Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Кто такой социолог? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.

Содержание

Введение.
Понятие социального.
Объект и предмет социологии.
Структура и уровни социологического знания.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Социология как наука.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Социологическая информация необходима не только для  создания информационной базы принимаемых управленческих решений, но и для регулярного контроля за их практической реализацией, поскольку она обеспечивает обратную связь между управляющим органом и субъектами управления. В нашей стране пока нет налаженной системы проведения подобного рода исследований. В простейшем случае функцию такого регулятора или посредника выполняют зондажи общественного мнения, оперативно проводимые в крупных городах телефонные опросы, выясняющие отношение населения к различным аспектам проводимых реформ. Имеющийся опыт их проведения говорит о том, что даже этот простейший тип зондажного исследования способен приносить огромную пользу органам управления страной или регионом, помогает вносить коррективы в проводимую политику.

     Особенно  следует отметить диагностическую  функцию социологических исследований, проводимых с целью выяснения состояния объекта, недостатков и отклонений в деятельности социальных институтов, организаций и коллективов. Социологический анализ дает возможность определить "уровень заболеваемости" изучаемого явления, прогнозировать будущее состояние и наметить меры по его улучшению.

     Переживаемый  страной социально-экономический  кризис вызвал к жизни немало отрицательных явлений в духовной атмосфере страны, обусловил кризис многих социальных институтов. В этих условиях возрастает ценность изучения общественного мнения, оно становится настоящим барометром общественного мнения, благодаря которому мы узнаем о колебаниях в настроении и оценках людьми многих злободневных проблем. Большая работа была проведена отечественными социологами по диагностике социальной напряженности, аккумулирующей в себе многие болевые точки современной общественной жизни.

     Среди детерминант, определяющих уровень  социальной напряженности, которую авторы отождествляют с эмоциональным возбуждением и психическим беспокойством широких слоев населения, выделяются следующие факторы: кризис в экономике, дезорганизация властных структур, криминогенная обстановка, нерешенность экономических вопросов, межнациональные конфликты. Проведенный диагноз состояния социальной напряженности в стране, дополненный изучением динамики ее изменения, дают возможность авторам прогнозировать на ближайшие годы сохранение социальной напряженности в стране. И хотя методология и методика изучения социальной напряженности пока еще далеки от совершенства, тем не менее достаточно очевидно, что даже грубый анализ этого чрезвычайно важного феномена общественного сознания имеет огромное практическое значение. И надо надеяться, что правительственные органы, проводящие реформы в стране, так же как и администрация на местах, используют подобную информацию в своей практической деятельности.

     Другой  важный вид прикладного исследования - оценочное исследование. Суть его довольно проста: оно проводится в тех случаях, когда в ходе реализации той или иной социальной программы возникает потребность в оценке и контроле за ее осуществлением. Отсюда другое название - программное оценивание. В США, например, где подобные исследования популярны, оценочные исследования проводятся в ходе реализации образовательных программ, некоторых финансовых программ, подготовки и переподготовки рабочей силы, в области охраны окружающей среды и др. "Заказчиков" оценочного исследования, в роли которого обычно выступают государственные органы, как правило, интересует, что происходит с конкретной программой в специфических условиях7.

     Задача  социолога в этом прикладном исследовании заключается в том, чтобы квалифицированно перевести интересующие заказчика проблемы в исследовательские вопросы, в частности, точно зафиксировать аспекты программы, интересующие заказчика и подобрать соответствующие методические и технические приемы получения объективной социальной информации.

     Структура современной социологии довольно сложна и состоит из нескольких взаимосвязанных уровней. Первый образует "чистые" фундаментальные или базисные исследования, нацеленные на приращение и увеличение нового знания, открытие различных закономерностей поведения человека и общественной организации. Второй — формируется системой прикладных социальных исследований, призванных, опираясь на знания фундаментальные, изучать различные социальные явления и проблемы, вынося конкретные практические рекомендации, способные существенно изменить и модифицировать изучаемые объекты. Наконец, третьим компонентом выступает социальная инженерия, которой занимается особая категория социальных ученых совместно с администрацией и органами управления, внедряющие на практике рекомендации социологов. В нашей стране социальная инженерия осуществляется посредством многочисленных служб социального развития, создаваемых на предприятиях и в организациях. Между тремя указанными компонентами социологии нет жесткой границы: прикладные исследования могут, например, решать и познавательные задачи, а социальная инженерия иногда выступает составной частью прикладных исследований.

     Указанная модель социологического познания призвана обеспечить эффективную связь науки с жизнью. Она давно сформировалась в области естествознания, но в сфере социально-гуманитарного знания усваивается с большим трудом. В пользу этой модели перспективного развития социальных наук свидетельствует отнюдь не только аналогия с естественными науками, но и в значительной мере опыт развития социальных наук на Западе, особенно в США, где эта модель получила признание еще в период до 2-й мировой войны, а в настоящее время каждый из названных компонентов социологического знания представляет собой довольно разветвленную систему исследовательской деятельности. Нелишне здесь упомянуть и о том, что в США прикладные социальные исследования превратились в последние годы в весьма прибыльную отрасль индустрии, затраты на которую, по оценкам специалистов, составляют несколько миллиардов долларов ежегодно и продолжают увеличиваться.

     К сфере фундаментальных исследований относятся не только теоретические разработки, но и эмпирические исследования. Специфика современной социологии как науки эмпирического типа такова, что подавляющую часть фундаментальных изысканий составляют как раз эмпирические, экспериментальные исследования, нацеленные на фак-туальное обоснование теории или ее модификацию. «Что же касается исследований прикладного характера, то они, как правило, являются сугубо эмпирическими. Круг изучаемых явлений в обоих типах исследований может совпадать, но специфика исследовательских подходов существенно разнится. Исследования фундаментального характера имеют дело с "теоретическим" идеализированным объектом, что предполагает использование специфического языка описания и наблюдения. К тому же фундаментальные разработки решают в основном познавательные задачи, связанные с поиском универсальных объяснительных принципов. «Иное дело исследования прикладного типа, проводимые с целью решения конкретных проблем в различных областях общественной жизни - экономике, культуре, образовании, науке и т.д. Поскольку их главной задачей является формулирование такого рода обобщений и рекомендаций, которые должны способствовать решению определенной социально значимой проблемы, то язык описания и анализа изучаемых явлений должен быть максимально простым и понятным "заказчику" - различным фирмам и организациям, государственным органам управления. Если специалист в области прикладной социологии начнет излагать результаты своего исследования на научно-теоретическом языке, то возможно возникновение конфликтной ситуации, в силу непонимания используемой терминологии "заказчиком".

     В то же время в некоторых случаях затруднительно провести резкую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями, ибо в достаточно квалифицированном прикладном исследовании полученные результаты могут иметь и научно-познавательную ценность, способствовать приросту научных знаний в отдельных областях. Именно такое промежуточное положение занимают многие эмпирические исследования, проводимые в отраслевых социологиях - социологии семьи, религии, образования и др.

     В США и других западных странах  прикладные исследования финансируются чаще всего различными правительственными агентствами, привлекающими социологов наряду с представителями других общественных наук для получения социальной информации, используемой для подготовки и осуществления различных национальных программ, например, в области борьбы с преступностью, решения проблем бедности, для проведения реформ в сфере образования, культуры и др. Проведением социологических исследований, главным образом изучением общественного мнения занимаются и многие независимые исследовательские центры, как например институт Гэллапа, служба Харриса и др., осуществляющие эти опросы с 30-х годов.

     У нас таких центров пока очень  мало, изучением общественного мнения населения страны занимается открытый в 1989 г. Всесоюзный центр изучения общественного мнения. Наряду с ним существует и немало других, как правило, негосударственных исследовательских центров, в том числе и региональных, но они пока мало авторитетны по причине отсутствия квалифицированных кадров и слабой материально-финансовой базы. Прикладными исследованиями занимается также ряд научных центров Российской академии наук - Институт социологии и Институт социально-политических проблем.

     По  подсчетам специалистов в США  ежегодно на различного рода прикладные социальные исследования расходуется около 5 миллиардов долларов, из них более половины - на изучение общественного мнения. В нашей стране масштабы проводимых прикладных исследований значительно скромнее. Тем не менее, в последние два десятилетия сложилась устойчивая, хотя и недостаточно эффективная практика использования результатов социологических исследований в разработке различных государственных программ - экономике, образовании, культуре и др. Проводятся исследования и по злободневным проблемам -преступности, алкоголизму, наркомании и др. В прошлые годы результаты этих исследований зачастую оседали мертвым грузом в государственных органах и партийных комитетах, считались секретными и не доводились до общественности.

     Сложнее обстоит дело с проведением фундаментальных  исследований. В годы тоталитарного режима они ошибочно отождествлялись с социально-философскими исследованиями в области теории исторического материализма и научного коммунизма, которым отводилась роль общесоциологической теории. Идеологическое удушение социологии привело к тому, что она развивалась у нас по преимуществу как прикладная наука. Фундаментальных теоретических и эмпирических социологических изысканий проводилось крайне мало. Поэтому образовалось серьезнейшее отставание отечественной социологии от уровня мировой социологической мысли. Для развития фундаментальных исследований необходима соответствующая интеллектуальная среда, которую в западных странах образуют многочисленные социологические факультеты, отделения и кафедры университетов. Они, как правило, имеют независимый статус, обусловленный автономной ролью университетов как научных центров, что и позволяет им сосредоточиться на проведении "чистых" фундаментальных исследований. Именно наличие этой особой университетской среды служит питательной почвой для существования академической социологии, представители которой концентрируют свои усилия главным образом на решении познавательных проблем. К тому же определенная часть фундаментальных социологических исследований получает государственное финансирование, выделяемое по линии различных правительственных организаций, таких, как например, Национальный научный фонд в США. Правда, следует отметить, что доля научных академических разработок в последние два десятилетия имеет тенденцию уменьшения. Большая часть исследований проводится на стыке фундаментальных и прикладных исследований, т.е. в отраслевых социоло-гиях. В то же время, прикладные исследования переживают период бурного расцвета, превратившись, по сути дела, в особую индустрию по производству знаний.

     Расширение  масштабов социологического образования  в нашей стране, открытие социологических кафедр и факультетов, преодоление идеологических штампов и стереотипов, наконец, большой интерес к развитию социологии со стороны разных слоев общества, вполне могут создать ситуацию, благоприятную для организации фундаментальных исследований, что в свою очередь послужит важным стимулом для подъема отечественной социологии. 

  1. Заключение
 

     Социологическое знание стремится вобрать в себя всё лучшее, что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют её движение вперёд. Среди проблем, ставших ведущими для социологии, на современном этапе развития являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, «человеческие отношения», общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Однако предстоит ещё многое сделать для изложения действительной теории развития социологической мысли, свободной от предубеждений, идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годы пренебрежения этим направлением в науке.

 

  1. Список использованной литературы
 
  1. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/под ред. акад. Осипова Г. В. – М.: Норма, 2003.
  2. Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994.
  3. Радугин А. А. Социология. – М.: «Центр», 1996.
  4. Общая социология: Учеб. пособие /Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2004. 

Информация о работе Социология как наука