Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Современная социология - одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология - научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….....3
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания…………………………………………………4
2. Система категорий, законы и основные функции социологии………..14
3. Вопрос……………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..21
Определения и имена ученых……………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

социология моя.doc

— 261.50 Кб (Скачать)
fy">     Производственные  отношения – другая наряду с производительными силами сторона способа производства материальных благ.

     Семья - социальный институт и малая группа, в основе которой лежат родственные связи и которая регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

     Социальная коммуникация – социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.

     Социальная  мобильность – перемещение людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объективных и субъективных факторов.

     Социальная  роль – модель поведения, объективно заданная социальным статусом личности, ее положением в системе общественных отношений.

     Социальная  структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

     Социальные  институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

     Социальные  организации – система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определенных целей.

     Субкультура – специфический вид культуры, ценности и образцы поведения отличаются от общественных.

     Цель – один из атрибутов сознательной деятельности людей, моделирование в их сознании результатов деятельности, их мысленное предвосхищение.

     Ценности – все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе их духовные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоотношений.

     Ценностные ориентации – ориентации социальных субъектов – классов, наций, профессиональных и демографических групп и отдельных личностей на те или иные социальные ценности – духовные, политические, правовые, материальные, выступающие в качестве своего рода социальных координат, определяющих содержание  и направленность их деятельности и поведения.

     Этнос – общность людей, связанных между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

     Огюст Конт (1798 – 1857). Французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Центральным звеном философско-социологических взглядов Конта является «основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону общественное сознание людей прошло через 3 стадии развития: теологическую, метафизическую, позитивную. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

     Герберт Спенсер (1820 - 1903). Английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии. Он уподобил общество живому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3)их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4)те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.

     Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии:

  1. Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
  2. Общество первично по отношению к составляющим его людям.
  3. Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

     По  его мнению, социология должна изучать  социальную действительность, которая  обладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические методы.

     Макс  Вебер (1864 - 1920). Немецкий социолог, историк и экономист.

     Вебер выделяет 2 признака социального действия:

  1. осмысленный характер;
  2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

     Свою  концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности.

     Т. Парсонс (1902 - 1979).  Основал и возглавил школу структурно-функционального анализа. Главной по П. является категория равновесия, ибо общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Отсюда основная задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества.

     Л. Козер. Американский социолог. Определяет социальный конфликт как борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные  ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и нейтрализации или устранении своего соперника.

     Р. Дарендорф. Немецкий социолог.  Развивает концепцию конфликта в этом же русле. Социология занимается изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного человека. При этом общество трактуется как любой вид социальной связи, от самой узкой (контактная группа) до самой широкой (человечество в целом). Основу взаимодействия в системе  «индивид-общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение. Понятие «социальная роль» важное понятие в социологии Дарендорфа.

     А. Шюц (1899 - 1959). Австрийский социолог. Приверженец феноменологической социологии, которая исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Шюц подчеркивает, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе.       

     Дж. Мид (1863 - 1931). Американский социолог, основатель символического интеракционизма. Специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и само                                      (1910 - 1989)

     Дж. Хоманс (1910 - 1989). Американский исследователь, основатель теории действия (обмена).  Он видит задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями. Первый шаг – описание. Оно возможно благодаря наблюдению, обобщению наблюдаемых связей и отношений. Второй шаг – объяснение.           

     Карл  Маркс (1819- 1883). Исторический процесс – это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.

     Габриэль  Тард (1843 - 1904). Французский социолог и криминалист. Впротивоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации)

     Р. Мертон (1910 - 2003). Один из самых известных американских социологов двадцатого века. Роберт Мертон считается одним из классиков структурного функционализма. С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня. Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. Три условия, входящие в требования функционального анализа Р.Мертона:

  • Функциональное единство
  • Функциональная универсальность
  • Функциональная обязательность (принудительность).

     Сорокин П. А. (1889 - 1968) Российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры.

     Ковалевский М. М.  (1851 - 1916).  социолог эволюционистского направления. Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит "противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

     При медленности общественных изменений  прогресс более надежен, чем при  их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции; прогресс желателен только под условием сохранения порядка.

     Чарльз  Кули (1864 - 1929). В основе социологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя себя монистом, Кули рассматривал общество, социальные группы и индивида как единый живой организм. Но органицизм Кули далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма — «сверх-Я», «большом сознании».

     Исходной  предпосылкой его теории было утверждение  о социальной природе человека, что  мы без преувеличения можем назвать  образом человека как культурного  существа. По словам Кули, социальная природа человека вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия или первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково'. Она представляет собой некий общий для всего человечества комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную духовную среду человеческой деятельности.

Информация о работе Социология как наука