Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа
Современная социология - одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология - научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….....3
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания…………………………………………………4
2. Система категорий, законы и основные функции социологии………..14
3. Вопрос……………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..21
Определения и имена ученых……………………………………………….22
Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.
В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из низ не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно.
Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономической, политической и духовной сфер общества.
Наличие идеологической функции обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов.
Кроме
этого, многие полученные выводы и рекомендации
в разной степени затрагивают
политические интересы всех социальных
групп и классов. Поэтому социолог-
В.А.Ядов считает, что социология должна быть деидеологизирована и теоретически нейтральна. Она должна отражать реальную действительность, а не интересы различных классов, партий и групп .На практике же социология часто во многом зависит от социального заказчика. Но если социолог научно добросовестен, то он будет не слепо исполнять социальный или политический заказ, а добывать истину, кропотливо накапливая и объективно осмысливая реальные социальные факты.
Из
вышеизложенного можно сделав вывод,
что социология как наука имеет многоаспектное,
многоцелевое назначение и выполняет
многообразные функции.
3. В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.
ПОНЯТИЯ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
Фундаментальная социология | Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни. |
Отраслевая социология | Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания. |
Эмпирическая социология | Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития. |
Ответ: Фундаментальная социология ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.
Отраслевая
социология формирует научные основы
анализа отдельных сфер общественной
жизни и самостоятельных
Эмпирическая
социология направлена на накопление,
анализ и обработку фактических данных
в той или иной области социальной жизни.
Заключение
В заключении сделаем краткие выводы по рассмотренным в работе вопросам:
Список
использованной литературы
1. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
2. Давыдов С.А. Социология: конспект лекций .Издательство: Эксмо, 2008 г.
3. Социология:
Учебник для вузов/ В. Н.
4. Кравченко
А. И., Анурин В. Ф. Социология:
Учебник для вузов.- СПб, 2007.
Имена социологов и определения понятий
Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
Социальная группа - любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.
Социальные классы — общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально-классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений) и неосновные классы (остатки прежних классов в новой формации или зарождающиеся классы), а также различные слои общества.
Общество — совокупность общественных отношений людей: экономических, политических, правовых, идеологических, духовных и т. д., опосредующих их социальную деятельность.
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — Отдельный единичный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание).
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
Гражданское общество – взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетворения их социальных потребностей и интересов.
Идеал – социально значимая и устойчивая цель, выступающая в определенной эмоциональной окраске, как цель возвышенная и прекрасная, стимулирующая деятельность и поведение людей на протяжении больших периодов их жизни в обществе.
Классовые отношения – отношения классов по поводу экономических, политических, правовых и духовных условий их существования в обществе и реализации их классовых интересов.
Конкуренция – борьба между социальными субъектами, прежде всего классами за лучшие условия существования, в том числе более выгодные условия производства и сбыта товаров и получение наивысшей прибыли (экономическая конкуренция).
Контркультура – комплекс норм и ценностей, противоречащих образцам поведения, господствующих в данном обществе и в традиционной культуре.
Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, противоположных интересов и целей субъектов социального взаимодействия.
Культура – уровень развития общества, творческих сил и способностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе.
Латентность – скрытое протекание каких-либо процессов.
Малые группы – группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми.
Массовая культура – развлекательно-поверхностный вариант культуры, функционирующий на основе социального заказа и охватывающий широкую аудиторию.
Метакоммуникация – общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значению.
Мировоззрение – система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и развитии.
Нации – исторические общности людей, характеризующиеся общностью их происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности их национального сознания и самосознания.
Общественно-
Общественное мнение – отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным проблемам общественной жизни, выраженное в разного рода суждениях, оценках, эмоциях, настроениях.
Общественный прогресс – поступательное развитие общества от низшего состояния к высшему, от простого к сложному.
Политическая система общества – совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, т. е. направлена на осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей.
Потребность – выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их развития.
Производственные силы – ведущая сторона способа производства материальных благ.