Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:16, контрольная работа
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
1. Раздел 1. Социология как наука……………………………………………………………..
1.1. Тема 1.1. Предмет и задачи социологии…………………………………………………
15. Назовите основные гносеологические функции социологии……………………….
1.2. Тема 1.2. Основные этапы развития социологии………………………………………
4. Покажите роль О. Конта в появлении социологии……………………………………
1.3. Тема 1.3/1,2. Организация социологического исследования…………………………..
2. Раскройте цель и задачи СИ……………………………………………………………..
2. Раздел 2. Социальная статика………………………………………………………………..
2.1. Тема 2.1. Общество как социокультурная система……………………………………...
15. Определите уровни социальной системы……………………………………………
2.2. Тема 2.2. Социология личности………………………………………………………….
5. Определите структуру личности по К.К. Платонову………………………………….
2.3. Тема 2.3. Социальная стратификация……………………………………………………
1. Дайте определение социальной общности……………………………………………..
2.4. Тема 2.4. Социальные группы и их классификация……………………………………
1. Дайте определение социальной группы и квазигруппы ………………………………
2.5. Тема 2.5. Социальные организации…………………………………………………….
1. Дайте определение социальной организации…………………………………………
2.6. Тема 2.6. Социальные институты…………………………………………………………
1. Что такое социальный институт?.....................................................................................
2.7. Тема 2.7. Социология семьи………………………………………………………………
1. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе? …………………….
3. Раздел 3. Социальная динамика…………………………………………………………….
3.1. Тема 3.1. Социальные процессы, изменения и движения……………………………..
1. Что такое социальный процесс? ……………………………………………………..
3.2. Тема 3.2. Социальная мобильность……………………………………………………..
3. Что такое вертикальная социальная мобильность?.....................................................
3.3. Тема 3.3. Управление в организации……………………………………………………
12. Что такое стиль руководства?.......................................................................................
3.4. Тема 3.4. Социология конфликта…………………………………………………………
1. Что такое конфликт?.......................................................................................................
3.5. Тема 3.5. Социальный контроль и девиантное поведение………………………….….
1. Какова сущность и содержание социального контроля?............................................
3.6. Тема 3.6. Социология труда………………………………………………………………
25. Каковы основные функции трудового коллектива? ……………………………..
Литература ………………………………………………………………………………………
Филиал
Санкт – Петербургского государственного
инженерно – экономического университета
в г. Череповце
Кафедра
социогуманитарных и
Контрольная работа
По дисциплине
«Социология»
Студентки 1 курса
Группы 1- ФКС-10
Огарковой
А.Ю.
Череповец,
2011
Содержание
1. Раздел 1. Социология как наука……………………………………………………………..
1.1. Тема 1.1. Предмет и задачи социологии…………………………………………………
15. Назовите основные гносеологические функции социологии……………………….
1.2. Тема 1.2. Основные этапы развития социологии………………………………………
4. Покажите роль О. Конта в появлении социологии……………………………………
1.3. Тема 1.3/1,2. Организация социологического исследования…………………………..
2. Раскройте цель и задачи СИ……………………………………………………………..
2. Раздел 2. Социальная
статика……………………………………………………………
2.1. Тема 2.1. Общество как социокультурная система……………………………………...
15. Определите уровни социальной системы……………………………………………
2.2. Тема 2.2. Социология
личности…………………………………………………………
5. Определите структуру личности по К.К. Платонову………………………………….
2.3. Тема 2.3. Социальная
стратификация……………………………………………
1. Дайте определение социальной общности……………………………………………..
2.4. Тема 2.4. Социальные группы и их классификация……………………………………
1. Дайте определение социальной группы и квазигруппы ………………………………
2.5. Тема 2.5. Социальные
организации…………………………………………………
1. Дайте определение социальной организации…………………………………………
2.6. Тема 2.6. Социальные
институты………………………………………………………
1. Что такое социальный институт?.....................
2.7. Тема 2.7. Социология семьи………………………………………………………………
1. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе? …………………….
3. Раздел 3. Социальная
динамика…………………………………………………………
3.1. Тема 3.1. Социальные процессы, изменения и движения……………………………..
1. Что такое социальный процесс? ……………………………………………………..
3.2. Тема 3.2. Социальная
мобильность…………………………………………………
3. Что такое вертикальная социальная мобильность?..................
3.3. Тема 3.3. Управление
в организации…………………………………………………
12. Что такое стиль руководства?..................
3.4. Тема 3.4. Социология
конфликта………………………………………………………
1. Что такое конфликт?.....................
3.5. Тема 3.5. Социальный контроль и девиантное поведение………………………….….
1. Какова сущность и содержание социального
контроля?.....................
3.6. Тема 3.6. Социология труда………………………………………………………………
25. Каковы основные функции трудового коллектива? ……………………………..
Литература …………………………………………………
Раздел 1. Социология как наука
Тема 1.1. Предмет и задачи социологии
15.
Назовите основные
гносеологические функции
социологии
Гносеологические
функции социологии проявляются
в наиболее полном и конкретном
познании тех или иных сторон
социальной жизни. Социальные функции
раскрывают пути и способы их оптимизации.
Существуют и действуют функции
только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из
гносеологических функций
социологии - теоретикопознавательная,
критическая. Речь идет об оценке познаваемого
мира с позиций интересов личности.
Реализуя критическую функцию,
социология дифференцированно подходит
к действительности. С одной стороны
показывает, что можно и нужно сохранить,
упрочить, развить ведь не все
надо менять перестраивать, и т. п. С
другой стороны выявляет то,
что действительно требует радикальных
преобразований. Теоретико-познавательная,
критическая функция, естественно, состоит
в том, что социология накапливает
знания, систематизирует их, стремится
составить наиболее полную картину
социальных отношений и процессов
в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные
знания об основных социальных
проблемах развития современного
общества. Что же касается
прикладной социологии, то она призвана
обеспечить надежную информацию
о различных процессах, происходящих
в разных социальных сферах общества,
а именно, о изменении социальной
структуры, семьи, национальных
отношений и т. п. Очевидно, что
без конкретных знаний о
процессах, происходящих внутри
отдельных социальных общностей
или объединений людей,
обеспечить эффективное социальное
управление невозможно. Степень
системности и конкретности знаний
социологии определяет эффективность
реализации ее социальной функции.
Тема 1.2. Основные этапы развития социологии
4.
Покажите роль О. Конта
в появлении социологии.
Конт ставил перед собой задачу создать новую классификацию наук, которая охватила бы все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии.
Основаниями
для такой классификации
При
жизни Конта его философские и
общественно-политические были сравнительно
мало влиятельны. Однако, начиная с 60-х
годов XIX в. интерес к позитивизму как философской
доктрине возрос .Особенно важное значение
имела апелляция позитивизма к строгому
положительному знанию в противовес спекулятивным
метафизическим построениям, отвечавшая
внутренним потребностям развития науки.
Позитивистами провозглашали себя многие
видные естествоиспытатели. Возникла
позитивистская историография (Генри
Томас Бокль, Ипполит Тэн), позитивистская
теория культуры (Эрнст Ренан), позитивистская
криминология (Чезаро Ломброзо), позитивистская
логика и психология, теория литературы
и искусства, даже позитивистская «метафизика»
(Вашеро, Фулье). Роль Конта в истории социологии
весьма противоречива. Почти полностью
синтезировав многие основные идеи обществоведения
своего времени, он заострил их против
спекулятивно-умозрительного подхода
к общественной жизни и теологических
концепций. Апелляция к положительному
знанию, признание закономерности исторического
процесса, внимание к изучению социальных
институтов и структуры общества - все
это оказало в свое время сильное влияние
на развитие обществоведения. Историки
социологии отмечают творческий ум Конт,
его энциклопедичность, некоторые авторы
даже проводят параллели между Контом
и Гегелем. Действительно, многие идеи
и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли
в оборот западной социологической мысли.
К таким идеям принадлежит взгляд на общество
как на органически целое, развитый в органицистских
теориях, а также в социологической концепции
наиболее крупного последователя Конта
во Франции Э.Дюркгейма и позднее в структурном
функционализме Т. Парсонса. Плодотворным
было разграничение законов развития
и функционирования общества, поиски факторов,
определяющих историческое развитие,
социальную интеграцию и стабильность
социальных систем. Эта тема стала ведущей
во французской социологической школе.
Большое влияние на обществоведение оказала
Контовская идея объективности социологии
как науки, развивающейся по принципам
естественнонаучного знания. Однако многие
идеи, ассоциирующиеся с именем Конта,
были фактически выдвинуты его предшественниками,
в частности Сен-Симоном. Кроме того, социологической
концепции Конта, как и всей позитивистской
социологии, свойственны два коренных
порока: идеализм, выражающийся у Конта
в законе трех стадий и в попытках объяснить
исторические изменения, прежде всего
влиянием идей и метафизичность. Социология
Конта полна внутренних противоречий.
Требуя реформ, основанных на позитивном
знании общества, он в то же время фактически
отвергал возможность вмешательства в
ход исторического процесса. Его программа
социально-политической реорганизации
общества вдохновлялась консервативным
общественным идеалом. По меткому замечанию
Козера, Конт «разрывался между двуедиными
требованиями порядка и прогресса». Стремясь
сделать социальную науку «позитивной»,
утверждая, что и «в этой области можно
прийти к заключениям, столь же достоверным,
как выводы геометрии», Конт включал в
социальную науку и элементы религиозного
мышления, требуя принимать постулаты
и догмы социологии без размышлений и
анализа, верить в низ, не допуская сомнений.
Это низводило принципы науки до уровня
обыденного сознания. Сам Конт нередко
утверждал, что позитивная философия является
лишь модификацией обычного здравого
смысла. Позитивный метод Конта сыграл
известную роль в борьбе против спиритуализма.
Подчеркивание высокой ценности науки,
требование ее автономии и противопоставление
официальной религии и метафизическим
спекуляциям имели прогрессивное значение
как протест против откровенного идеализма.
Многие естествоиспытатели истолковывали
позитивизм в духе естественнонаучного
материализма. Как «антифилософское»
направление в философии, стремящееся
подняться «выше основного философского
вопроса и борьбы двух основных направлений
в философии, позитивизм знаменовал своим
появлением кризис буржуазной духовной
культуры и предвещал дальнейшее его углубление.
Но в Польше, России, Турции, Японии, Китае,
Бразилии и некоторых других странах в
конце 19 в. идеи Конта, Спенсера, Тэна и
их учеников и интерпретаторов сыграли
относительно прогрессивную роль как
противоядие от религиозного мистицизма,
умозрительности и нестрогих методов
рассуждения. Методология Конта объединяла
разнородные тенденции. Сыграв в свое
время известную прогрессивную роль, она
в дальнейшем стала все больше тормозить
развитие науки, поскольку основывалась
на неверном. О. Конт сформулировал эволюционистскую
парадигму развития общества, доказывая,
что все общества в своем развитии раньше
или позже проходят одни и те же стадии.
Он обосновал разделение обществ на военный
и индустриальный типы, которое впоследствии
продолжили и развили другие социологи.
Его идеи лежат в основе разнообразных
теорий индустриализма и технократии;
«закон трех стадий», согласно Конту, прежде
всего, определяет те этапы, которые проходит
человечество в своем умственном развитии,
в своем стремлении познать окружающий
мир; первая стадия - теологическая. Находясь
на этой стадии своего духовного развития,
человек стремится все явления объяснить
вмешательством сверхъестественных сил,
понимаемых по аналогии с ним самим: богов,
духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая
стадия продолжалась примерно до 1300 года;
вторая стадия, которую проходит человечество
в своем умственном развитии - метафизическая.
Для нее, как и для теологической стадии,
характерно стремление достигнуть исчерпывающего
абсолютного знания о мире. Длилась вплоть
до XIX века; третья стадия, по Конту, - позитивная.
Поднявшись на эту стадию, человечество
оставляет безнадежные и бесплодные попытки
познать первые и конечные причины, познать
абсолютную природу или сущность всех
вещей, т.е. отказывается и от теологических,
и от метафизических вопросов и притязаний
и устремляется по пути накопления положительного
знания, получаемого частными науками.
Многие идеи и понятия, выдвинутые Контом,
прочно вошли в оборот западной социологической
мысли. Плодотворным, в наследии О. Конта,
было разграничение законов развития
и функционирования общества, поиски
факторов, определяющих историческое
развитие, социальную интеграцию и стабильность
социальных систем. Эта тема стала ведущей
во французской социологической школе.
Большое влияние на обществоведение оказала
Контовская идея объективности социологии
как науки, развивающейся по принципам
естественнонаучного знания; методология
Конта объединяла разнородные тенденции.
Сыграв в свое время известную прогрессивную
роль, она в дальнейшем стала все больше
тормозить развитие науки, поскольку основывалась
на неверном, исторически ограниченном
ее толковании, значение О. Конта для социологической
науки обосновывается многими факторами.
Тема 1.3/1,2. Организация социологического исследования
2.
Раскройте цель
и задачи СИ.
Цель исследования ориентирует исследователя на его конечный результат. Она представляет собой результат установления баланса между потребностями, интересами, мотивами и имеющимися средствами. Цель имеет ценностно-рациональную природу и является исключительно социальным явлением, присущим только людям как действующим субъектам. Целеустремленность, осознанное целеполагание всегда социальны и свойственны как индивидуальным субъектам (личность), так и коллективным субъектам (группа, организация и т.д.). Для социолога цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения проблемы. При ее формулировке учитывается объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Формулировка цели обязательно согласуется с заказчиком.
Цели социологического исследования могут быть различны. Например, если проблема сформулирована как недостаточная эффективность управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.
Задачи исследования представляют собой изложение последовательности этапов научно-исследовательской и практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Совокупность задач раскрывает и конкретизирует содержательную, методическую и организационную стороны достижения цели. Задачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, достижение которых и реализует ее в полном объеме. В число задач обязательно должны войти:
=> теоретическая, в рамках которой обосновывается исследовательский подход, принципы и критерии выбора инструментального аппарата;
=>
аналитическая, целью которой
является анализ реального
=> методическая, в которой должны быть обоснованы все требования к конкретному методическому аппарату;
=>
конструктивная, в которой должны
быть раскрыты возможности
Раздел 2. Социальная статика
Тема 2.1. Общество как социокультурная система
15.
Определите уровни социальной
системы.
Уровни социальной системы: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера.
На нижнем геобиотическом
На втором, этническом, уровне общество - это уже коллектив индивидов, способных к единым неосознанным действиям и характеризующихся одинаковыми неосознанными ответными реакциям на внешние воздействия, то есть вполне определенным стереотипом поведения, порожденным ландшафтными (региональными) условиями местожительства. Такое общество называется этносом. Этнос имеет сложную структуру. Живет за счет изначально полученной при рождении биохимической энергии пассионарного толчка, растрачиваемой на характерные только для него культуру и искусство, технические новшества, войны и на поддержание кормящего окружающего ландшафта.
На
третьем - социальном - уровне мы имеем
дело с обществом в самом
Очевидно,
что существуют более высокие
уровни - например, психосфера, антропосфера.
Они должны иметь важное значение
при анализе локальных