Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек имеет свое понимание окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
1. Предмет и объект социологической науки. ……..............................……………4
2. Основные подходы и направления в социологии……………………………….7
3. Объекты, функции и методы социологии………………………………………11
4. Новейшие подходы в социологии………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………........17
Список литературы………………………………......……………………………..18

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии ЧИСТОВИК.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение........................................................................................................................3

1. Предмет и объект социологической науки. ……..............................……………4

2. Основные подходы и направления в социологии……………………………….7

3. Объекты, функции и методы социологии………………………………………11

4. Новейшие подходы в социологии………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………........17

Список  литературы………………………………......……………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Каждый  человек имеет свое понимание  окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое  включает в себя представления о  личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.

      Большинство современных наук формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, зачатков новых направлений в развитии

человеческой  мысли.

      Социология  — относительно молодая наука. Термин «социология» появился лишь 170 лет назад. Однако за это время социология пережила ряд серьезных кризисов, обновлений и внутренних перестроек. Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе.

 

1. Предмет и объект социологической науки 

      Объектом  социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различии объекта и предмета познания.

      Объект  познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

      Предмет любой науки - это не просто некое  явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше.

      Социология  довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный металогический порок еще присущ.

      По  Конту, социология - это единственная наука, изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.

      Сен - Симон считал, что предмет социологии - социальные обязанности, группы, соц. институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.

      Специфика социологии как науки в том, что  она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

      Общество - это социальный организм, состоящий  из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.

      Общество - это ансамбль человеческих отношений.

      Социология  изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

      Если  общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности  людей, то получится: предмет социологии - социальная сторона жизни общества.

      Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

      Социальные  отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности ,образу жизни , отношения к обществу , внутренней самоорганизации , саморегуляции , отношение с другими субъектами.

      Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

      Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.

      Предмет социологической  науки - социальные закономерности.

      Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные подходы и направления в социологии 
 

      С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. До появления социологии как науки развитие социальной мысли можно увидеть и в эпоху античности, и средневековья, и в эпоху Нового времени. Развитие социологии можно определить с момента появления ряда теоретических направлений, течений, школ.

      Как одно из направлений социологии хронологически первой выступает географическая школа. Она охватывает множество различных теорий, которые в той или иной мере подтверждают, что ведущую роль в социальном развитии играют факторы географической среды, такие как климат, рельеф, полезные ископаемые и другие ресурсы. Именно эти факторы определяют распределение и плотность населения на земном шаре, виды занятий и хозяйственной деятельности людей, их нравы и обычаи, характер общественного развития. Основоположником географического направления считается французский философ, историк Ш. Монтескье.

      Расово-антропологическая  школа предполагает, что социальная жизнь и культура народов определяются расово-антропологическими факторами. Отправной точкой для этого направления является раса — исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения и общими наследственными физическими признаками, такими как форма головы, цвет кожи и волос и т. д. Сторонники данной школы считают, что именно биологическая наследственность обусловливает социальное поведение людей. Кроме того, расы не равны между собой по интеллектуальным, творческим и другим способностям, поэтому их смешение вредно для общественного и культурного развития. Представления о неравенстве рас возникли еще в эпоху рабовладения. Однако обобщающие теории появились только в середине XIX в.              Сторонником данной школы являлся французский философ и дипломат Ж. Гобино, который обосновывал превосходство белой расы и неполноценность остальных. Позднее, в XX в., его идеи составили основу формирования идеологии нацизма и расизма.

      Социальный  дарвинизм как направление характерен для конца XIX—XX в. Сторонники дарвинизма сводят законы развития человеческого общества к законам биологической эволюции. В рамках данного направления можно выделить английского философа, социолога Г. Спенсера, который опирался на работы Ч. Дарвина. Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, однако человек и общество возникли из органического мира. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), но живет дольше, чем эти клетки-индивиды. В обществе между отдельными его органами существует разделение труда, подобное тому, которое присуще органам живого существа. Сторонники дарвинизма стремились объяснить обществу изменения

        в общественной жизни «борьбой за существование». Теории социального дарвинизма основываются на представлении, что существует большое число биологически отличных друг от друга рас, из которых одни являются высшими, а другие низшими, одни способны, а другие неспособны к социальной жизни. Между этими расами ведется постоянная борьба, в которой высшие расы одерживают победу и принуждают низшие к покорности. При этом высшие расы способны создать государство, тогда как низшие обречены пребывать под властью других. Эта борьба непрерывна и приводит к вымиранию неприспособленных индивидов или рас. Таким образом, вступает в действие естественный отбор.

      Психологическая школа объяснение общественных явлений  искала в психике человека. Основоположником ее был американский социолог Л. Уорд, считавший, что действиями людей  руководят два основных желания: удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Сторонником этого направления являлся и австрийский врач 3. Фрейд. Согласно Фрейду все существенные социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения — полового. Половое влечение способно преобразовать энергию человека в позитивные или негативные формы. Позитивной формой выступает способность человека к науке, искусству, достижениям. Отрицательная энергия вызывает различные болезненные состояния, которые можно назвать неврозами.

      В XIX в. на стыке психологии и социологии зарождается такое направление, как социальная психология. В этом направлении работал англо-американский психолог У. Мак-Дугл. Социальная психология изучает социально-психологическую характеристику личности, т. е. ее интересы, способности и ценности; характеристику групп, т. е. их виды, особенности и взаимовлияния; взаимодействие людей, т. е. мотивы поступков, взаимосвязь личных и общественных интересов. Исследования социальной психологии имеют большое практическое значение во всех сферах жизни общества. С их помощью определяют позиции и потребности людей, возможности для улучшения психологического климата в группах и т. д.

      В социологии можно выделить два основных методологических подхода:

      1. Позитивизм.

      2. Антипозитивизм.

      Позитивизм  основан О. Контом в ХТХ в., который  считал, что социологии не следует заниматься своими рассуждениями, поскольку они зачастую бездоказательны. Общество — это живой организм, поэтому его развитием управляют объективные законы. Из этого следует, что наука об обществе должна применять те же методы и средства, которыми пользуются биология, анатомия. Положительность социологии заключалась в том, что ее можно объяснить с помощью уже имеющихся законов.

      Основоположником  антипозитивизма стал немецкий историк М. Вебер, который говорил о допустимости и даже необходимости субъективных оценок в социологии. Социология — это наука об обществе, а не о природе, поэтому должна применять свой особый метод познания. Ведь природные явления более стандартны, поэтому к ним можно применять обобщающие выводы. Общество же состоит из множества неповторимых людей, что требует индивидуального подхода и понимания.

      Итак, если О. Конт пытался объяснить развитие общества и все его изменения с помощью имеющихся законов, то М. Вебер стремился к пониманию социологии, субъективному подходу для того, чтобы найти свой особый метод познания.

 
 
 
 

3. Объекты, функции и методы социологии 
 

      Социология  как самостоятельная наука возникла в XIX в. И произошло это вследствие развития социальных исследований. Термин «социология» в научный оборот был введен французским философом О. Контом.

      Объектами современной социологии являются: отдельная личность; социальная группа; национальное общество; мировое сообщество. Предметом социологии может считаться познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.

Информация о работе Социология как наука