Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:48, курсовая работа
Кто такой социолог? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.
Введение.
Понятие социального.
Объект и предмет социологии.
Структура и уровни социологического знания.
Заключение.
Список использованной литературы.
Методика — это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.
В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами.
Методика
включает в себя технику. Техника
— это реализация метода на уровне простейших
операций, доведенных до совершенства.
Она может представлять собой совокупность
и последовательность приемов работы
с объектом исследования (техника сбора
данных), с данными исследования (техника
обработки данных), с инструментами исследования
(техника составления анкеты).
В зависимости от уровня
Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рассмотрение вопроса в таком аспекте предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными наблюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д. Это возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом «обратная связь» теории с эмпирией становится важнейшим движущим фактором дальнейшего совершенствования и развития самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент ее сложившейся, хотя и изменяющейся, развивающейся структуры. Второй — генетический — аспект проблемы соотношения теоретического и эмпирического знания в науке касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к ее теоретической стадии.
Социологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования. Деление социологии на «теоретическую» и «эмпирическую» связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на «фундаментальную» и «прикладную» — с ориентацией (функцией) социологии: на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель — выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.
Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследовательских задач отличаются от традиционной теоретической исследовательской деятельности. Включая в себя элементы теоретического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого социального объекта и обобщения полученных результатов, эмпирическое социологическое исследование требует от ученого умения решать множество организационных проблем; предполагает профессиональное владение специфическими исследовательскими приемами и навыками получения первичной социологической информации (проведение опросов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа. Поэтому грамотное проведение социологического исследования не только предполагает овладение социологом специфической суммой знаний и навыков, но и требует большого профессионального опыта. В настоящее время внутри самой социологической исследовательской деятельности происходит определенная дифференциация исполнительских функций (методологи, методисты, математики и др.), что обусловлено сложностью и уникальностью различных этапов социологического исследования.
По характеру получаемого знания исследования делят на методологические (знание о знании) и неметодологические (знаниео предмете). Результатом методологического исследования являются методологические знания, т. е. знания не о предмете социологии, а о средствах исследования этого предмета (методы, процедуры). Заметим, кстати, что фактически методологические исследования являются метатеоретическими, следовательно, могут быть отнесены к сфере метасоциологии.
Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.
В социологии имеют место не только научные или прикладные исследования, но и смешанные, в которых решаются и научные, и практические задачи. Независимо от того, проводится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпирическом) уровнях знания, является ли только научным или прикладным, оно, как правило, включает в себя решение методологических вопросов.
В общем случае социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоятельное исследование. Первая стадия — собственно методологическая — связана с разработкой программы исследования на основе либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения общенаучных принципов или методов. Как теоретические, так и эмпирические знания выполняют на этой стадии методологическую функцию. Вторая стадия — эмпирическая — связана с получением эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследование, работа на объекте, сбор социологической информации, ее обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпирические знания (статистические данные, классификации), позволяющие на их основе не только строить теоретическое знание, но и формулировать практические рекомендации. Третья стадия — теоретическая — связана с получением теоретического знания, построением, например, типологии, формированием и развитием социологических теорий. Возможно, что практические рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретического исследования с использованием уже имеющихся эмпирических знаний, без проведения специального эмпирического исследования.
Следует различать социологические и социальные исследования. Социологические исследования посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности. Социальные исследования, в отличие от социологических, наряду с формами проявления и механизмами действия социальных законов и закономерностей предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др., т. е. наряду со специфическим предметом (экономикой, политикой, населением) изучают социальный аспект — взаимодействие людей. Таким образом, социальные исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук, т. е. это социально-экономические, социально-политические, социально-психологические исследования.
Подобно любой другой науке, социология выполняет в обществе две основные функции - познавательную и практическую. Она является одним из инструментов самопознания общества и важным средством практического решения социальных проблем. Познавательная роль социологии заключается в том, что она способна давать точную и объективную информацию о различных сторонах общественной жизни. Одна из задач социологического познания - просвещение различных слоев населения, предоставление им объективной информации о происходящих в обществе процессах. Социологическое знание играет уникальную роль в системе современной культуры, способствуя росту образованности населения, распространению научных знаний о человеке и обществе. Оно противостоит различным спекулятивным доктринам, социальной мифологии и мистике. Медленное развитие социологии в условиях господствующего несколько десятилетий в стране тоталитарного режима может быть объяснено тем обстоятельством, что объективное социологическое знание подрывало господствующую в обществе социальную мифологию и коммунистическую утопию, а потому власть имущие с подозрением взирали на социологию. С момента своего возникновения социология вела решительную борьбу с религиозно-мистическим взглядом на социальный мир, утверждала возможность рационального понимания человека и общества, активно участвовала в прогрессивных общественных преобразованиях.
В современной социологии присущие ей познавательные функции могут реализовываться самыми различными способами в зависимости от той системы социологического знания, с которой взаимодействует человек.
Макросоциологическая теория общества дает нам информацию о закономерностях функционирования общества в целом. С позиций системной модели общества, в русле которой осуществляется большинство макросоциологических исследований, общество рассматривается как особый тип социокультурной системы, нормальное функционирование которого обеспечивается деятельностью различных социальных структур и институтов.
Более подробную информацию о различных формах общественной жизни людей - социальных группах, общностях и организациях, дают отраслевые социологии. Социология семьи, например, объясняет нам причины трансформации семьи в современном индустриальном обществе, превращения ее в моногамную, раскрывает причины ее нестабильности. Социология образования вскрывает причины "образовательной революции", обусловленной уникальной ролью научных знаний в современном обществе. Социологическое изучение социальной стратификации помогает понять позитивные и негативные последствия социального неравенства и т.д. Многие характерные черты и особенности современного индустриального общества впервые были глубоко осознаны и исследованы социологической наукой. Скажем, такие, как уникальная роль среднего класса в социальной структуре общества, специфика городского образа жизни, особенности досуговой культуры и поведения, феномен бюрократии, специфика молодежной субкультуры и др.
Не подлежит сомнению, что социология призвана сыграть выдающуюся роль в самопознании нашего общества, просвещении различных слоев населения, осознании перспектив общественного развития. В последние годы обсуждение результатов социологического изучения общественного мнения стало привычным атрибутом нашей повседневной жизни.
Широкое
распространение
Наше общество сегодня напоминает гигантскую социальную лабораторию, в стенах которой осуществляется уникальный исторической эксперимент: ломка старого тоталитарного режима и построение нового социального строя. Важнейшая задача социологии - дать объективную картину происходящих в стране перемен, показать, как они отражаются в сознании людей, вскрыть объективные причины, тормозящие прогрессивное развитие общества и др. В связи с этим закономерно встает вопрос о том, каковы конкретные пути реализации практической функции социологии.
Основная практическая функция социологии заключается в создании Асоциально-информационной базы для осуществления органами государ-ственного управления эффективной социальной политики в самых раз-' личных отраслях - экономике, культуре, образовании, здравоохранении, в сфере борьбы с различными социальными патологиями -преступностью, алкоголизмом и др. Любое рационально обоснованное управленческое решение предполагает обязательное наличие подобной информации. Потребность в ней ощущается остро именно теперь, когда общество переживает трудный процесс радикальных экономических преобразований.
Наличие подобной информации позволяет социологу осуществлять экспертную оценку ответственных государственных решений: правительственных постановлений, законодательных актов и др. Практика обязательной, закрепленной законодательством социальной экспертизы существует в ряде зарубежных стран, и она себя оправдала. Примеры привлечения социологов в качестве экспертов существуют и в нашей стране, но они довольно редки. Можно предположить, что практическая эффективность многих крупных, принятых на общегосударственном уровне постановлений, в том числе касающихся темпов проведения экономической реформы в нашей стране, была бы гораздо выше, если бы она опиралась на социологическую информацию и к их научной разработке были бы привлечены социологи. Использование этой информации в управленческой практике может служить действенным заслоном на пути волюнтаризма и субъективизма, рецидивы которых все еще дают о себе знать в управленческой деятельности.