации , саморегуляции , отношение с другими субъектами.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.
Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.
Предмет социологической науки - социальные закономерности.
Социология
- наука о законах становления,
функционирования, развития общества
в целом, социальных отношений и социальных
общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия
между этими общностями, а также между
общностями и личностью.
2.
Основные подходы и
направления в социологии
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. До появления социологии как науки развитие социальной мысли можно увидеть и в эпоху античности, и средневековья, и в эпоху Нового времени. Развитие социологии можно определить с момента появления ряда теоретических направлений, течений, школ.
Как одно из направлений социологии хронологически первой выступает географическая школа. Она охватывает множество различных теорий, которые в той или иной мере подтверждают, что ведущую роль в социальном развитии играют факторы географической среды, такие как климат, рельеф, полезные ископаемые и другие ресурсы. Именно эти факторы определяют распределение и плотность населения на земном шаре, виды занятий и хозяйственной деятельности людей, их нравы и обычаи, характер общественного развития. Основоположником географического направления считается французский философ, историк Ш. Монтескье.
Расово-
Социальный дарвинизм как направление характерен для конца XIX—XX в. Сторонники дарвинизма сводят законы развития человеческого общества к законам биологической эволюции. В рамках данного направления можно выделить английского философа, социолога Г. Спенсера, который опирался на работы Ч. Дарвина. Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, однако человек и общество возникли из органического мира. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), но живет дольше, чем эти клетки-индивиды. В обществе между отдельными его органами существует разделение труда, подобное тому, которое присуще органам живого существа. Сторонники дарвинизма стремились объяснить обществу изменения
в общественной жизни «борьбой за существование». Теории социального дарвинизма основываются на представлении, что существует большое число биологически отличных друг от друга рас, из которых одни являются высшими, а другие низшими, одни способны, а другие неспособны к социальной жизни. Между этими расами ведется постоянная борьба, в которой высшие расы одерживают победу и принуждают низшие к покорности. При этом высшие расы способны создать государство, тогда как низшие обречены пребывать под властью других. Эта борьба непрерывна и приводит к вымиранию неприспособленных индивидов или рас. Таким образом, вступает в действие естественный отбор.
Психологическая школа объяснение общественных явлений искала в психике человека. Основоположником ее был американский социолог Л. Уорд, считавший, что действиями людей руководят два основных желания: удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Сторонником этого направления являлся и австрийский врач 3. Фрейд. Согласно Фрейду все существенные социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения — полового. Половое влечение способно преобразовать энергию человека в позитивные или негативные формы. Позитивной формой выступает способность человека к науке, искусству, достижениям. Отрицательная энергия вызывает различные болезненные состояния, которые можно назвать неврозами.
В XIX в. на стыке психологии и социологии зарождается такое направление, как социальная психология. В этом направлении работал англо-американский психолог У. Мак-Дугл. Социальная психология изучает социально-психологическую характеристику личности, т. е. ее интересы, способности и ценности; характеристику групп, т. е. их виды, особенности и взаимовлияния; взаимодействие людей, т. е. мотивы поступков, взаимосвязь личных и общественных интересов. Исследования социальной психологии имеют большое практическое значение во всех сферах жизни общества. С их помощью определяют позиции и потребности людей, возможности для улучшения психологического климата в группах и т. д.
В социологии можно выделить два основных методологических подхода:
1. Позитивизм.
2. Антипозитивизм.
Позитивизм основан О. Контом в ХТХ в., который считал, что социологии не следует заниматься своими рассуждениями, поскольку они зачастую бездоказательны. Общество — это живой организм, поэтому его развитием управляют объективные законы. Из этого следует, что наука об обществе должна применять те же методы и средства, которыми пользуются биология, анатомия. Положительность социологии заключалась в том, что ее можно объяснить с помощью уже имеющихся законов.
Основоположником антипозитивизма стал немецкий историк М. Вебер, который говорил о допустимости и даже необходимости субъективных оценок в социологии. Социология — это наука об обществе, а не о природе, поэтому должна применять свой особый метод познания. Ведь природные явления более стандартны, поэтому к ним можно применять обобщающие выводы. Общество же состоит из множества неповторимых людей, что требует индивидуального подхода и понимания.
Итак, если О. Конт пытался объяснить развитие общества и все его изменения с помощью имеющихся законов, то М. Вебер стремился к пониманию социологии, субъективному подходу для того, чтобы найти свой особый метод познания.
3.
Объекты, функции и методы
социологии
Социология
как самостоятельная наука
Объектами современной социологии являются: отдельная личность; социальная группа; национальное общество; мировое сообщество. Предметом социологии может считаться познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.