Социология этнонациональных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

Содержание

Введение: актуальность темы, цель исследования__________________________2
1. Этническая социология_______________________________________________3
1.1. Предмет и объект этнической социологии______________________________3
1.2. Методология исследований__________________________________________3
1.3. Функции этнической социологии и основные типы исследования___________4
2. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация______________________________6
2.1. Взаимодействие этносов____________________________________________9
2.2. Национально-этнические отношения_________________________________10
2.3. Содержание межнациональных отношений____________________________11
2.4. Этноцентризм____________________________________________________13
Межнациональные конфликты в бывшем СССР и России___________________14
Заключение_________________________________________________________18
Вывод______________________________________________________________19
Список использованной литературы_____________________________________19

Работа содержит 1 файл

Социология этнонациональных отношений.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     На  уровне языка бикультурализм называется билингвизмом, т.е. двуязычием. Два языка выполняют разную функцию в обществе. Одним языком пользуются газеты, радио, телевидение, государственные органы власти. Он называется государственным языком, а если на нем говорят сразу несколько национальностей, то языком межнационального общения. Им является русский язык в России: без него татарин вряд ли поймет мордву, а чукча — дагестанца. На другом языке, языке национального меньшинства происходит бытовое общение в семье.

     Аккультурация — это демократическая форма  взаимоотношений наций. Она лучше  всего подходит нашему времени. Этнические различия при аккультурации могут сохраняться независимо от того, сколько поколений длиться межэтнический контакт. Если соседство нескольких народов, тяготеющих друг к другу, проходит без насилия и ассимиляции, то постепенно у них вырабатывается такой тип государства, который основывается на плюрализме и национальной терпимости. Результатом аккультурации выступает культурный плюрализм.

     При культурном плюрализме невозможна ассимиляция, так как ни одно национальное меньшинство  не теряет самобытности и не растворяется в доминирующей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. Культурный плюрализм должен быть поддержан политическим плюрализмом. Политическая система страны должна обеспечивать свободу выражения всем этническим группам. Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

     Национально-этнические отношения.

     Как отмечалось, национальные отношения  всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения их самобытности и тд. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этнические отношения» по сути тождественны.

     Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование отдельных наций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, касающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями языка, культуры, этнического сознания и т.д. Национальные отношения не существуют как бы в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений, они вплетены в эти отношения (политические, духовные, языковые, экономические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем. Другими словами, социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны.

     Национальные  отношения носят, как правило, комплексный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, поскольку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют свое этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом нередко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрассудки и мифы. В этом — одна из особенностей проявления национально-этнических отношений между народами.

     Субъектами  национальных отношений выступают  большие и малые этносы (народы). В качестве субъектов национальных отношений могут выступать как представители этносов (наций) и по поводу решения национально-этнических проблем — разного рода социальные группы и слои населения.

     Содержание  межнациональных  отношений.

     Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

     Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых связей между народами, так и на уровне межгосударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т.д. Объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними.

     Политические  межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. В данном случае встает вопрос о государственном устройстве: является ли данное государство унитарным, в котором отсутствуют механизмы представительства и реализации на государственном уровне интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию, в которой такие механизмы имеются. Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций. Наконец, свою роль играют национальные политические отношения на уровне межгосударственных отношений народов. Речь идет об отношениях между народами, имеющими свою национальную государственность, обладающими государственной независимостью и суверенитетом. В этом случае их отношения касаются практической реализации национальной независимости и суверенитета, а также их экономического, политического и культурного сотрудничества, нахождения путей и способов оптимального решения данных вопросов.

     Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т.п. Национальная духовная культура, будучи, как правило, весьма сложным, богатым и многоплановым явлением, развивается в контексте имеющихся в данном обществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их влияние и в немалой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура.

     Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы. И не только охраны, но и воспроизводства природных ресурсов, в том числе земельных, лесных, водных и др. Цивилизованное решение данных проблем все более становится важнейшим условием выживания и развития больших и малых народов (этносов). Они должны решаться как на государственном, так и на общественном уровне, в том числе на уровне общественного и семейного воспитания каждого человека, формирования у него современной экологической культуры, привития любви к природе, бережного к ней отношения. И уж конечно же, необходимо самое тесное и активное сотрудничество всех народов в области решения обострившихся в современную эпоху проблем экологии с учетом национальных интересов каждого из них.

     Надо  сказать, что межнациональные отношения  возникают и осуществляются не только на уровне целых народов (этносов, наций), но и на межличностном уровне в процессе повседневного общения людей разных национальностей. Межличностные отношения нередко обладают богатым духовным содержанием, но во всех случаях это есть отношения весьма деликатного свойства. Чрезвычайно важно учитывать моральную и психологическую стороны этих отношений. Национальные чувства людей, как правило, весьма утонченны и легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг к другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно нравов, обычаев, традиций и в целом духовной культуры других народов, воспитание терпимости и уважения к представителям иных национальностей.  

     Этноцентризм.

     В ходе межнационального взаимодействия, особенно если оно длится долгие годы и происходит регулярно, обязательно возникают какие-то трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда все идет хорошо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в научную проблему, как только отношения обостряются. Причиной обострения часто выступает так называемый этноцентризм.

     Этноцентризм  — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

     Люди  зачастую склонны относиться с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными. Племена, которые украшают носы кольцами, представляются им дикарями, мужья, имеющие десять жен, считаются безнравственными, блюда из насекомых или человечьего мяса носителям европейской культуры представляются обычаями варваров. Они считают правильным только западный образ жизни. Склонность судить о других культурах с позиций превосходства своей собственной культуры называется этноцентризмом. Он тесно связан с другим явлением, именуемым ксенофобией — страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Само по себе слово «этноцентризм», состоящее из двух половин: этнос — нация, народность и центризм — схождение к середине, — предполагает, что в основе всех других групповых конфликтов лежит конфликт между разными национальными ценностями. Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении представителей других культур, служит основой возникновения враждебности к другим нациям и расам, выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.

     Расовая и национальная нетерпимость представляет бытовую разновидность этноцентризма. Она не закрепляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.

     Межнациональные   конфликты   —   это крайнее обострение противоречий между нациями (народами), возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем. Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными представителями. Они могут возникать и действовать на социально-психологическом и идеологическом уровнях национально-этнического сознания народов, а также на уровне деятельности национально-государственных институтов законодательной и исполнительной власти.

     Наибольшей  остроты национальные конфликты  достигают именно тогда, когда они происходят на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв этих целей, народы дают втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.

     Разумеется, межнациональные конфликты имеют  свои объективные причины, нередко коренящиеся в исторически сложившихся условиях жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои права. Как бы там ни было, всегда надо исходить из интересов всей нации, всего народа, а не из интересов своекорыстных националистических или шовинистских групп и отдельных личностей. К тому же необходимо стремиться к разрешению межнациональных конфликтов демократическим способом. Свою роль здесь может сыграть и этническая социология, если она поможет обнаружить причины и предотвратить развитие тех или иных межнациональных конфликтов, предложив рациональные способы их разрешения.

     Способность многонационального общества вовремя  предвидеть и разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты — важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства. Всестороннее развитие гражданского общества, демократизация политической системы и создание правового государства — важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.

Причины обострения межнациональных  конфликтов в бывшем СССР и России.

Прежде чем говорить о  причинах  обострения  межнациональных  отношений в бывшем СССР и в самой России,  являющихся в настоящее время одним из  главных  источников  социальной  напряженности  в стране, закономерно поставить вопрос о том, что в действительности представляли из себя находящиеся на территории СССР этнические группы, какой характер носила проводимая в стране национальная политика. Оба эти вопроса теснейшим образом взаимосвязаны, ибо ошибки в национальной политике КПСС во многом предопределили искусственный и в значительной мере насильственный процесс формирования наций и народностей в СССР. Отметим два наиболее существенных обстоятельства, обусловивших обострение национально-этнических отношений.

      На  протяжении многих десятилетий в  стране происходил процесс огосударствления наций, они создавались без учета реальных потребностей и интересов людей коренной нации и  национальных меньшинств. Искусственно выделялись такие административно-государственные единицы как союзные и автономные республики, национальные округа и области. Не существовало четких и ясных критериев, по мимо идеологических, которые давали бы возможность, например, провести строгое разграничение между союзными и автономными республиками. Различные национально-этнические общности в зависимости от политического и административно-территориального статуса наделялись различными правами, степенью экономической самостоятельности. Как отмечает С.Кордонский, нации были превращены в "социально-учетные группы" наряду с  другими  элементами  государственной политики, а руководители национальных республик должны были регулярно докладывать о своих достижениях в области  экономики, культуры, грамотности и других показателях. Реальный процесс развития наций подменялся социально-статистическими показателями "расцвета и сближения наций".Искусственное вторжение  государства  в процесс национальных отношений с самыми благими намерениями,  за  которыми  скрывались идеологические догмы КПСС о создании бесклассового общества и построении коммунизма в СССР, на практике принимало форму насильственного окультуривания. Фактически такая политика означала консервацию прежнего дореволюционного уровня развития наций и отношений между различными этническими группами,  хотя развивались эти отношения в новых условиях. Таким образом,  есть основания полагать,  что нации  в  СССР рассматривались государственно-бюрократическим аппаратом управления не как подлинные этнические общности с  присущими  им  социокультурными особенностями, различной степенью развития национального самосознания,  культурной самобытностью и др., а как искусственно сформированные по идеологическим критериям социальные общности,  развитие которых осуществлялось и направлялось  идеологическими  установками.  Иными словами,  национальный вопрос не был решен в СССР вопреки официально пропагандируемым лозунгам о расцвете и сближении наций. Причины этого кроются не только в авторитарно-бюрократическом стиле управления страной, но еще в том, что та  модель  социализма,  которая  существовала в СССР,  не смогла удовлетворительно решить социально-экономические проблемы,  связанные с обеспечением населения национально-территориальных образований высоким и стабильным уровнем жизни,  устойчивым  социально-экономическим ростом.  Именно устойчивый социально-экономический прогресс и сопровождающий его высокий уровень и качество жизни  способствовали успешному решению национально-этнических проблем в капиталистических странах на протяжении второй половины ХIХ в. и  в ХХ столетии,  что способствовало преобладанию интеграционистских тенденций над сепаратистскими. «Интернационализм» как  один  из ведущих принципов марксистско-ленинской идеологии также сыграл отрицательную роль в проведении национальной политики. На практике он вел к нивелированию национально-этнических различий, порождая и усиливая предрассудки, предубеждения и недоверие одной нации по отношению к другой. Одним из важных свидетельств политики интернационализма и сближения наций явилось объявление русского языка в качестве единственного государственного языка, что автоматически вело к принижению роли национальных языков и культурных особенностей. Интернационализм означал вместе с тем приоритет политических и социально-экономических отношений над национально-этническими,  тормозил процессы роста этнического самосознания,  формирование самобытной культуры и психологии. Хотя нельзя отрицать отдельных фактов своевременного оказания помощи различным республикам,  как это было, например, после землетрясения в Ташкенте в 1968 г.  и в Армении в 1988 г.. В годы «перестройки»,  когда наметились признаки ослабления централизованной  государственно-партийной  власти  стала формироваться первая волна националистических движений в республиках Прибалтики, «интернационализм» стал нарицательным именем, синонимом «русской империи», реальным образом врага, на который сконцентрировались националистические страсти и эмоции.

Информация о работе Социология этнонациональных отношений